Нижний край золотой луны

Ян Лех
…Баба Нина пахла свежестью, какой-то лесной ягодой.
- Баба! Баба! Я люблю тебя! – ткнулась  на пороге в ее мягкий безбрежный живот внучка, раскинув руки как для полета, пытаясь  обнять родного человека.
- Девочка моя! Внучечка! Какая ты стала красивая и уже почти взрослая! – восхищается баба Нина. – Я тебе привезла носочки, сама связала. И хотя сейчас лето, зиму  ждать надо всегда, она не за горами в наших-то местах. Ох, сумку! Сумку осторожнее! Там банки с солениями. А в этой сумке – банки с вареньем.
Баба Нина дает команды своему зятю, который, разумеется, сам знает, что в сумках  тещи всегда полно стеклянной тары и надо быть очень осторожным. С тещами  вообще всегда надо быть острожными, как со стеклянной тарой.
- А я мечтала приехать к вам в гости еще с весны, - начала своей рассказ баба Нина, когда все уселись за обеденный стол. – Да огород-батюшка не отпускает. Помидоры, рассаду,  пока высадишь – намаешься, но зато – свои, экологически чистые. Капустка, редиска, лук, чеснок… Крыжовник опять же, кустики надо поправить, подкормить разведенным куриным пометом…
- Мам! Ну, за столом только об этом говорить.
- А то как же? Внучка должна знать, что в природе все мудро устроено, даже навоз идет в дело, грядочки под огурчики – будь здоров! Ладно-ладно, лучше о птичках.
- Ну, за встречу! – говорит зять, очередной раз разлив по бокалам темное виноградное вино.
Бокалы ищут родню себе, чокаются.
- Что творится в нашей деревне, - рассказывает веселая баба Нина. – Наш мужик-то Добродей Петрович, средних лет,  родил натурально ребеночка. Про такое по телевидению даже не рассказывают. Добродей-то всех наших вдовушек перебрал, то у одной живет, то у другой – в деревне-то одни неприкаянные остались. Только успевай петушком бегать. Ну, наш  Добродей и старался. Да и хваткий Добродей-то, правда, я его навернула все-таки поленом, так он не стал больше ко мне наведываться. А то все: «Нина! Нина! Я телевизор у тебя посмотрю!». Поленом отучила телевизор мой смотреть. А тут приехал после освобождения  Митька, шмидовский сын, из тюрьмы, сидел за магазин, унес с друзьями ночью без спроса несколько ящиков пива, водки, шоколад унесли, печенье унесли, из магазина-то. Ну, его и унесло на пять лет в тюрьму. Он вернулся, крученный весь, в наколках. Митька-то не женится, а все с Добродеем дружит. Мы решили, что Витька и Добродей – сексуалисты. Оказалось, у них любовь. Добродей-то – это оказалась Добродеюшка, - это – женщина! -  забеременала. Родила богатыря. Или родил богатыря. Вот Добродея-то Митька как достал, пронял его до самых можно сказать печенок. С тоски видать, в тюрьме на  нарах напарился, наскучался по родной природе. А тут Добродей-то ему под горячую руку попал. Под горячее чувство. В общем, английский Энтот Джон отдыхает. Ой, что у нас в деревне творится! Все это от телевизора – от «Дома-2» и от передачи «Пусть говорят» Андрея Малахова. У нас в деревни фантазии бы не хватило, чтобы до такого додуматься.
  - Мам, - укоризненно говорит хозяйка квартиры, - Здесь же  ребенок.
- Ладно, - говорит баба Нина. – Тогда сказочку другую. Соседский пацан-переросток насмотрелся по телевизору на английского Гарри Поттера, взял метлу, залез на крышу и сказал: «Хочу к морю!». И полетел. Главное, что парню не сидится дома – есть коровы, есть птица, есть поросята, огород, есть где показать молодецкую силу. Нет, залез на крышу с метлой, как Гарри, и говорит: «Хочу к морю!». Своими ушами слышала, у нас же огороды впритык. Оттолкнулся от крыши и полетел. Но не к морю! А вниз башкой о заваленку. Кризис жанра фентэзи. Сейчас лечится в районной больнице.
- Мам…
- Ну, ладно. Тогда про мелиорацию. Наш бывший директор колхоза выкопал все трубы на полях, железные, оформил это как металлолом, сдал на приемный пункт, получил миллионы, уехал на курорт в Чили.
- Почему в Чили? – интересует зять.
- Потому что я не разобрала – чи ли, чи не ли, что-то говорили наподобие. Может быть, и в Читу.
- Мам…
- Ну, ладно. Тогда про кота Джозефа. Соседский Маратик поехал в город за тридевять земель и взял кота Джозефа с собой. Маратик все отдыхает, в городе-то,  а кот пришел назад. 700 километров прошел пешком! Вот сила природы! Теперь вся деревня ждет Маратика – вернется ли?
Мама мыла посуду на кухне, папа смотрел телевизор, а баба Нина рассказывала внучке очередную деревенскую историю, учила уму-разуму.
- Травку летом надо на огороде выдергивать. Потому что есть культура, а есть сорняк. С культурного растения ты получаешь пользу, плоды, а сорняк душит культуру, не дает жизни, значит, низким будет урожай овощных и зернобобовых…
- Бабушка, ты у меня знаешь все! – восхищалась внучка.
...

...
- Баба Нина, когда была жива, рассказывала, что какой-то парень насмотрелся фильма о Гарри Поттере, залез на крышу дома с метлой и говорит: «Поехали!». И вроде даже спрыгнул, но метла его  была не волшебной, он шмякнулся на землю. Представляю! Стоит парень с метлой между ног и говорит, мол, хочу на юг. И прыг! Вот умора! Да! Вот смешно! Да? А что ты не смеешься?
- Так это я и был, - говорит мальчик.
- Что ты был?
- Баба Нина про меня рассказывала, наверное. А что: мы хуже этих англичан? Метла, между прочим, - это русский летательный аппарат, его Баба Яга придумала еще.
- Так это ты на метле решил полетать? - спрашивает изумленная девочка.
            - Я…
- Ну, ты даешь!
- Да весь поселок знает, что я космонавт. Со мной никто дружить поэтому не хочет.
- Какой ты космонавт, если летаешь на метле?
- Космос начинается с малого.
- По-моему, ты начал совсем уж… совсем не с того.
- Почему им можно, англичанам? А нам на метле летать нельзя!? Сразу смеяться начинают. Ох, умора! Видите, ох как смешно! Чего смешного? Не вижу ничего смешного.
- Правда, что в этом смешного?
- Ты это серьезно?
- А то!
- Ты единственный человек на Земле, кто меня понял! - выпалил мальчик с таким порывом, что, показалось, сама душа его возликовала.
- А ради меня прыгнешь с крыши… с метлой?
- Зачем это? Не-е-е! Я уже прыгал, не хочу!
- Ради меня прыгнешь?
- Не-е-е!
- А я с тобой лазила на акации.
Они молчат, каждый что-то думает о своем, смотрят пристально друг на друга.
- А если я ногу сломаю?
- Я же не сломала, когда свалилась с акации.
- Меня папка опять ремнем стеганет, мамка скажет, что я дефектный.
- А я скажу, что ты самый лучший.
- Тогда прыгну.
Мальчик вскоре появился на крыше своего дома с метлой. Он оседлал метлу, но, не успев и сделать шага к краю пропасти, услышал крик своей матери:
- Опять! Кыш! Кыш! Куда тебя понесло? Куда? Опять за метлу и на крышу! Выброшу я твой видик, выброшу  вместе с телевизором! Насмотрелся! Будь проклят тот Гарик! Куда на этот раз собрался? Куда? На юг? Слазь!
Мальчик оглянулся на мать растерянно, но это длилось мгновение.
Он шагнул на край.
А потом шагнул с края крыши в пропасть улицы.
Мать завизжала, запричитала:
- Убился! Убился! Опять с метлой! Мне соседка звонит по телефону! Твой сын опять на крыше с метлой! Ой не могу! Ой!
Никто не услышал, какие  слова он прошептал перед падением.
- Люблю тебя, - сказал мальчик и бросился вниз с крыши сельского дома.
По улице уже бежала соседка, которая, видимо, и позвонила матери мальчика.
- Окаянный! – причитала она. – От окаянный! Насмотрятся чего попало по телевизору. И потом сигает с ума где придется!
Девочка, не помня  себя, тоже пошла к месту падения космонавта с метлой. Он лежал на земле, рядом валялся его летальный аппарат. Женщины подскочили первыми, с возгласами стали поднимать бесчувственное тело паренька.
- Воды! Надо воды!  Там в хате! Ковш! – крикнула мать мальчика подошедшей девочке. – Быстрей!
Девочка бросилась в незнакомый дом. Однако ковш с водой нашла на удивление быстро. Мать схватила ковш, набрала в рот воды и брызнула дождем на голову и грудь сына. Тот открыл глаза и сказал:
- Мама, прости.
- Что же ты делаешь, сынок? Разве это дело? Ну, раз прыгнул по глупости, ну, зачем еще раз-то? Зачем?
- Я прыгнул, - сказал мальчик, остановив взгляд на девочке.
- Так это ты перед ней, что ли?! Для храбрости, што ли! Чего зелеными глазищами смотришь, городская пройдоха! Парня с ума свела! Он с крыши прыгает ради нее!
- Он и до этого прыгал, - сказала неожиданно для себя девочка,  ее слова прозвучали крайне  дерзко.
- Что?! Ты хочешь сказать, что мой сын плохой! Он лучше тебя! Лучше! Пусть прыгает, пока молодой!
Девочка развернулась и пошла, покачивая стройными, еще девчоночьими  бедрами.
- Видишь, как ходит?! – кричала мать. – Видишь! Все мужики головы теряют потом от таких ведьм! Парня с ума свела, и пошла! И пошла! Принцесса! Ведьма! Она сама скоро на метле будет летать тут над деревней. Только держись!
- Батюшки! – поддакивала прибежавшая соседка. – Это любовь!
- Я ей все космы выдерну! За сына-то! Вырву! И не посмотрю, что городская она! – кричала мать мальчика.
- Не надо, мам, - просил мальчик. – Нога болит – ой больно!
- Давай подсоблю! – сказала мать. – Ведьма, сына подбила с крыши сигать! Что с ногой? Не переломал? Ступать можешь? Можешь? От курва городская! А ты видела, как она пошла! Другая бы от стыда провалилась в тартарары! А эта вышагивает как курица по двору!
- Они это могут, - поддерживала тему соседка. – Ты еще, девочка-девочка, сходи за ковшиком.
- Так я думала, что это человек! Это же внучка Нины, моей соседки, что в городе померла. Она с матерью приехала. Муж-то не стал тут долго обитать, в город рванул на своем автомобиле. Ему, видно, скучно здесь, в  деревне. А эти остались! Дом на продажу поставили. Я-то думала, что это девочка, а это ведьма! Вот так оседлает деревенского парня, сядет на шею, начнет веревки вить, никакой метлой не сгонишь, будет всю жизнь его погонять да понукать, белого света не взлюбит.
Они, причитая, завели парня в дом, перед этим ткнув метлу куда подальше на крышу сарая, подальше от мальчишеских глаз и глаз городской ведьмы.
...

...Отрывок из информационного романа
"Нижний край золотой луны"

Фото: Ян Лех