Три уровня сознания и три плана бытия

Мурали Мохан
Глава 1
Три уровня сознания и три плана бытия.

Отбросим религиозные предрассудки и, опираясь на разум, постараемся понять суть предмета. Необходимо согласиться с тем, что существуют различные уровни сознания и соответственно различные планы бытия, которые можно разделить на три основных:
1) Мир материальных наслаждений;
2) Мир отречения и
3) Мир преданности Абсолюту.

В материальном мире все живые существа, в той или иной степени, заняты удовлетворением своих чувств: все хорошо, что доставляет удовлетворение нашим чувствам. Основным критерием благополучия служит: наиболее полное удовлетворение потребностей тела и ума, путем эксплуатации других. В «Шримад Бхагаватам» сказано: «Лишенные рук служат пищей для тех, кто имеет руки; лишенные ног является пищей четвероногих. Сильные выживают – слабые погибают. Одно живое существо служит пищей для другого» (Ш.Б.1.13.47).
Такова реальность материалистического сознания и материального бытия. 

В этом мире растения, насекомые, рептилии и животные, не исключая людей и полубогов – все живут за счет эксплуатации других. Каждое существо может остаться в живых, только эксплуатируя других. Поэтому этот мир называют миром эксплуатации.

Согласно третьему закону Ньютона, здесь каждое действие вызывает равное и обратное  противодействие. Это мир обреченных на вечные страдания и смерть. Пользуясь услугами других, мы будем обязаны вернуть им долг в следующей жизни, оказавшись в более низком и зависимом положении. Так замыкается круг рождения и смерти, старости и болезней. Оставаясь в нем, мы как бы заключаем между собой договор: ты съел меня, а в следующей жизни я съем тебя. 

В человеческом обществе под видом благочестия и религии эта эксплуатация достигает своего апогея. Здесь каждый пытается жить за счет других, манипулируя сознанием и становясь вечным должником. Поскольку это мир эксплуатации, то по-другому здесь существовать просто невозможно.

Разумные люди, философы, последователи буддизма и Шанкары пытаются выбраться из этого заколдованного круговорота. Они ищут мир, где бы ни существовало эксплуатации, и ее последствий. Пытаясь освободиться от кармы (закона действия и противодействия), они ищут мир в отречении от плодов своего труда, отрешенности от чувственных наслаждений, в пустоте и безличном брахмне, совершая духовное самоубийство, отказавшись от ЭГО. Это состояние подобно сну без сновидений, иногда называют его нирваной, а иногда самадхи – полное отречение от мира форм и обозначений. Отрицая объективный мир, не давая воли своим чувствам и уму, они как будто спят, нее видя снов.
 
В отличие от грубых материалистов, которые живут в мире эксплуатации и философов, пытающихся достичь освобождения, а также йогов, которые в зависимости от степени реализации могут быть как в мире материальных наслаждений, так и в мире отречения, вайшнавы знают иной мир, МИР ПРЕДАННОСТИ.


Он представляет собой полную противоположность миру эксплуатации и миру отречения. Признав тот факт, что все принадлежит Кришне, Верховному наслаждающемуся, который является другом каждому и благожелателем всех существ, вопрос уже не стоит ни об отречении, ни об материальных наслаждениях. То и другое теряет всякий смысл, потому что не от чего отрекаться, так как нам ничего не принадлежит, и не к чему привязываться, по той же самой причине. Нирмама, ничего моего НЕТ!

В мире ПРЕДАННОСТИ каждая частица исполнена желания служить Абсолюту, который является источником всего сущего и центром мироздания. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит:
ахам сарвасйа прабхаво маттах сарвам правартате
ити матва бхаджанте мам будха бхава-саманвитах

Я – источник всех духовных и материальных миров. Все исходит от Меня. Мудрецы, постигшие эту истину, служат и поклоняются Мне с любовью и преданностью (Бх.г.10.8).

 Каждое живое существо – неотъемлемая  частица Кришны. Оно уже служит Кришне, но часто делает это не так, как положено, служит не прямо, непосредственно, а косвенно: семье, обществу, нации, религии или всему человечеству.

В Ведических писаниях мы можем найти такие слова: «Стремитесь найти того, познав кого, вы познаете все!» (Мундака Упанишад, 1.3).

ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ?

Существует источник всего сущего, центр, приблизившись к которому, вы познаете все и достигните всего. ЧТО собой представляет этот источник, к которому направляют ВЕДЫ любознательного человека? Это КРИШНА, познав которого, не остается ничего непознанного. Шрила Прабхупада говорил: «Я не профессор философии, но я побеждаю философов, потому что я знаю Кришну».

Обычный человек может усомниться в этом. Но чтобы развеять его сомнения, приведем следующее высказывание. В Шримад Бхагаватам (Ш.Б.4.31.14)  сказано:

йатха тарор мула-нишечанена
  трпйанти тат-скандха-бхуджопашакхах
пранопахарач ча йатхендрийанам
  татхаива сарварханам ачйутеджйа

«Поливая водой корень дерева, мы снабжаем энергией ствол, большие и маленькие ветки и все остальные части дерева, а отправляя пищу в желудок, даем силу органам чувств и другим частям тела. Tочно так же, просто поклоняясь Верховному Господу в процессе преданного служения, человек тем самым удовлетворяет полубогов, которые являются неотъемлемыми частями Господа».

КОММЕНТАРИЙ:
Иногда люди спрашивают, почему нас призывает поклоняться только Кришне, отвергая поклонение полубогам? Ответ на этот вопрос содержится в данном стихе, где приведен очень наглядный пример с деревом, корень которого поливают водой. В "Бхагавад-гите" (15.1) сказано: урдхва-мулам адхах-шакхам - материальный космос простирается сверху вниз, а его корнем является Верховная Личность Бога. В другом стихе "Бхагавад-гиты" (10.8) Господь подтверждает это, говоря: ахам сарвасйа прабхавах  -  "Я источник всех духовных и материальных миров". Кришна - корень всего сущего, поэтому, служа Верховной Личности Бога, Кришне (кришна-сева), мы служим всем полубогам. Одни люди говорят, что для того, чтобы добиться успеха на поприще кармы и гьяны, следует добавить к ним элементы бхакти, а другие утверждают, что для достижения цели бхакти-йоги необходимо прибегать к методам кармы и гьяны. Но в действительности бхакти не нуждается в помощи кармы и гьяны, тогда как достичь успеха на пути кармы или гьяны без бхакти невозможно. Более того, по словам Шрилы Рупы Госвами (анйабхилашита-шунйам джнана-кармадй-анавртам), чистое преданное служение не должно быть осквернено примесью кармы и гьяны. Современные люди занимаются разного рода благотворительной, филантропической и тому подобной деятельностью, но не знают, что все эти виды деятельности могут привести к успеху только в том случае, если их целью является Верховная Личность Бога, Кришна. Нас могут спросить: разве плохо поклоняться и Кришне, и разным частям Его тела, то есть полубогам?
Данный стих отвечает и на этот вопрос. Снабжая пищей желудок, человек тем самым удовлетворяет и все свои органы чувств, индрии. Если же он попытается накормить глаза или уши, ничего хорошего из этого не выйдет. Чтобы удовлетворить органы чувств, нужно просто наполнить пищей желудок. Нет ни надобности, ни смысла служить каждому из них в отдельности. Tаким образом, служа Кришне (кришна-сева), мы сможем достичь всех целей. В "Чайтанья-чаритамрите" (Mадхья, 22.62) в подтверждение этому говорится: кршне бхакти каиле сарва-карма крта хайа - человек, который занимается преданным служением Верховной Личности Бога, достигает всего.

Отвергнув мир эксплуатации и отречения, человек, желающий себя истинного блага, должен прийти в мир ПРЕДАННОСТИ.

ДУША – частица высшей реальности, отражением которой является мир эксплуатации. Каждой душе естественно служить целому. Как части тела (руки ноги голова и пр.) служат телу, так и все души по своей природе уже служат Кришне. Каждая клетка здорового тела работает на благо всего организма. Существуя только ради себя, она будет эксплуатировать другие клетки и сама станет объектом эксплуатации.  Бесполезность и пустота подобного существования очевидны. Поэтому любая деятельность должна осуществляться в интересах Абсолютного Целого, которым является Кришна.

В Бхагавад-гите Кришна говорит:
сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах

Оставь сарва-дхарму (все религии) и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не бойся ничего!
 Необходимо оставить все дхармы (обязанности) и предаться Кришне.

Теперь рассмотрим наш предмет с другой точки зрения. Величайший немецкий философ Гегель утверждал, что изначальная причина всего сущего, Абсолют, должен обладать двумя неотъемлемыми качествами: ОН должен быть Сам по Себе и Сам для Себя. Что это значит?
1) Сам по себе – означает, что Он причина своего собственного существования и ни что иное не является его причиной, т.е. никто не сотворил Его. Если бы его кто-то создал, то высшее положение принадлежало бы творцу. Следовательно, Абсолют должен быть анади, вечно сущим и никем не сотворенным.
2) Сам для себя – означает, что Он существует только ради собственного наслаждения, но не для удовлетворения кого-либо еще. Любой, кто отрицает это положение, немедленно оказывается вовлеченным в борьбу за существование и отправляется  в мир эксплуатации.

ЕСЛИ БЫ ПОЛОЖЕНИЕ АБСОЛЮТА БЫЛО ПРЕДНАЗНАЧЕНО ДЛЯ КОГО-ТО ДРУГОГО, ТО ОН ЗАНИМАЛ БЫ ВТОРОСТЕПЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ, или другими словами не был бы Абсолютом или Богом, но слугой Бога.

Некоторые люди поклоняются Богу как Творцу? Но на самом деле Богу не нужно ничего творить, у Него все всегда в полном порядке. Если кто-то творит, то он слуга Бога. Например, Брахма творит, Шива разрушает и даже Вишну – поддерживает. Это значит, что они тоже служением.  Кому же они служат? Кто же наслаждается всем? Только Кришна! Поэтому Он – Бог, а все другие – Его  слуги. В «Брахма самхите» сказано: ишварах парамах кришна сат-чит-ананда….. Кришна, чье тело сат-чит-ананда, т.е. представляет вечное бытие, знание и блаженство, есть причина всех причин и Ему нет причины. Таково определение реального Бога. Абсолют или Бог должен обладать этими двумя качествами: Он причина всех причин и Ему нет причины. Таков Кришна, которого все великие мудрецы признают парам брахма, Верховной личностью Бога (Бх.г. 10.12-13). Он существует только ради собственного наслаждения и каждый наслаждается вместе с Ним, как Его неотъемлемая частица, в той степени, в какой предан Ему. Кришна Сам по Себе и Сам для Себя. Он есть Верховная личность Бога – высшее проявление Абсолютной истины.

В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «НЕТ ИСТИНЫ ВЫШЕ, ЧЕМ Я…. Все покоится на Мне, как жемчужины нанизаны на нить». Нет ни одного живого существа, которое бы могло сравниться с Кришной в знании, богатстве, красоте, отречении, силе и славе. По Его воле творится и уничтожается этот мир: по Его воле мы рождаемся и умираем, наслаждаемся и страдаем. Ворона не каркнет и даже травинка не шелохнется без воли на то Господа Кришны. Все происходит по Его высочайшей воле и милости. Любое событие или происшествие является ничем иным как проявлением милости и воли Верховной личности, Бхагавана Шри Кришны. Он – первопричина  всех причин, и Ему нет причины.

ВСЕ ПРОИСХОДЯЩЕЕ – ЕГО ЛИЛА (игра).

Движимые эгоистическими мотивами (интересами семьи, страны или даже всего человечества), мы забываем это. Мы забываем, что являемся крошечными частицами бесконечного АБСОЛЮТА. Столкновение эгоистических желаний приводит нас к конфликтам и страданиям. Поэтому необходимо отказаться от частных интересов и, преодолев свое невежество, попытаться обрести чистое сознание неотъемлемой частицы Кришны, действующей ради целого, ради Кришны. Нитье нитьянам четанас четананам (Катха Упанишад, 2.2.13). Существует бесчисленное множество живых существ, но среди них есть одно, которое поддерживает существование других, снабжая их всем необходимым. Мы забываем, что именно Кришна – существо, которому мы обязаны нашим благополучным существованием.

Суть этого учения заключена в словах «Бхагавад-гиты», где Сам Кришна говорит:

сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа
ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами ма шучах

Оставь сарва-дхарму (все религии) и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не бойся ничего!

В материальном мире все: и правда, и ложь есть измышления ума!
Поэтому последнее слово «Бхагавад-гиты»:

Сарва-дхарман паритйаджа мам экам шаранам враджа... Ты должен рискнуть! Пусть все твои надежды будут обращены ко Мне! Будь связан только со Мной. Я не потерплю никого в твоем сердце. Мои отношения с тобой должны быть свободны и чисты. Я не буду мириться с твоими привязанностями! Я не хочу, чтобы ты имел какие-то свои соображения и планы! Оставь все временное, твои увлечения и обязанности – ты свободен. Поступай так, и мы увидимся с тобой во Вриндаване! Таково заключение и таков комментарий к этой шлоке, который я слышал от истинного садху.

Все предписания шастр даны Мной. Это Мои повеления! Но если ради Меня Мой преданный пренебрежет ими, он – истинно преданный! (Ш.Б. 11.11.32)
Если ты нищий, и у тебя нет ничего за душой, то от чего ты отрекся? Не валяй дурака! Но если, будучи богатым, ты принес свое сокровище Кришне – ты поистине отрекся. Такого рода отречение Кришна принимает. Если человек не совершает садхана-бхакти, не изучив шастр, пренебрегает ими под видом рага-марга – он мошенник. Он никогда не приблизится к Господу. Но если, следуя всем предписаниям, человек обрел любовь Кришне и из любви, ради Кришны, нарушил все свои вымышленные обеты, рискуя ради Кришны, такого преданного Кришна примет.
Мы – не моралисты, а преданные, поэтому, если Кришна хочет, мы готовы отдать за Него жизнь... но у преданного не возникает такого желания, поскольку его жизнь – это и есть преданное служение. У него нет другой жизни. Жизнь, посвященная Абсолюту – это вечная жизнь! Жизнь того, кто преследует иные цели, – это жизнь в круге рождения и смерти. Это тоже вечно. Как сказано, есть два типа существ: вечно освобожденные и вечно обусловленные. Все вечно. Какова же между этими вечными разница? Такая же, как между вечными муками и вечным блаженством, жизнью во тьме невежества и на свету, в сиянии знания. И то, и другое вечно. Потому что душа вечна. Она ненасытна!

В «Бхакти-Сандарбхе» Шрила Джива Госвами дает определение слову «Бхагаван» - Тот, кто обладает всеми видами энергии. Любой, кто приблизится к Нему, тут же испытает страстное желание служить этой чарующей личности бхаджанийа сарва-сад-гуна-висиштха. Каждого, кто желает любить Его, Он притягивает Своей любовью. Бхагаван располагает столь многими привлекательными качествами, что притягивает каждое существо, каждую душу кришнас ту бхагаван свайам. В Кришне есть все. Преданное служение Кришне также находится в Нем. Кришна Сам поклоняется Себе. Его энергия – Он Сам. Он – гуру всех гуру. Не случайно слово «парампара» имеет значение «ученическая преемственность». Все гуру, на самом деле, ученики ади-гуру, Кришны. Шрила Прабхупада однажды сказал своим ученикам: «Хотите быть гуру? Будьте! Не говорите только глупостей!» Единственное условие – «не говорить глупостей». И далее: «Всякий, кто повторяет слова Кришны, сказанные Им в «Бхагавад-гите», – фактический действует как гуру». Его тоже именуют «Бхагаваном». Он не отличен от Кришны – ачарйам мам виджанийам. Есть севья бхагаван и севака бхагаван, то есть бхагаван, которому служат, и бхагаван, который служит. Радхарани представляет Его энергию, следовательно, гуру, являясь слугой Господа, есть проявление Радхарани. Радха-дасйа – вот истинное положение того, кто вступает в мир служения Кришне. Сознавая это, преданный может начать служить Кришне под началом Радхи совершенным образом. Тот, кто имеет разум, служит Шри Чайтанье Махапрабху, совершая санкиртана-ягью. (Ш.Б. 11. 5. 32.) Такого рода служение основано на спонтанной любви. Оно не возникает в результате строгого следования правилам, но проявляется в результате общения с теми, кто имеет любовь к Кришне. Что собой представляет это общение? Это беседы о Кришне – кришна-катха. Мач чита мад-гата-прана... (Бх.г., 10.9). Любовь пробуждается в сердце через процесс слушания кришна-катхи из уст чистых преданных. Характерная особенность чистых преданных в том, что они постоянно говорят только о Кришне. Все их мысли,  вся их жизнь,  вся их энергия, направлены на служение Кришне. Они черпают блаженство, говоря о Кришне. Это не скука, это не нудное занятие. Это само по себе приносит неиссякаемое наслаждение – тушйанти ча раманти ча. Раманти – это особый вид наслаждения, который не имеет аналогов в этом мире. Оно не материально, и его питает мадхурья-раса. Преданные, которые наслаждаются таким видом взаимоотношений, – редкие души. Их преданность вдохновляет Сам Господь. Поэтому они идут на все, даже вопреки религиозным правилам и предписаниям благочестивой жизни. Это называется паракия, которая представляет собой особую форму мадхурьи, отношений двух возлюбленных, не связанных узами брака. Говоря об узах брака, мы знаем, что в духовном мире такого не существует, нет таких уз. Что же мы имеем в виду?
Понятие паракия-бхавы имеет множество значений, не только преданность в отношениях между возлюбленными. Буквально слово «паракийа» означает «принадлежать другому». В ватсалья-расе паракия-бхава проявляется, когда Яшода думает: «О, некоторые люди говорят, что Кришна - не мой сын, а Деваки». Она думает: «Я могу потерять Кришну». От этого ее любовь возрастает еще больше. Ее желание служить Кришне достигает апогея... Это не с чем сравнить.
В сакхья-расе  паракия проявляет себя,  когда друзья ждут Кришну. «Кришна вот-вот вернется из Матхуры», – думают они. С другой стороны, они думают: «У Кришны там, наверное, тоже есть друзья, и Он уже принадлежит не только нам. Все говорят об этом. Кришна так и не возвращается. Мы, кажется, лишились Его». Ожидание затягивается. Нечто подобное существует и в дасья-расе и даже в шанта-расе, хотя пассивные отношения кажутся нам менее уязвимыми. Так, мы видим, что любое чувство во Вриндаване связано, прямо или косвенно, с паракия-бхавой.
Это невозможно отрицать. Без паракия-расы и сама мадхурья не была бы столь прекрасной. Океан трансцендентальной расы в значительной степени обмелел бы, если бы не было паракия-бхавы. Описанию паракия-расы в мадхурье Шрила Рупа Госвами посвятил отдельную книгу «Уджджвала ниламани» («Кришна – драгоценный камень уджджвала»).
Служение Кришне разнообразно, оно состоит из пяти основных форм: шанта-, дасья-, сакхья-, ватсалья- и мадхурья-раса. Но кроме этого существует еще семь: абхута-, вира-, каруна-, раудра-, бхайанака- и вибхаста-раса. Любовь к Шри Кришне может проявляться  не только прямо, но и косвенно, в форме смеха, изумления, рыцарства или героизма, в сострадании, в гневе, в страхе и даже в отвращении.
Внутри каждой расы существует множество оттенков любви, выражающейся в особом виде служения. Уджджвала – это высшая степень любви и преданности. Это служение совершенное, лишенное каких-либо иных мотивов, кроме самого служения, продиктованного чистой любовью. Поэтому, учитывая степень преданности, мы можем разделить «любовь» на два типа: имеющую расчет и спонтанную. Шрила Рупа Госвами описал все виды взаимоотношений с Кришной и их развитие в «Бхакти-расамрита-синдху», а мадхурья-расу – отдельно, в «Уджджвала ниламани». Ознакомившись с этим произведением, даже великие ученые-трансценденталисты были поражены ясностью изложения и тщательностью анализа божественной любви. Любой разумный человек, соприкоснувшись с  планом высшей реальности, становится ошеломлен. В его присутствии он чувствует свою незначительность и уничижает себя, чтобы прославить Господа. Таково истинное сознание Кришны. Здесь нет места ложной гордости. Природа Кришны удивительна и таинственна. Она скрыта от глаз материалистов, людей, занятых удовлетворением материальных чувств, которые подобно червям копошатся в куче собственных испражнений.
Боль – это следствие отсутствия любви, забвение Кришны. Хотя любовь к Кришне иногда тоже приносит боль. Но такого рода боль для преданных Кришны  – это проявление Его милости. Преданные воспринимают боль как милость, а непреданные – как  кару.
Кришна говорит: «Я не в силах видеть боль разлуки, которая терзает сердца Моих преданных. Я должен отправиться к ним...» Боль разлуки с Кришной острей, чем физическая боль. Единственным болеутоляющим средством, транквилизатором может быть только Сам Кришна. Нет другого лекарства, кроме Кришны. Его слова, Его деяния и милость преданных, проповедующих послание Господа – все это бальзам на сердце. Преданный думает: «О, Кришна, наша жизнь в этом мире полна страданий, однако, стоит нам услышать Твои нектарные слова или описание Твоих деяний, и жизненная сила вновь возвращается к нам, и все результаты греховных поступков исчезают, как побочный эффект такого слушания. Оно одаривает нас духовным сокровищем. Оно - великое благо. И тот, кто распространяет его (послание Господа) по всему миру – подлинный благодетель и настоящий друг каждого» (Ш.Б. 10.31.9).
В духовной жизни нет места формальности. Что есть формальность? Это форма, принятая умом и ставшая аксиомой, то есть нечто, что безоговорочно существует как истина. Так, мы не оспариваем, что дважды два – четыре; что черное есть черное, а белое – белое; что огонь жжет, а лед охлаждает или то, что нет ничего более верного, чем смерть. Однажды временно принятое нами становится общим правилом, незыблемым законом навсегда. В материальном мире все временно, однако, вследствие цикличности, оно существует и повторяется постоянно. Материя, как и дух, вечна, поскольку берет свое начало из Абсолютной Истины. Но если все же они берут начало, то это значит, что до появления на свет их не было – такова логика. Что это значит? Это значит, что в мире иллюзии, форм, названий и обозначений нам без формальностей не обойтись.

Как было сказано в седьмой главе, поклоняться Господу может лишь тот, кто освободился от всех греховных реакций. Услышав это, кто-то, вероятно, решит, что он не сможет предаться Кришне до тех пор, пока не избавится от всех последствий своих греховных поступков. Чтобы рассеять подобного рода сомнения, в данном стихе Кришна говорит, что даже тот, кто не избавился от багажа греховных реакций, сможет сделать это в процессе преданного служения Господу Шри Кришне. Ему не нужно специально прилагать усилий для того, чтобы освободиться от последствий своих грехов. Без сомнений и колебаний человек должен признать Кришну верховным спасителем всех живых существ. Служа Господу с любовью и преданностью, он должен предаться Ему.

Вначале необходимо развить в себе привязанность к прекрасному облику Кришны. Его зовут Кришна, потому что Он привлекает всех. Тому, кого пленил облик прекрасного, всемогущего и всесильного Кришны, выпала редкая удача. Есть разные типы трансценденталистов: одних привлекает безличный Брахман, других – Господь в аспекте Сверхдуши и так далее, однако самым лучшим трансценденталистом является тот, кого привлекает личностный аспект Верховной Личности Бога, и в особенности Сам Кришна. Иными словами, преданное служение Кришне в полном сознании Бога является самой сокровенной частью духовного знания и сутью всей «Бхагавад-гиты». В заключение Кришна говорит: "ма шучах – ничего не страшись, отбрось все сомнения и ни о чем не беспокойся". Мы можем недоумевать: «Как же отказаться от всего и предаться Кришне?»
О том, что значит предаться Кришне, сказано в «Хари-бхакти-виласе»:

анукулйасйа санкалпах пратикулйасйа варджанам
ракшишйатити вишвасо гоптритве варанам татха
атма-никшепа-карпанйе шад-видха шаранагатих

Метод преданного служения предполагает, что человек должен следовать тем религиозным принципам, которые, в конечном счете, помогут ему подняться на уровень преданного служения Господу. Человек может выполнять предписанные ему обязанности, которые определяются его положением в обществе, но если, выполняя эти обязанности, он не разовьет в себе сознания Кришны, все его усилия окажутся совершенно напрасными. Следует избегать всего, что не ведет к совершенству в сознании Кришны (Х-б-в.11.676). Мы должны верить в то, что Кришна защитит  нас от любой опасности и поможет нам преодолеть любые трудности. Нам не нужно думать о том, как добыть средства к существованию. Об этом позаботится Кришна. Мы должны всегда ощущать себя беспомощными и считать, что только Кришна может помочь нам достичь духовного совершенства. Тот, кто со всей серьезностью занимается преданным служением Господу в полном сознании Кришны, полностью очищается от  материального общения. Существует много религиозных систем и методов очищения сознания в процессе философских изысканий, медитации и занятий мистической йогой, но тому, кто предался Кришне, нет нужды следовать всем этим методам духовного самосознания. Просто предавшись Кришне, он избежит напрасной траты времени. Действуя, таким образом, он быстро достигнет духовного совершенства и освободится от всех последствий своих греховных поступков. Любая деятельность считается ошибочной, если она не приводит человека на платформу чистой преданности Кришне.

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ О ВОЛЕ АБСОЛЮТА!

Когда человек убивает кого-то, его ждет виселица и легкое путешествие на адские планеты. Но, когда тот же человек принимает присягу преданности Родине и правительству и убивает по приказу командующего, его ждет награда. Аналогичным образом, если мы исполняем волю Кришны, нас ждет награды – вечное бытие, знание и блаженство. Мир любви и преданности распахивает перед нами двери настежь.
  Кришна не будет сводить с нами счеты за прошлые прегрешения. Потому что он - Бог. Только тот, кто на самом деле не является Богом, преследуя свои эгоистические интересы, помнит о наших грехах и мстит. Кришна велик и исполнен сострадания и любви ко всем живым существам. Все, что мы делаем для Кришны – истинное благо для всех существ. Но то, что мы делаем для себя или какой-то группы людей, которые прикрываются щитом религии, греховно и поэтому подлежит наказании по законам мира эксплуатации.

Если мы присвоим что-то или откажемся от чего-то, это не приведет нас никуда. Потому что это равноценно. Ни эксплуатация, ни отречение не приведет нас к истинному благу. Конечно, эксплуатация порочна сама по себе, но и отречение не лучше. В мире преданности такого не существует. Там движимый спонтанным чувством любви каждый служит Кришне. Подобно тому, как планеты вращаются вокруг Солнца, так и все живые существа, привлеченные любовью Кришны, вращаются по своим любовным орбитам вокруг Кришны.

Организм не может существовать без пищи, точно так же ни одно живое существо не может существовать без любви. Чтобы питательные вещества попали в желудок, все части тела вынуждены служить желудку, который перерабатывает и их распределяет энергию по всему телу. Каждый орган в отдельности выполняет свои функции и так поддерживает себя. Подобным образом, отвечая на любовь Кришны, живое существо само становится причиной своего счастья.

ЧТО ТАКОЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВИЕ?
Прелюбодействовать – это значит любить кого-то другого, кроме Кришны. Но любить одних не значит ненавидеть других. Если мы любим Кришну, то мы любим всех. У нас нет врагов, потому что любовь к Кришне делает всех счастливыми. Любовь освобождает нас от вожделения, гнева и зависти. Вот что такое любовь и вот что такое прелюбодеяние.

Живые существа могут достичь своего предназначения, только посвятив себя любовному служению целому. По определению Бхакти Ракшака Шридхары Свами, «это и есть вайшнавизм». Наш долг жить ради Кришны. Это путь самоотверженности и предания; это путь вечной удачи и истинной любви.
 
Учение о высочайшей любви принес нам Шри Чайтанья Махапрабху. Основываясь на «Шримад Бхагаватам», Он объяснил необходимость преданного служения. Ни сила, ни власть не являются высшим проявлением Абсолюта. Выше их стоит знание. Но хотя знание стоит над силой и господствует среди разумных существ, но и оно подчиняется еще более высшему принципу: любви и милосердию.  Не знание и не сила дарит нам полноту жизни, а любовь. Милосердие выше справедливости. Справедливость существует только там, где есть закон и ограничения. Но в царстве Абсолютного самодержца, который является источником любви, нет закона, кроме ЛЮБВИ. Там нет страха и тревог, там некого нам опасаться. Кришна есть бесконечная любовь и Его царство – наш отчий дом. Здесь не нужно беспокоиться о себе, потому что о нас позаботятся другие. Это место, где мы окружены любовью и заботой наших братьев и сестер, наших друзей и возлюбленных. Поэтому высочайшее положение, которого можно достичь в этом мире, – это возможность служить Его царству, которое представляет высшую реальность, источник и первопричину всего, что бы ни существовало. В этом мире все исполнено красоты, любви и гармонии. Именно туда и лежит наша дорога. Мы сбились с пути истины, потому что неправильно распорядились свободой. Это стало для нас не свободой, а рабством. Общая философская концепция этого, изложена в «Бхагавад-гите» и «Шримад Бхагаватам». Только войдя в мир ПРЕДАННОСТИ можно избавиться от эксплуатации.

Оставим невыгодные условия материалистического сознания и вернемся назад к Богу. Понять необходимость этого можно, когда живое существо получает человеческое воплощение. Только человеку, посвятившему себя служению Абсолюту, открыт доступ в мир ПРЕДАННОСТИ.

В заключение главы
Повторяйте: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе и будьте счастливы!»

Ваш доброжелатель
Мурали Мохан дас