Балет жизнь моя

Оксана Колабская
Великой балерине Екатерине Сергеевне Максимовой посвящается

«Раз, два, три… Раз, два, три… Ногу вывернуть, носок тянуть, пяточкой задвигать, пяточкой…  Спина! Спину держать! Колено выше! Раз, два, три…»

Здравствуйте, дорогие мои дети! Не шумите, пожалуйста. Мы с вами сегодня путешествуем в…   балетную школу. Знаете, что это за место? О, здесь  занимаются будущие балерины и танцовщики. Что? Вы говорите, что это не очень-то трудно, научиться танцевать. Просто танцевать, это действительно, может быть, не очень трудное, увлекательное дело, помогающее расслабиться, отдохнуть, отключиться от своих проблем. Но балет… Это великий труд, это, порой,  нестерпимая боль, которую надо преодолевать.  А что сделаешь? Билеты распроданы,  зрители придут на спектакль. И они не виноваты в том, что у тебя нет сил, нет настроения, болит   спина, а  ноги  стёрты до такой степени, что на них даже балетные туфельки надеть невозможно,   не то, что  выйти на сцену!   
Мои дорогие дети, балет это тяжело… поверьте. Но тем  и  уникально это искусство. Уникально своей выразительностью, своим богатым языком. Да-да, языком. В балете особый язык… язык  рук, язык ног… не просто позиции, движения, па… а разговор.  Жестами и пластикой в дуэте с  гениальной музыкой можно рассказать гораздо больше, чем словами. Есть даже такое выражение  - балетная дикция.  Но это подвластно далеко не каждой балерине и не каждому танцовщику…
Катенька Максимова жила в старом московском доме, в котором жили знаменитые актёры Московского Художественного театра. Она  родственница великого композитора Сергея Рахманинова. А её дедушка был знаменитый профессор Академии высшего актёрского мастерства Густав Шпет, который в годы революции был выслан из России. Но Катенька никогда не воображала себя выше и лучше других. Она просто берегла свои родственные и дружеские связи как самые ценные в жизни сокровища. Ведь именно они, эти связи, эти нити и держат в жизни! У неё хранилось зеркало знаменитой актрисы Веры Комиссаржевской. Именно это зеркало появилось в фильме-балете «Галатея», где Екатерина Сергеевна сыграла… именно сыграла!.. уличную, совершенно невоспитанную, но чудно очаровательную  продавщицу цветов Элизу Дулитл, которую один богатый господин решил на спор преобразить и сделать из неё леди. И веер Веры Комиссаржевской   очень даже пригодился облику этой не знающей правил приличий  смешной девчонки.  Екатерина Сергеевна  хранила молоточек,  подаренный    ей великой балериной и  педагогом  Галиной Сергеевной Улановой. Таким молоточком балерины    разбивают  пуанты (жёсткие балетные туфли), чтобы они, не дай Бог,  не  стучали по сцене. 
Так что,    крепость этих нитей, связующих поколения,   полностью зависит от нас самих, мои дорогие дети. Родные люди, учителя, соседи,  друзья...

«Раз, два… Чётче  ногу, колено  не гнуть, ударить по ноге, ударить! Колено в сторону! Раз, два… раз, два…»

-  Катенька так хорошо сложена!.. Какая ловкая девочка, чтобы она ни делала!..  Как она грациозно лазает по дереву!.. А прыжок! Посмотрите, какая лёгкость!..  У девочки большое будущее!.. Ей необходимо учиться танцу!..
Так говорили друзья… так восхищались  родственники… так предрекали  великие  профессионалы русского балета Екатерина Гельцер и В Тихомиров, которые были так же и соседями.
И однажды Катеньку Максимову её мама Татьяна Густавовна  взяла за руку и отвела в Московское балетное училище. Проблем с поступлением не было, но с учёбой их было предостаточно. Катенька на всю жизнь невзлюбила скучные упражнения у балетного станка (палки, прикрученной к стене, за которую держатся танцовщики, выполняя определённые упражнения). И только благодаря своему первому педагогу Лидии Иосифовне  Рафаиловой, которая умудрялась заинтересовать непоседливую ученицу однообразными упражнениями, уделяя  внимание настроению музыкального произведения, под которое эти упражнения обычно выполняются. Екатерина Сергеевна сама рассказывала, что ей с учителями повезло,  а вот учителям с ней… не очень!  Трудный своенравный характер, несобранность, непослушание, озорство.  Да-да, мои дорогие дети, великая балерина чрезвычайно требовательна к себе. Не каждый скажет о себе такую правду! А она всегда была правдива во всём. И, прежде всего, в своём танце.  Именно, поэтому её танец напоминает полёт…    стремительный,   высокий и  нежный… И разговор откровенный, доверительный, деликатный…  А ещё песнь  проникновенную,    что льётся сначала  чистым ручейком, потом  звучит, набирает силу и вливается в реку глубокую, просторную, могучую…

«Раз и, два и… Руку держать, локоть выше, кисть мягче!  Раз и, два и… Прыжок выше, легче! Ручкой рисуем, плавнее движения! Рука живая, словно росток! Кисть…  нераскрывшийся бутон! Раз и… два и…»

Жизнь балерины на первый взгляд  однообразна. Упражнения у станка, упражнения на середине, репетиции, вечером спектакль. И так изо дня в день, не останавливаясь ни на минуту. Но сколько переживаний, трагедий, мучений, страданий, боли, травм,  радостей, побед, преодолений, впечатлений, исканий  стоит за этим кажущимся однообразием! Да, дорогие мои дети, жизнь балерины невероятно трудна, но  дивные мгновения полёта танца бесценны. И кому удалось увидеть Екатерину Сергеевну Максимову  на сцене, думаю, не забудет её Танца.
Катенька Максимова очень рано начала выступать на большой сцене.  Её Маленькая нищенка из оперы «Лакме» искала укатившуюся к авансцене монетку по-настоящему, искренне  переживая свою несчастную судьбу, пока не нашла и только после этого ушла со сцены. Птичка в свите феи Весны из балета «Золушка» порхала изящно и легко, а Белочка из оперы «Морозко» так самозабвенно танцевала под ёлкой, что её заметили и даже пригласили юную балерину на радио. Первое интервью во втором классе балетной школы! Известность, популярность.  Но, что же Катя? Она оставалась скромной, серьёзной, пытливой, озорной  ученицей, и вовсе не придавала  значения всей этой суете и шумихе вокруг неё. Особенно была непростая ситуация по окончании балетного училища. Очаровательная юная балерина Катя Максимова уже была знаменитостью, «примой», «звездой», как сейчас говорят. Её отобрали  для участия в концерте, устроенном в честь посещения училища королевой Бельгии Елизаветой! А  во время гастролей Парижского театра  Гранд Опера и знаменитого датского танцовщика и  хореографа, директора Парижской балетной школы, Харальда Ландера,  она единственная из всех учениц  была выбрана им для того, чтобы показать  принципы построения классического урока в его школе. Катеньку  уже знали, Катеньку   любили, ей пророчили блестящее будущее. Но… дорогие мои дети, никакого тщеславия, никакого зазнайства, никакой исключительности! Во многом, конечно, помогли ей её строгие и мудрые учителя. Екатерина Сергеевна всегда была благодарна Елизавете Павловне Герт, своему педагогу в старших классах училища. А когда она начала работать в Большом театре, её педагогом-репетитором стала  Галина Сергеевна Уланова, с которой Екатерина Максимова готовила все ведущие балетные партии. «Я старалась так станцевать, чтобы Галине Сергеевне не было за меня стыдно…»  Ни крупицы тщеславия! Только труд, труд, труд и требовательность к себе. Больше успеха -  больше требований. Иначе, всё потеряешь. Итак, всю жизнь. А её знали и любили во всём мире.  Да что там «любили»! На руках носили! А она… Знаете как её называли? «Мадам Нет»! Когда ей что-то предлагали, она всё время сначала говорила «Нет!» от неуверенности. Ей казалось, что она не сможет… Представляете, дорогие мои дети? Прославленная балерина всемирной известности Екатерина Максимова и не сможет?! И только близкие люди  могли убедить её, что сможет!
Любовь к своему делу, любовь к зрителям…  вот то, что заставляет тщательно создавать сценические  образы,  вылеплять,  выстраивать,  продумывать  каждый штрих жеста, каждое слово, сказанное… движением руки, движением ноги, поворотом головы, наклоном корпуса. Каждое движение -   фраза, разговор, исповедь.  Чудо и великая тайна созданных ею героинь.  А их неисчислимое множество… Катя (балет «Каменный цветок»), Джульетта (балет «Ромео и Джульетта»), Золушка (балет «Золушка»), Китри (балет «Дон Кихот»), Одетта-Одилия (балет «Лебединое озеро»), Жизель (балет «Жизель»), Аврора (балет «Спящая красавица»),  Анюта (балет «Анюта»),  и ещё, ещё…  А сколько фильмов, миниатюр, номеров…  Взгляд Максимовой глубокий, проникновенный, говорящий о многом… взгляд, который способен согреть, заставить думать, сочувствовать, сопереживать…  Посмотрите фильм-балет «Анюта», дорогие мои дети, и обратите внимание на взгляд главной героини в финале. Анюта,  закружившись в праздной, сытой, нарядной  жизни среди поклонников и подарков, совершенно забыла о своих замерзающих в худых одеждах братишках  и обнищавшем, опустившемся в горе и одиночестве  отце. И взгляд  её, внезапно увидевшей их на катке, мгновенно наполнился  невероятной болью и страданием,  вернее, состраданием, осознанием своей вины перед ними…  Взгляд этот вы не забудете.  И, может быть, это воспоминание поможет и утешит вас в трудные минуты жизни…

«Раз, два, три, четыре… Резче поворот, голову держать! Спина! Спина прямая! Ножку аккуратнее ставь, нежнее! Раз, два, три, четыре…»

Помните, мои дорогие дети, сказку Гофмана «Щелкунчик»?  И балет, музыку к которому написал велики й Пётр Ильич Чайковский,  наверное, смотрели? Да? Вот и замечательно!  Для  Максимовой эта сказка  об отважной  девочке Маше, умеющей   любить, прошла через всю жизнь. В начальных классах, Катенька перетанцевала  все детские партии от Куколки,  Снежинки и маленькой Маши.  Именно, в этом балете она впервые танцевала па-де-труа с Володей Васильевым, будущим великим танцовщиком и будущим её супругом и сценическим партнёром. Они прожили вместе пятьдесят лет!   Как-то Екатерину Сергеевну спросили о том, что такое Любовь.  «Этого никто не знает.  Но про нас с Володей догадываюсь. Это доверие друг к другу. Вера друг в друга. Верность друг другу.  У меня на сцене были другие партнёры. Но надёжнее Володиных рук я не знала. В жизни тоже…» Парижская Академия танца присвоила им титул «Лучший дуэт мира».  Они, действительно, уникальны Екатерина Максимова и Владимир Васильев! Они много лет танцевали вместе в «Щелкунчике». Он Принца Щелкунчика, она Машу Принцессу. Они и в жизни были Принцем и Принцессой волшебной, неповторимой, сказочной страны Танца, а потом стали Королём и Королевой. Только они сами не придавали значения титулам и наградам. Они бережно принимали их и увеличивали требования к себе, стараясь оправдать высокие звания и любовь зрителей, работали с удвоенной, с утроенной силой,  не разрешая себе ни на миг почувствовать свою звёздность. Когда Максимова ушла со сцены, она вся растворилась в своих ученицах, передавая им «из рук в руки, из ног в ноги» свои умения, свой опыт, вкладывая в них всё, что только могла отдать. Екатерина Сергеевна всегда считала себя самым обыкновенным, «очень  земным» человеком, признавалась, что каждое утро буквально заставляла себя встать и идти в балетный класс, не раз думала: «Зачем я стала балериной? Сколько прекрасных профессий на земле… Балет доставляет гораздо больше мучений, чем радостей. И всё же… это моя профессия. Конечно, я не променяю балет ни на что другое: я – балерина, и от этого уже мне никуда не деться. Но балет – не только моя профессия, это ещё и моя жизнь…» 
Вот так, дорогие мои дети!

«Раз, два, три … Раз, два, три… Раз, два, три…»