Записки пенсионерки

Светлана Антонович
       Раннее зимнее утро в Бурлевке. (Это не опечатка Рублевки, это район города Н). Медленно возвращаюсь из сна в реальность. Тихие шаги по кухне, звоночек микроволновки – это муж собирается на работу.

       Тоскливо сжалось внутри. Было время, когда мне не хотелось подниматься по утрам. Особенно в такое морозное утро. Выходные казались слишком короткими и я мечтала, чтобы скорее наступило счастливое время, когда не нужно будет ходить на работу.

       Не нужно будет работать! И все. Варианты, почему именно, не нужно будет работать, не рассматривались. Но, как говорится,  бойтесь своих желаний, они могут сбыться!
Такой вариант, как нежданно-негадано свалившееся наследство, отмирал, даже не родившись. Семейная родословная, кстати, неглубоко изученная, не позволяла на это рассчитывать (неосознанное знание, так сказать).

       Муж, офицер в отставке, за время службы не усвоил рыночных отношений. Потому, что даже на рынке со мной бывал редко, в силу своей занятости на службе. Кто-то же должен был служить, пока некоторая часть офицерского состава строила мосты для плавного перехода в гражданскую жизнь. В результате, поднаторев в армии в построении связей, одним прыжком «менеджеры из армии» открыли свои фирмы, а некоторые даже стали очень Большими руководителями. Ну, как говориться,  «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива».

М-да! Так о чем это я? Короче, у меня сбылся один вариант, чтобы не работать – это пенсия по старости. Слава Богу, что не по инвалидности! И что особенно интересно, ждать пришлось недолго. Жизнь пронеслась как-то уж очень быстро. Родилась, выросла, закончила институт, вышла замуж, родила детей и почти сразу пенсия.

Выражение «пенсия по старости», словно деревянным большущим молотком бьет меня по темечку и пригибает к земле. Нет!!! И еще раз нет. Я не старая! Я бегаю на каблуках, слежу за собой, обожаю хорошую музыку, люблю юмор и вообще жизнь! Я вожу машину не хуже мужчин
(даже лучше некоторых!) И мужчины еще обращают на меня внимание…
И мне теперь можно не ходить на работу. Теоретически. Сбылась мечта (не продолжу известную поговорку, так как не считаю себя таковой)  А практически, мне как никогда раньше нужна работа!!!

Всю свою жизнь я «ходила на работу». Работала добросовестно, даже, можно сказать, успешно, хотя и не любила свою работу силой всей своей эмоциональной натуры. И, если кто-нибудь скажет мне, что работа бухгалтера может вызывать вдохновение, я, извините, не поверю.  Желание заниматься подсчетами, отчетами, справками, анализами и прочими действиями, направленными на выяснение того, сколько кто-то получил прибыли, на мой взгляд, не может быть любимым делом.

Но, я благодарна этой профессии за то, что она давала мне возможность находить рабочее место в самых отдаленных точках, куда забрасывала нашу семью служба мужа в армии.
Но вот, наконец, я свободна. Имея пенсию на хлеб и чай, могу заняться тем, что мне нравится. И вот тут то …. Началось самое интересное. Я знаю, что мне нравиться. Но это не нравится больше никому. Я получаю от этого моральное удовлетворение, но ни капли материального. И этот коктейль кружит голову до тошноты. С ужасом осознаю, что мне ни к чему такая свобода.

В ближайшем киоске Союзпечати покупаю газету  и выписываю номера телефонов по вакансии…бухгалтер. Стараясь игнорировать ограничения по возрасту, звоню по всем номерам. Голосом звонким и уверенным перечисляю системы налогообложения с которыми я «на ты». На вопрос о стаже работы бодро и с гордостью отвечаю – двадцать восемь лет (лучше бы, если это был мой возраст)! В ответ – спасибо, мы вам обязательно перезвоним. Пи-пи-пи, - насмехается телефонная трубка.

       Да, действительно, нетрудно догадаться, что мне не «до тридцати пяти» и ноги у меня, если и предположить, что растут от шеи, то наверняка не вызывают желания на них посмотреть от самого начала.
«Ну что ж на вкус и цвет все фломастеры разные. Вам же хуже!» – думаю я, призывая на помощь всю свою гордость.

Но как же насчет того, что «чего ты больше всего не хочешь, то к тебе и придет?» Больше всего я не хотела заниматься бухгалтерией. И что? Почему она ушла из моей жизни (возможно навсегда)? Это был мой хлеб!

Укрывшись с головой пледом, я мучительно думала о том, как жить дальше и вдруг поняла – еще больше чем бухгалтерию я не любила сводить концы с концами. А это было всегда. Вот оно! Пришло то, что я не любила. Работает! Еще как работает!

Когда мой сын развелся с женой, мы потеряли возможность видеться с внучкой. Никакие суды не помогали и, живя в одном городе, я оплакивала разлуку с внучкой. 
Сейчас у меня три внука! Хотела внуков – пожалуйста! И это работает!
Чего не хочешь сильно – получи! И чего сильно хочешь – получи!

Получается и то и другое работает. Нет здесь что-то не так…
С первым случаем разобралась. Видимо, во втором случае, помимо разлуки с внучкой, я была сильно недовольна тем, что планы судьбы не сходились с моими планами.
Я была против этого категорически. И вот результат! Жизнь доказывает, что плыть против течения, себе во вред. Всегда будет так…, короче, не так как ты планируешь.

Казалось бы, поздно проводить работу над ошибками. Большая часть жизни прожита. Но моя жизнь продолжается в детях, внуках. И, может быть, мои ошибки, если удастся их вытащить на свет, помогут им избежать собственных?
Однако!!! Как глобально задумано и какая самоуверенность! - думаю про себя. - А кому нужны твои копания в твоей неудавшейся жизни?
Почему же неудавшейся? Я родила и вырастила сына и дочь…
И что? Родила не без помощи и вырастила не одна. И что я одна такая?
Неужели только за этим Бог подарил мне жизнь?

Вот опять эмоции. Снова философия, высокие материи. А завтра снова пустой холодильник глянет на тебя желтым глазом лампочки, обдаст ледяным холодом реальности, потому что твоей мизерной пенсии, не намного большей военной пенсии мужа и его заработной платы ведущего инженера завода мало. Мало, чтобы жить самим, помогать детям и откладывать на совсем черный день. То есть еще темнее этого.
Отчетливо понимаю – надо идти работать. И снова открываю газету и снова звоню и снова –пи-пи-пи.
        Помните, как у Евтушенко:
Только чёрт заводит снова колесо.;
Колесо, колесо, и летит твое лицо...;
        И мое лицо, снова покрывшись маской необходимых рутинных функций, смешивается с толпой, так же, как и я, озабоченной хлебом насущным.


        Рынок бурлит. Одни покупают, другие продают. Не протолкнёшься между рядами.
- Зелень! Купите зелень! Не забудьте зелень, дамочка, - хватает за рукав тетка в дубленке до пят. За паром изо рта не видно лица.
        Замерзшими пальцами достаю кошелек и вздрагиваю от неожиданного звонка мобильника, лежавшего в сумке.
        - Ну, подруга, тебе не дозвонишься! – узнаю голос Викторовны. Ей уже шестьдесят, но она еще работает бухгалтером на дому. Ведет учет у предпринимателя за небольшую доплату к пенсии.
        – Ты, говорят, работу искала? Запиши телефон…
        - Не могу, я на рынке, - замерзшими губами пытаюсь перекричать тетку. – Я перезвоню тебе.
       Забыв про зелень, бегу к машине. По дороге пытаюсь оправдаться перед собой, что спешу согреться. Но, если по правде, то конечно же для того, чтобы узнать, где требуется бухгалтер.

Записав адрес, радуюсь, что это совсем рядом и направляюсь к месту где снова, как выражается мой муж, смогу (если возьмут)работать на дядю.
Предпринимателем оказался не дядя и даже не тетя. Молодая девчушка лет двадцати четырех приветливо встретила меня в дверях «офиса», коим служил подвал старого казачьего дома.
       - Мы сдаем в аренду помещения, и я хотела узнать занимались ли вы когда-либо учетом аренды. Я буду задавать вам вопросы, а вы мне на них ответьте. Далее, - она высокомерно качнула головой, - мы с мужем рассмотрим ответы кандидатов и примем решение.
Я протянула руку и взяла из ее рук листочек с вопросами. Крупными буквами красовался заголовок – ВОПРОСЫ БУГАЛТЕРУ.

       Мне стало обидно за то, что после двадцати восьми лет работы бухгалтеру с высшим образованием, предлагает сдать экзамен эта девочка.
       - Я уже приняла решение для себя, - Слово «бухгалтер», между прочим, пишется с буквой «х». Ваше предложение мне не подходит.

       Да, она пишет неграмотно, но она грамотно вышла замуж. Муж скупил ряд зданий в нашем городе и сделал ее директором. Пусть даже номинальным. И у нее впереди целая жизнь, которая, возможно, научит ее и грамоте и еще очень, очень многому. И дай ей Бог!
Так думала я, возвращаясь домой с рынка. С порога услышала визг и топот внуков, оставшихся дома, потому как в садике плохо топится. На кухне, в раковине немытая посуда, стол завален остатками завтрака….

       В комнате дочери клацанье клавиатуры, объясняло положение вещей. Выполняет заказ очередной свадьбы. Она у меня фотограф по призванию. Прекрасно, когда способ добывания денег совпадает с твоим призванием.

       С моим приходом вся энергия наших малышей резко разворачивается в сторону бабушки, то бишь меня. Бабушкой я тоже не согласна быть двадцать четыре часа в сутки. Я без памяти люблю своих внуков, но когда на меня уж очень наседают….
       - Лана! – кричу я в форточку дочери, которая с сигаретой в руке, подпирает заснеженную яблоню в саду, видимо вынашивая какую-то творческую идею.  – Дети кушали?
       - Они не захотели, - стряхивая с себя снег, Лана прячет глаза.

       - Понятно! Ничего нового. Бабушка придет и накормит! Потом наведет порядок в доме, займется подготовкой к школе, согласно садиковой программе, потом будет готовить ужин дедушке и т.д. и т.п.

       - Дочь! - решительно говорю я, - у меня есть своя жизнь, в конце концов, или ее нет?
       - Если, тебе так трудно накормить внуков, забудь о том, что ты бабушка, - парирует дочь.
       Вот так. Вырастила! Не хочет понять мать.

    А что собственно она должна понять? У меня все есть – муж, взрослые дети, хороший дом, машина. А они вынуждены тесниться с нами, зарабатывать на то, чтобы вырастить детей и приобрести жилье.  У них своя правда.

    Но именно поэтому я и не хочу пойти к ним с протянутой рукой в старости. Хочу себе заработать хоть какую-то степень финансовой свободы.

     Боже мой! Что за жизнь! Накормив внуков, я сажусь за компьютер и пытаюсь там, в этом бескрайнем море информации найти ответ на вечный вопрос – «что делать?»

     Желающих поделиться «бизнес-идеями» много. Бизнес-идей еще больше. Но все не то, все не мое. А может я просто не хочу ничего делать? Неправда! Просто времени нет и потому, хочется много и сразу. Программа МиС! 

     Поболтавшись по просторам интернета, забывшая про косметику и прочие признаки женственности, в помятом халате, с растрепанными волосами, вдруг замечаю в зеркале полное соответствие возраста, настроения и социального статуса пенсионерки.

     Попытки мужа убедить меня в закономерности происходящих со мной событий, ни к чему не приводят, кроме жуткого раздражения в его адрес.В его понимании, я уже достаточно потрудилась, у меня катастрофически падает зрение от компьютера, и вообще, мы не бедствуем! Короче, нечего дурью маяться, лучше повернуться лицом к дому, семье и внукам.
Послушайте!!! – кричит мой внутренний голос, обращаясь ко всем сразу кто живет во мне – матери, жене, бабушке, бухгалтеру, дочери…

     Я так хочу, хотя бы на время, оставаться наедине со своей душой. Я хочу понять и переосмыслить жизнь. Разобраться, почему все сложилось так, а не иначе. И при этом, чтобы еще и финансовая независимость была.

    Все! Я нашла ошибку. Дело в том, что я родилась не в то время и не в той стране. А раз так, будем исходить из того, что есть. Хватит дурью маяться.
    Проснувшись рано утром, после такого решения, нацепив на себя старенькую куртку и спортивные брюки я решительно направилась к сараю.
    - Что ты там пытаешься найти? – осторожно спросил муж, предчувствуя мое возрождение к нормальной жизнедеятельности и, может быть даже, поворот лицом к дому.
    - Может тебе это покажется смешным, но я решила заняться птицеводством, - ответила я, даже не повернувшись в его сторону. Не потому, что почувствовала себя предпринимателем на пике карьеры, а потому, что боялась увидеть насмешку в его глазах.

    - Ну, наконец-то! -  муж аккуратно отодвинул меня от железной двери сарая.
    – Я знал, что ты опустишься на землю. И сделаю, все, что ты посчитаешь нужным для твоих курей. А ты будешь только подсыпать им корм и собирать яйца.
    Так мы определили, какую именно птицу  будем разводить, хотя  лично я предполагала заняться гусями.
    Гуси, как оказалось,  требуют территорию для выпаса. Учитывая площадь нашего участка, засаженного фруктовыми деревьями и цветами, здесь этой птице клевать нечего.

    В общем, дело пошло! Из купленных на базаре пяти десятков цыплят, с трудом выжило тридцать. Видит Бог, я старалась изо всех сил. Грела их под настольной лампой, кормила яичками и зеленым лучком, давала витамины. Цыплята тоже хотели выжить! Они так отчаянно стремились к участию в моем бизнесе, словно акционеры открытого акционерного общества к получению дивидентов. Результаты этой борьбы я наблюдала каждое утро, находя очередного «акционера» растоптанным в лепешку «соучредителями».

    Путем несложных расчетов я пришла к выводу, что наш сарай далеко не птицефабрика. И носить по три десятка яиц на рынок я не буду. Впрочем и по четыре тоже. Решили подрастить цыплят для себя и только.

    Кто бы мог подумать, что возникнут такие последствия. Однажды утром мы проснулись от громкого истерического кудахтанья. Сразу стало ясно, что приключилась беда.
    - Кудах, кудах, кудах!!! - в ужасе орала курица. И, потому, как это «кудах» доносилось каждый раз с разных сторон, засечь ее координаты быстро, не удалось. Зато сразу же увидели соседку Веру. В белом в мелкий цветочек балахоне, она, словно по кеглям швыряла палку по своему огороду.

    Несчастная наседка (о ужас!) посягнула на соседский огород.
    - Я боюсь туда идти, - сказала я.  - Она меня этой палкой прибьет! Пусть она лучше убьет эту курицу.
    В это время на соседнем участке страсти накалялись! Из -за гаража, стоявшего в конце огорода, вышел муж Веры, Федя. Видно было, что он уже изрядно устал, гоняясь за нарушительницей.
    Курица, прикинув, что расклад сил не в ее пользу, закинула крылья за спину, вытянула шею, и, перейдя на гортанное «Ко-ко-ко!», сломя голову бросилась на Веру. Уж если в суп, так с музыкой ! Та, словно вратарь, расставила ноги и, как оказалось, совершенно напрасно. Оголтелая птица не придумала ничего лучше, как проскочить у нее между ног.
Чего не сделаешь в панике! Толстая Вера инстинктивно присела, прикрыв курицу подолом. Бедалага подпрыгнула, ударившись о «потолок» и резко развернувшись, царапнула его когтями. Видно, это задело Веру за «живое»! Взвыв от боли, она вперила иступленный взгляд в наш забор, распрямилась и зычно крикнула во все горло:
     - Развели вонищу тут!!!

Чтобы не накликать на себя лишние проблемы, курей порезали и съели, так и не дождавшись яиц.
Интернет выдавал все новые варинты как разбогатеть не имея большого начального капиталла. Причем реклама инструкций по выращиванию на дому клубники и грибов в точности совпадала по всем показателям. И сколько вы соберете с одного метра квадратного и сколько на этом заработаете за месяц и за год.
И даже стоимость инструкции была одна и та же. Отличалась только тем, что возле яркой клубники было фото девушки, а возле грибов парня. Короче, лохотрон процветал!


     "Работай, как будто тебе не надо денег".


     У кого родился этот афоризм – знал о чем идет речь. Темными зимними ночами, когда весь дом затихал и только ветер хлестал замороженной вишней в окно, я сидела у телевизора, страдая от бессонницы.Чтобы скоротать время в ожидании сладкой дремы, перебирала старые вещи. Вспомнилось, как когда-то бабушка шила нам с сестрой куклы из лоскутков. И как-то само собой получилось, что руки стали складывать кусочки ткани в теплое милое существо. До полуночи, забыв про сон, я словно маленькая девочка из далекого детства шила куклу.

      Боже мой! Куда девалось уныние и тревога? Мне было так спокойно и уютно в моем кресле, словно оно стояло не перед экраном телевизора, а в комнате моего детства.
Из мира выстрелов, ментов и серийных убийств, тупого юмора ниже пояса, новостей об очередных трагедиях я ушла в другое измерение.

      В суматохе дня, проходя мимо зеркала, я уже не видела унылого отражения. С нетерпением ждала вечера, когда я останусь один на один со своими куклами. Да куклами, потому что вслед за Никитичной, так я назвала первую, появился домовенок Кузя. Надо сказать прелестнейшее создание в лаковых сапожках с лукошком зерна и монет.С Никитичной я делилась мыслями перед сном, а от Кузи ждала прибыли. Никогда не думала, что у меня может получиться что-то подобное. Мне хотелось работать и работать, чтобы никто меня не отвлекал. Увы, семья требовала к себе внимания. И я полюбила свою бессонницу. И впрямь – нет худа без добра.

      В тишине ночи словно давно забытый фильм прокручивалась вся моя жизнь. Детство, далеко не простое. Смерть отца, когда мне было всего 10 лет, жизнь с отчимом. Глядя на фотографию маленькой девочки из семейного альбома, вдруг поймала себя на мысли о том, что она и я это одно и то же. Стержень, душа, назовите, как хотите, это все то же Я. Только в этих детских глазах видна кротость, незащищенность и неземная любовь ко всему.

       Словно маленький росток дерева из косточки, появляемся мы в этом мире. Постепенно покрываемся защитным панцирем, словно корой. Панцирем из недоверия, осторожности, хитрости, изворотливости. Наверное это плата человека, за непокорность Богу. Кто покрепче, у того и шипы могут проявиться. Колючки агрессии и озлобленности.


      Послесловие: Прошло какое-то время. Жизнь снова затолкала меня в свою колею.
Да, работай, как будто тебе не надо денег! И ты получишь душевное спокойствие и удовлетворение своей жизнью. Если ты один!!!

А если нет? Если у тебя дети, внуки или больные родители, которым нужен уход и лечение? Тогда ты забросишь то, что тебе нравится, отрастишь шипы, покроешься панцирем, научишся хитрости и изворотливости. И получишь удовлетворение от того, что помог родным и любимым. Жить для других, забывая о себе… Может быть это и есть счастье?  Т р у д н о е  счастье. От слова – труд.

Для себя я сделала вывод – работать так, как будто тебе не надо денег, это значит относиться к любой работе уважительно и выполнять ее наилучшим образом. Все зависит от личного настроя. Помните, как в мультике? «Как вы баржу назовете, так она и поплывет!»

P.S.  И все же я нашла работу, которая стала в моей жизни счастливым билетом в новую жизнь. И может помочь и вам начать абсолютно новую жизнь, с достойным доходом и классным коллективом.
Если вы, (молоды или уже с жизненным опытом) как и я ищете выход для себя из финансового «дискомфорта», пишите мне в комментарии и я поделюсь с вами своей находкой.