Душой исполненный полёт

Лада Пихта
    В  моей  семье  царила  любовь  к  песне,  к  музыке  вообще.  Особенно  любила  петь  с  папой,  а  с  сестрёнками  мы  пели  на  два  голоса.  Слух  у  нас  был  хороший, и  мы  легко  запоминали  новые  песни  и  песни  из  кинофильмов.  Уже в школьные  годы  после  просмотра  фильма,  запомнив новую  песню,  напевала  её  подруге,  учившейся  в  музыкальной  школе,  а  она  «дорисовывала»  потрясающие  аккорды к  ней. 

     Помню,  школьницей  подолгу  простаивала  в  магазине,  где  на  витрине  красовалась  маленькая  скрипочка.  Просила  родителей  купить  мне  её.  Папа  объяснял,  что  это  самый  сложный  музыкальный  инструмент,  и  овладеть  им  можно  только  учась  в  музыкальной  школе.  А  таковой  в  нашем  рабочем  посёлке  не  было…

     Приехала  в  посёлок  очень  хорошая  аккордеонистка  Никольская,  но  она  руководила  художественной  самодеятельностью  на  заводе,  в  огромном  клубе  и  в  нашей  школе.  В  её  хор  я, конечно,  ходила.  Мама  просила  её  обучать  меня  музыке,  но  Людмила  Константиновна  сделать  это  не  могла  просто  физически:  воспитывала  одна  детей  и  работала  до  изнеможения. 

    В  город  мы  переехали,  когда  я  училась  уже  в  девятом  классе.  Так  что  получать  музыкальное  образование  было  поздновато,  но  всё  же  я  немного  поучилась  игре  на  аккордеоне,  пока  учитель  не  поступил  в  консерваторию  в  другом  городе.
Кажется,  Бетховен  говорил: «Кто  начал  заниматься  музыкой  в  17  лет,  тот  сыграет  в  своей  могиле!».

    Чтоб  этого  не  случилось  со  мной,  я  решила  просто  заняться  музыкальным  образованием.  Начала  читать  книги  об  искусстве (за  жизнь  собралась  у  меня  богатая  коллекция),  купила   абонемент  на  музыкальный  лекторий  в  филармонии,  посещала  оперу,  балет,  оперетты  в  Театре  оперы  и  балета  и  концерты  гастролёров  и  наших  артистов  в  филармонии.

     Сначала  я  увлеклась  опереттами  Штрауса,  Кальмана  и  других  композиторов.  Очень  быстро  меня  заинтересовала  опера,  балет,  а  в  дальнейшем   пришло  желание  слушать  и  вслушиваться  в  симфоническую  музыку.  Меня  это  занятие  не  утомляло  и  не  ввергало  в  сон,  было  интересно,  как  меняется  музыка  от  одной  части  произведения  к  другой  и  что  выплёскивал  автор  из  своей  души.  У  меня  рисовались  свои  интерпретации  идей  произведений.

     Помню,  к  нашей  ведомственной  квартире  относился  сарайчик,  забитый  пустыми  бутылками.  Мне  не  хотелось  просить  деньги  у  родителей  на  абонемент  в  музыкальный  лекторий.  И  я  с  рвением  взялась  за  мытьё  тех  бутылок.  Когда  сдала  их,  польза  получилась  двойная:  стала  владелицей  недешёвого  абонемента  на  целый  год  и  привела  в  порядок  сарай! 

     Лекции  читали  увлечённые  музыкой  педагоги  училища  и  института  искусств  Атанова,  Троицкая  и  другие.  Рассказы  о  композиторах  и  музыке  сопровождались  концертными  номерами.  Билетиков  было  много  и,  когда  в  наш  город  стали  приезжать  с  гастролями  финалисты  Первого  Международного  конкурса  пианистов  и  скрипачей  имени  П.И.Чайковского,  мы  с  подругой – однокурсницей  отрывали  по  два  билетика  и  шли  на  встречу  с  прекрасным! 

    Так  мы  познакомились  с  творчеством  Валерия  Климова,  Нины  Бейлиной,  Виктора  Пикайзена  и  других.  Слушали  концерт симфонического  оркестра  под  управлением  Вероники  Дударовой.  В  дальнейшем  не  пропускала  концерты  классической  музыки,  органной  музыки (когда  в  городе  появился  орган)  и  собрала  богатую  коллекцию  пластинок  с  записями  классической  музыки.

    Во  время  учёбы  в  университете  все  пять  лет  пела  в  хоровой  капелле,  которой  руководил  Анатолий  Львович  Легкота.  В  репертуаре  нашем  было  много  классики.

     И  в  результате  этого  образовательного  процесса  моим  самым  любимым  композитором  стал  Бетховен.  «Лунной  сонатой»  я  заслушивалась!  Впоследствии  полюбила  его  симфонии.  Очень  нравится  музыка  Чайковского,  Рахманинова,  Шопена, Грига,  Верди,  Мендельсона,  Вебера.   

     И  вот  в  «Прозе»  я  познакомилась  с  творчеством  Ольги  Косаревой.  Оля – человек  музыкального  мира,  чем  и  я  брежу,  с  той  лишь  разницей,  что  я  - дилетант,  а  она  -специалист.  Да  и  писание  её,  умное,  художественное,   приковало  меня  к  этой  личности.  Мы  стали  созваниваться,  постепенно  привыкли  к  голосам  друг  друга  и,  как  жители  одного  и  того  же  города,  получили  возможность  встретиться.

    Это  случилось  8  января.  На  этот  день  у  Оли  была  намечена  встреча  с  её  любимым  детищем – вокальным  ансамблем  «Анданте» -  большой, светлой  любви, согревающей ей  душу уже 20 лет.  Оля  рассказывала:  «Сначала мы встретились как учитель и ученики, потом превратились в руководителя и солисток, сейчас – просто близкие люди, крепко любящие друг друга. Создавался ансамбль постепенно. Основу составили три девочки с одного курса. Они поступили в Училище искусств на теоретическое отделение в группу, в которой я преподавала сольфеджио, гармонию и была классным руководителем.   В  апреле  1995  года  ансамбль  стал  лауреатом  международного  конкурса  хоровых  коллективов  и  ансамблей  в  Москве».

   Я  пришла  к Оле  заранее,  чтоб  пообщаться  с  хозяйкой  до  прихода  гостей  и  хоть  немного  привыкнуть  друг к  другу. Мы  обе  признались,  что  представляли  друг  друга  немного  иначе,  чем  выглядели  на  фото  сайта!  Молодо  выглядевшая,  подтянутая,  симпатичная  женщина – Оля  познакомила  меня  с  супругом,  геологом,  как  выяснилось,  поработавшим  когда-то   с  моим  отцом,  тоже  геологом.

    Квартира  их – настоящий  музей,  и  геологии,  и  живописи,  и  фото.  Александр  владеет  исключительно  интересной  коллекцией  яшм  и  других  камней,  а  также  изделий  из  них.   Мне  было  очень  интересно  узнать  названия  и  место  их  происхождения,  так  как  от  моего  папы  осталась  тоже  прекрасная  коллекция  минералов  России.   

     Фантастически  красивые  рисунки  на  камнях  подвигли  Александра  к  созданию  таких  же  интересных  и  оригинальных  картин  маслом!  Мне  все  они  понравились  и  произвели  глубокое  впечатление  главным  образом  необычностью.  Уважение  к  хозяину  выросло  ещё  больше,  когда  в  процессе  вечера  он  читал  вдохновенно  отрывки  из  «Облака  в  штанах»  Маяковского (естественно,  на  русском  языке)  и  Гёте  (на  немецком).  И  эти  творения  обоих  поэтов  звучали  как  единое,  что  просто  удивило  меня! 

     И  вот,  когда  заговорили  о  Маяковском,  Оля  произнесла  фразу,  которая  своей  неожиданностью  и  глубиной  смысла  поразила  меня: «Вижу  связь  между  Маяковским  и  Бетховеном – оба  бунтари,  хулиганы даже,  а  в  душе  своей  такие  нежные  и  тонкие  люди».
 
    Тут  я  оценила  творческий  климат  семьи,  в  которой  живёт  Оля  и  создаёт  свои  литературные  произведения.  Это  очень  ценно!  Не  ворчат  домашние  (пусть  и  добродушно!): «зачем  тебе  это  надо?»,   наоборот,  может,  молча,  заряжают  тебя  творческой  энергией.

    Стресс  от  первой  встречи  (что  естественно!)  прошёл,  и  мы  с  Олей  поговорили  о  нас  самих.  У  Оли  питерские  интеллигентские  корни,  прекрасное  музыкальное  образование  и  насыщенная  преподавательская  деятельность  в  Училище искусств и Академии  искусств.
Она  блестяще  владеет  уникальным  музыкальным  методом  работы  с  вокальным  ансамблем,  который  создала  из  выпускников  музыкального  ВУЗа  Уфы. Автором методики комплексного музыкально-певческого воспитания является Огороднов Дмитрий Ерофеевич. Свою революционную методику он изложил в книге "Музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе", а также в брошюре "Вокально-певческое воспитание в ансамбле".
Чувствуете, на что замахнулся этот Мастер?! На музыкально-певческое воспитание в общеобразовательной школе! Такого ещё никогда нигде не было!

    И  вот  настало  время  собираться  участникам  этого  коллектива.  Они  все  молоды,  стройны,  хотя  уже  лет  20  как  окончили  Академию  искусств.  Пришли  семь  человек,  но  не  весь  ансамбль.  Чувствовалась  их  любовь  и  великое  почтение  к  хозяйке  и  строгой  учительнице.  И  вперемежку  с  тостами   начался  концерт!  Песни  исполнялись  в  основном  бардовские,  под  гитару.  Поразило  чистое  звучание,  то  сильное,  то  неимоверно  нежное,  всегда  красивое,  тёплое.  Впечатление  просто  потрясающее.

    Среди  гостей  были  певцы,  музыкант  и  теоретик  музыки.  Оля  рассказала  о  концертной  деятельности  ансамбля.  Пели  они  в  основном  акапелла,  то  есть  без  музыкального  сопровождения.   И  это  не  вызывало  какой-то  потребности  в  аккомпанементе,  потому  что  пение  было  настоящим  спектаклем:  на  четыре  голоса,  с подголосками,  с  подключением  то  одного,  то  другого,  с  усилением  звучания,  а  то  с  затиханием.  Столько  было  в  этом  пении  души,  что  я  слушала,  разинув  рот  и  удивляясь  их  мастерству.  Хоть  я  и  люблю  хоровое  пение  профессионалов,  но  такого  мне  не  приходилось  слышать!  Это  чудо! 

    Работа  над  голосами  участников  ансамбля  проведена  колоссальная.  Оле  удалось  выделить  и  отшлифовать  лучшие  черты  голоса  каждого  певца.  И  мороз  по  коже  прошёл,  когда  я  услышала  их  первую  песню.  Впечатление  сильное,  будто  большие  мастера  сидят  со  мной  за  одним  столом  и  поют  по  классическим  канонам,  лучше,  наверно,  нельзя.  Как  же  должна  гордиться  Оля  своим  детищем,  в  развитие  и  рост  которого  она  вложила  все  знания,  талант,  душу  и  силы!    И  её  надежды  осуществились,  ребята  не  подвели!   Ансамбль  в  период  своих  гастролей  покорил  Москву  и  получил  все  мыслимые  и  немыслимые  награды. 

    На  вечере  исполняли  и  классику,  и  негритянские  народные  песни.  А  в  заключение  все  хором  пели  красивые  песни,  популярные  во  время  застолий. 
Пришёл  поздравить  родителей  с  Рождеством  сын  Виктор  с  женой  и  ангелочком – сыночком.  Виктор  тоже  в  творчестве!  Он  компьютерный  дизайнер,  его  очень  интересные  коллажи,  составленные  из  семейных  фото,  украшают  стены  родительской  квартиры.  А  огромных  размеров  снимки  на  плёнках  Олиного  внука  Максима  просто  завораживают,  настолько  они  интересны  по  композиции  и  высоко  профессиональны.
Подумалось,  как  же  будет  благодарен  отцу   повзрослевший  сын  за  такую  память.

   Это  удивительная  творческая  семья,  в  которой  все  наделены  талантами,  разнообразными  и  замечательными.

   Время  встречи  пролетело  быстро,  расставаться  не  хотелось,  тем  более,  что  хозяйка  угощала  нас  красиво  оформленными,  отменными  пирогами,  которые  таяли  во  рту,  вкусными  салатами  и  другими  вкусными  блюдами. Каждому  гостю  Оля  и  Саша  подарили  по  баночке  мёда  с  грецкими  орехами  внутри.

   Встреча  с  этой  милой  и  интересной  семьёй  и  её  гостями  надолго  останется  в  моей  памяти.  Я  в  зрелом  возрасте  уже  как-то   не  склонна  впускать  в  свою  душу  новых  друзей  в  силу  сложности  стыковки  характеров.  А  вот  произошёл  же  такой  неординарный  случай  в  моей  жизни – встреча  с  Олей  Косаревой,  которая  стала  мне  близкой  и  родной!

9 января 2013 года.