В моей семье царила любовь к песне, к музыке вообще. Особенно любила петь с папой, а с сестрёнками мы пели на два голоса. Слух у нас был хороший, и мы легко запоминали новые песни и песни из кинофильмов. Уже в школьные годы после просмотра фильма, запомнив новую песню, напевала её подруге, учившейся в музыкальной школе, а она «дорисовывала» потрясающие аккорды к ней.
Помню, школьницей подолгу простаивала в магазине, где на витрине красовалась маленькая скрипочка. Просила родителей купить мне её. Папа объяснял, что это самый сложный музыкальный инструмент, и овладеть им можно только учась в музыкальной школе. А таковой в нашем рабочем посёлке не было…
Приехала в посёлок очень хорошая аккордеонистка Никольская, но она руководила художественной самодеятельностью на заводе, в огромном клубе и в нашей школе. В её хор я, конечно, ходила. Мама просила её обучать меня музыке, но Людмила Константиновна сделать это не могла просто физически: воспитывала одна детей и работала до изнеможения.
В город мы переехали, когда я училась уже в девятом классе. Так что получать музыкальное образование было поздновато, но всё же я немного поучилась игре на аккордеоне, пока учитель не поступил в консерваторию в другом городе.
Кажется, Бетховен говорил: «Кто начал заниматься музыкой в 17 лет, тот сыграет в своей могиле!».
Чтоб этого не случилось со мной, я решила просто заняться музыкальным образованием. Начала читать книги об искусстве (за жизнь собралась у меня богатая коллекция), купила абонемент на музыкальный лекторий в филармонии, посещала оперу, балет, оперетты в Театре оперы и балета и концерты гастролёров и наших артистов в филармонии.
Сначала я увлеклась опереттами Штрауса, Кальмана и других композиторов. Очень быстро меня заинтересовала опера, балет, а в дальнейшем пришло желание слушать и вслушиваться в симфоническую музыку. Меня это занятие не утомляло и не ввергало в сон, было интересно, как меняется музыка от одной части произведения к другой и что выплёскивал автор из своей души. У меня рисовались свои интерпретации идей произведений.
Помню, к нашей ведомственной квартире относился сарайчик, забитый пустыми бутылками. Мне не хотелось просить деньги у родителей на абонемент в музыкальный лекторий. И я с рвением взялась за мытьё тех бутылок. Когда сдала их, польза получилась двойная: стала владелицей недешёвого абонемента на целый год и привела в порядок сарай!
Лекции читали увлечённые музыкой педагоги училища и института искусств Атанова, Троицкая и другие. Рассказы о композиторах и музыке сопровождались концертными номерами. Билетиков было много и, когда в наш город стали приезжать с гастролями финалисты Первого Международного конкурса пианистов и скрипачей имени П.И.Чайковского, мы с подругой – однокурсницей отрывали по два билетика и шли на встречу с прекрасным!
Так мы познакомились с творчеством Валерия Климова, Нины Бейлиной, Виктора Пикайзена и других. Слушали концерт симфонического оркестра под управлением Вероники Дударовой. В дальнейшем не пропускала концерты классической музыки, органной музыки (когда в городе появился орган) и собрала богатую коллекцию пластинок с записями классической музыки.
Во время учёбы в университете все пять лет пела в хоровой капелле, которой руководил Анатолий Львович Легкота. В репертуаре нашем было много классики.
И в результате этого образовательного процесса моим самым любимым композитором стал Бетховен. «Лунной сонатой» я заслушивалась! Впоследствии полюбила его симфонии. Очень нравится музыка Чайковского, Рахманинова, Шопена, Грига, Верди, Мендельсона, Вебера.
И вот в «Прозе» я познакомилась с творчеством Ольги Косаревой. Оля – человек музыкального мира, чем и я брежу, с той лишь разницей, что я - дилетант, а она -специалист. Да и писание её, умное, художественное, приковало меня к этой личности. Мы стали созваниваться, постепенно привыкли к голосам друг друга и, как жители одного и того же города, получили возможность встретиться.
Это случилось 8 января. На этот день у Оли была намечена встреча с её любимым детищем – вокальным ансамблем «Анданте» - большой, светлой любви, согревающей ей душу уже 20 лет. Оля рассказывала: «Сначала мы встретились как учитель и ученики, потом превратились в руководителя и солисток, сейчас – просто близкие люди, крепко любящие друг друга. Создавался ансамбль постепенно. Основу составили три девочки с одного курса. Они поступили в Училище искусств на теоретическое отделение в группу, в которой я преподавала сольфеджио, гармонию и была классным руководителем. В апреле 1995 года ансамбль стал лауреатом международного конкурса хоровых коллективов и ансамблей в Москве».
Я пришла к Оле заранее, чтоб пообщаться с хозяйкой до прихода гостей и хоть немного привыкнуть друг к другу. Мы обе признались, что представляли друг друга немного иначе, чем выглядели на фото сайта! Молодо выглядевшая, подтянутая, симпатичная женщина – Оля познакомила меня с супругом, геологом, как выяснилось, поработавшим когда-то с моим отцом, тоже геологом.
Квартира их – настоящий музей, и геологии, и живописи, и фото. Александр владеет исключительно интересной коллекцией яшм и других камней, а также изделий из них. Мне было очень интересно узнать названия и место их происхождения, так как от моего папы осталась тоже прекрасная коллекция минералов России.
Фантастически красивые рисунки на камнях подвигли Александра к созданию таких же интересных и оригинальных картин маслом! Мне все они понравились и произвели глубокое впечатление главным образом необычностью. Уважение к хозяину выросло ещё больше, когда в процессе вечера он читал вдохновенно отрывки из «Облака в штанах» Маяковского (естественно, на русском языке) и Гёте (на немецком). И эти творения обоих поэтов звучали как единое, что просто удивило меня!
И вот, когда заговорили о Маяковском, Оля произнесла фразу, которая своей неожиданностью и глубиной смысла поразила меня: «Вижу связь между Маяковским и Бетховеном – оба бунтари, хулиганы даже, а в душе своей такие нежные и тонкие люди».
Тут я оценила творческий климат семьи, в которой живёт Оля и создаёт свои литературные произведения. Это очень ценно! Не ворчат домашние (пусть и добродушно!): «зачем тебе это надо?», наоборот, может, молча, заряжают тебя творческой энергией.
Стресс от первой встречи (что естественно!) прошёл, и мы с Олей поговорили о нас самих. У Оли питерские интеллигентские корни, прекрасное музыкальное образование и насыщенная преподавательская деятельность в Училище искусств и Академии искусств.
Она блестяще владеет уникальным музыкальным методом работы с вокальным ансамблем, который создала из выпускников музыкального ВУЗа Уфы. Автором методики комплексного музыкально-певческого воспитания является Огороднов Дмитрий Ерофеевич. Свою революционную методику он изложил в книге "Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе", а также в брошюре "Вокально-певческое воспитание в ансамбле".
Чувствуете, на что замахнулся этот Мастер?! На музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе! Такого ещё никогда нигде не было!
И вот настало время собираться участникам этого коллектива. Они все молоды, стройны, хотя уже лет 20 как окончили Академию искусств. Пришли семь человек, но не весь ансамбль. Чувствовалась их любовь и великое почтение к хозяйке и строгой учительнице. И вперемежку с тостами начался концерт! Песни исполнялись в основном бардовские, под гитару. Поразило чистое звучание, то сильное, то неимоверно нежное, всегда красивое, тёплое. Впечатление просто потрясающее.
Среди гостей были певцы, музыкант и теоретик музыки. Оля рассказала о концертной деятельности ансамбля. Пели они в основном акапелла, то есть без музыкального сопровождения. И это не вызывало какой-то потребности в аккомпанементе, потому что пение было настоящим спектаклем: на четыре голоса, с подголосками, с подключением то одного, то другого, с усилением звучания, а то с затиханием. Столько было в этом пении души, что я слушала, разинув рот и удивляясь их мастерству. Хоть я и люблю хоровое пение профессионалов, но такого мне не приходилось слышать! Это чудо!
Работа над голосами участников ансамбля проведена колоссальная. Оле удалось выделить и отшлифовать лучшие черты голоса каждого певца. И мороз по коже прошёл, когда я услышала их первую песню. Впечатление сильное, будто большие мастера сидят со мной за одним столом и поют по классическим канонам, лучше, наверно, нельзя. Как же должна гордиться Оля своим детищем, в развитие и рост которого она вложила все знания, талант, душу и силы! И её надежды осуществились, ребята не подвели! Ансамбль в период своих гастролей покорил Москву и получил все мыслимые и немыслимые награды.
На вечере исполняли и классику, и негритянские народные песни. А в заключение все хором пели красивые песни, популярные во время застолий.
Пришёл поздравить родителей с Рождеством сын Виктор с женой и ангелочком – сыночком. Виктор тоже в творчестве! Он компьютерный дизайнер, его очень интересные коллажи, составленные из семейных фото, украшают стены родительской квартиры. А огромных размеров снимки на плёнках Олиного внука Максима просто завораживают, настолько они интересны по композиции и высоко профессиональны.
Подумалось, как же будет благодарен отцу повзрослевший сын за такую память.
Это удивительная творческая семья, в которой все наделены талантами, разнообразными и замечательными.
Время встречи пролетело быстро, расставаться не хотелось, тем более, что хозяйка угощала нас красиво оформленными, отменными пирогами, которые таяли во рту, вкусными салатами и другими вкусными блюдами. Каждому гостю Оля и Саша подарили по баночке мёда с грецкими орехами внутри.
Встреча с этой милой и интересной семьёй и её гостями надолго останется в моей памяти. Я в зрелом возрасте уже как-то не склонна впускать в свою душу новых друзей в силу сложности стыковки характеров. А вот произошёл же такой неординарный случай в моей жизни – встреча с Олей Косаревой, которая стала мне близкой и родной!
9 января 2013 года.