Записки графомана. 22. Мудак без понятия

Анатолий Иванко
            
                (си-эй-раша)

Со мной служили совсем не глупые ребята. Равиль Мягдеев после трёх курсов Казанского авиационного. Какая-то страшно космическая специальность. Тем не менее, прикинув свои перспективы в ней, рассудил: лучше уж отмучиться два года в армии, чем на казарменном положении (невыездным?) - всю жизнь. Саша Яковлев, внук якутского писателя с судьбой Николая Островского. Володя из Саратова, ещё один Володя – тот чуть ли не прямо из МГИМО. Попал в армию после того, как случайно подвыпив, угодил в медвытрезвитель, да не в простой, а в тот, что на ВДНХ!

Жаль, что их было мало. Тем тоскливей проходили политзанятия за громким чтением очередной  челюстераздирающей статейки из журнала «КВС»1

Лейтенант, командир батареи. Нечто худое, нескладное с нечистой кожей лица и наглым прищуром сынка большого московского человека. Ему для автобиографии нужно было пройти путь от курсанта до той должности, куда папик пристроит. Поэтому, порядки порядка беспорядка его не колебут – он тут ненадолго!
(У меня был замысел сделать по впечатлениям службы повестушку. И даже название заготовил к наброскам: «Агинский полк». Но Довлатов в «Зоне» и особенно Суворов в «Освободителе» эту тему  застолбили. Куда уж после них!)

Нескладное чмо с презрительно оттопыренной губой ненавидит меня всеми фибрами, старается показать превосходство – он ведь учился в престижном училище на Васильевском острове. В том помещении, где был то ли Кадетский корпус, то ли и вовсе Пажеский… А мы что? Так, провинциалы…

Лейтенант вызывает меня к доске, на которую навешена клеёнчатая карта мира. Весь его вид показывает: «Вот вы там, эти, образованные…  А элементарных вещей – не знаете!» Он предлагает назвать страны – члены Североатлантического блока. Глядя мне в глаза, специально для дурака поясняет: «НАТО!».

Разные экзамены случалось мне сдавать за пять лет вуза – до трёх десятков. В том числе и столь для меня трудный, как квантовая химия. (Он у нас именовался «Строение вещества»). Но такого апломба, такого, почти по Шукшину, желания «срезать» не было. К чести своей, должен отметить, и «подпорками» перед экзаменом ни от папиков-мамиков, ни от парткомо-профкомов телефонных не пользовался.

Под испепеляющим взором начинаю называть. Англия, Франция, Италия… Лицо «экзаменатора» потихоньку вытягивается – приклепаться не к чему. Заканчиваю: Бельгия, Голландия…

И тут прыщавый дрочила буквально подпрыгивает: «Мудак!!!» Он радостно оборачивается к народу, спеша поделиться долгожданной возможностью заткнуть за пояс: «Мудак ты! Не Голландия правильно, а Нидерланды! Во!!!»
Смущённо пожимаю плечами, изображая полную моральную уничтоженность.
Народ заливисто хохочет, но, кажется, не надо мной…

Уже сейчас, много лет спустя, думаю: а если бы я Англию назвал как положено – Соединённым Королевством Великобритании и Северной Ирландии? Страшно подумать, сколько на меня было бы затаено злобы!
Злобы жлоба.




1. «Коммунист Вооружённых сил».