Чужие окна

Владимир Семёнов
                Чужие окна
Действующие лица:
Ночной гость – пожилой человек, немногим за шестьдесят.
Светлана – хозяйка квартиры, женщина моложе 40.

Ночь. Квартира, большая просторная комната, два окна, сквозь которые пробивается свет с улицы. Обстановка состоятельная, но не кричащая роскошью. В полумраке видно: застеклённый сервант с хрусталём на полках, комод, на комоде большое зеркало, длинный и широкий мягкий уголок-диван, стеклянный столик вытянуто-изогнутых форм.

                Явление первое.
Бесшумно открывается входная дверь, в замке болтается длинная связка ключей разнообразной формы и размера, похоже на набор воровских отмычек. Дверь остаётся полуоткрытой и сквозь проём бесшумно проскальзывает человек в чёрной одежде с ног до головы. Он бесшумно затворяет за собой дверь и закрывает её на замок. Стоит, выпрямившись несколько секунд, сосредоточенно к чему-то прислушиваясь и всматриваясь в окружающую обстановку. Затем делает осторожный первый шаг, затем второй, третий и уже вполне уверенной походкой проходит на середину комнаты. Останавливается, вновь осматривается, теперь уже более пристально. В этот момент за окном слышен звук проносящегося поезда. Спустя пару секунд после прохождения состава, звучит автомобильная сигнализация, обрывающаяся через 3секунды. И вновь тишина…
Человек медленно начинает движение вдоль по периметру комнаты, пристально всматриваясь  в предметы. Останавливается у комода и встречается взглядом со своим отражением в зеркале. Затем решительно садиться в мягкое кресло, стоящее возле комода. Откидывается на спинку кресла и закрывает глаза. Так проходит некоторое время. За окном вновь проноситься поезд. Поезда, вообще, идут часто, очевидно недалеко проходит ветка электричек. После прохождения поезда, человек открывает глаза, смотрит в пространство, чуть под углом в сторону застеклённого серванта. Взгляд его останавливаться на хрустале. 
Затем человек произносит внятно и отчётливо, но негромко:
-Чудесная ваза…. 
(Поднимается, решительно открывает сервант и руками в чёрных перчатках достаёт понравившуюся вазу).
- Чьи руки касались тебя?!.. А ведь ты не обычная ваза!.. Нет, ты не из Венеции или Богемии, нет…. Ты не кипела расплавленной массой в малиновом огне стекольной печи!.. Ты изваяна целиком! Куском огромного горного хрусталя лежала ты в далёких горах…. Тебя взяли – и отсекли всё ненужное…. И стала ты собой!.. (Пауза). - Интересно сколько могут дать за тебя сейчас, знающие люди?!
(Покачивает, взвешивая её на руке).
- Знающие…. Да что они могут  знать о тебе?!..
(Замолкает надолго. За окном вновь проноситься поезд).
– А вот интересно.… Ещё тогда – на заре времён! Когда атомы слагались в молекулы, а молекулы в элементы…. Знала ли ты, что станешь вазой?!..
 - Кто знает?!.. (Пожимает плечами). – Во всяком случае,… Ты могла знать о своей участи?.. Кто знает?!..
(Вновь замолкает и смотрит в пространство).
- Но ведь кто-то же, знал!..
- Первым, возможно, узрел в тебе вазу тот, кто нашёл тебя…. А вернее твой эмбрион в форме куска горного хрусталя!..
(Затем голосом, преодолевающим сомнения, говорит):
- Да… это был он – парнишка-поисковщик с фабрики,  отправившийся на поиски нужных минералов,…  Хотя… хотя нет, пожалуй,… И даже точно нет!.. Такой минерал для такой вазы должен искать только сам мастер!...
- Как ты попала сюда?..
(Медленно поворачивает её в руках).
 – Сколько рук… Жаждущих, алчных рук испытала ты на своём стройном чистом теле?.. А может быть, ты бескорыстный дар, передающийся из поколения в поколение и знаешь о своём владельце больше, чем он знает о себе сам?...
(Подносит вазу вплотную к глазам, смотрит несколько секунд и осторожно возвращает её в сервант).
Обводит взглядом вещи в комнате:
- А кто хозяева у вас? (Пауза). – Вернее,  я  бы сказал, хозяйка…. И хозяйка явно одна…. У всех у вас есть своё определенное место…. О вас заботятся, вы составляете её семью…. Да вы и есть её семья!
(Подходит к стеклянному столику. На нём лежит пёстрая салфетка, вязаная крючком. Берёт салфетку и по лицу пробегает лёгкая улыбка). 
- О, а хозяйка-то у вас рукодельница!.. Удивительно, как хочется всё-таки женщинам тепла и уюта. И почему-то эти понятия у них заключаются в разного рода салфеточках, рюшечках, подушечках, чулочках, носочках и вышивках…. Но я смотрю, вашей хозяйке хватило терпения лишь на одну несуразную вещицу….
(Возвращает салфетку на прежнее место).
 - Видать не часто она проводит вечера дома….   Не сидится ей дома-то!..  Активная, не старая, ищущая и находящая…. Интересно, как часто находит она?… И как часто находят её?.. 
- Какое интересное фото!
(Подходит к комоду).
- Смотри-ка, да здесь и надпись: «Болгария. Золотые пески. Июль 2010». Да, относительно недавно…
(Берёт фото в руки, всматривается пристальней).
- Однако, экий молодец с вами, мадам! красивая пара!
(Замолкает ненадолго).
- Словно Афродита из морской пены выходящая….  А с вами сам Посейдон из океанской бездны появиться изволил! М-да, велика ваша женская сила, коли самого подводного бога на берег выманить  сумели!..
(Поворачивает фото под углом).
- Интересно, а кто он вам, мадам?.. Жених? Муж? Али так… Мальчик на отдыхе? Вы сами-то кого предпочтёте?.. Ну, признавайтесь, признавайтесь же, мадам! Мы здесь с вами только  вдвоем, и никаких свидетелей!
(Вновь присматривается к фото).
- О, да здесь, как говорят специалисты, фотография содержит следы склейки и монтажа!.. Эге!… Да вы её разрывали, мадам! Что произошло между вами?!
(Садиться в кресло, продолжая держать фото в руке).
                Явление второе.
Та же, комната. Главный герой в кресле, оно затемнено, его почти не видно. В комнате загораться свет, и входит Светлана. Она абсолютно пьяна, еле стоит на босых ногах. Пошатываясь, выходит на середину комнаты, икает и начинает раскачиваться, совершая плавные хаотичны движения. Движения становятся всё ритмичнее и перерастают в танец. Танец дикий и необузданный, в нём чудиться нечто первобытное. В танце Светлана, в бессознательном состоянии хватает одну из подушек с дивана, крепко  прижимает её  к груди и кружиться с ней в танце. Затем резко подбрасывает подушку вверх, пинает её ногой и заливается  в безудержном смехе. Кружась в танце, она  хватает фото с комода и размашистым разовым движением рвёт её напополам. Внезапно останавливается, до неё смутно доходит, что она сделала что-то не так, смотрит поочерёдно на обрывки фотографии, пытается понять ближайшую к ней часть, присаживается на пол, плавно скользит и забывается прямо на ковре пьяным сном. Свет на сцене гаснет. 
               


                Явление третье.
Та же, комната, полумрак. Герой один, в кресле с фотографией в руках. Кресло слабо освещено.
Гость:
- Что же, произошло между вами?! Вы расстались? Когда и как? Там же, в Болгарии? Или уже по приезде домой? Как долго вам было хорошо друг с другом? Отчего, мадам, вы склеили порванное фото? Дорог ли, вам этот мужчина или лишь память о прекрасно проведённом лете?
(Встаёт с кресла и начинает медленно ходить по комнате взад-вперёд, заложив при этом руки за спину).
- Порою, мы видим предметы не такими, каковы они есть на самом деле…. Порою, мы видим формы не в их целостности, а одномерно, в каком-то одном из предстающих нашему взору вариантов.
Жизнь разнообразна, мадам,  и порою преподносит нам неожиданные сюрпризы. Ведь всё не такое, каким нам кажется на первый взгляд.
(На секунду останавливается, продолжает говорить):
- Это как в анекдоте: гуляют люди на прогулке в тюремном дворе. Один у другого спрашивает: говорят, что ты понимаешь в теории относительности?
Да, понимаю.
Тогда расскажи мне её.
Да ты что? Это очень сложно!
Ну, объясни так, чтоб я всё понял.
Ну, вот смотри: вот, что ты сейчас делаешь?
Гуляю!
Вот видишь! А на самом деле сидишь!..
(Кивает головой):
- Вот так и у нас: зачем порвала фотографию? От горя и отчаяния?
Да нет, что вы! Наоборот, от радости! Веселилась я!
(Вновь кивает самому себе):
- Жизнь, без её глубокого осмысления, лишена всяческого смысла, мадам!.. Во всяком случае, серьёзного смысла.… И тогда она постепенно превращается в имитацию.… И, тогда всё меняется своими местами: кажется, что ты живешь в полной мере, дышишь полной грудью, что у тебя всё есть!..  А на самом деле ты даже не понимаешь, а ЧТО на самом деле у тебя есть? Что с тобой происходит, чем ты владеешь?!.. «Все мы живём в пещере и видим лишь всполохи теней на её стенах….» Платон.
- Вот и я.… Полуночным призраком являюсь в чужие жизни.… И читаю через вещи в ваших душах, как в открытой книге…
- Что ты делаешь? Думаешь, что гуляешь? А на самом деле сидишь!
- Я побывал во многих домах, и подчас они были на одно лицо….  У меня даже возникало ощущение дежа-вю!.. – (тихо смеётся). – Вещи…. Множество вещей…. Они словно гадальные зеркала, поставленные друг напротив друга, и создающие бесконечный зеркальный коридор, глядя в который можно прозреть будущее…. Можно встретиться с самим собой…. Увидеть своё истинное Я…. Или…. Или просто сойти с ума…. 
(Пауза. Идёт к комоду, останавливаться возле него, и спокойно открывает верхний ящик. Всматривается в его содержимое, затем достаёт тетрадь малого формата, но объёмную. Открывает наугад на середине).
 За сценой звучит женский голос. Это хозяйка дневника читает свой дневник:
- Вчера родители всё-таки надумали покупать дачу. Говорили, что уже ездили её смотреть. Место красивое, рядом лес, холмы,  и речка. Правда, домик старенький, ему уже скоро полсотни лет будет, но надёжный, крепкий. В два этажа – камень, кирпич и дерево. Я поначалу отговаривала их, говорила, что лучше не связываться с этой покупкой, но потом…. А, пусть берут! В конце-концов, сама буду ездить на выходные, ежели что!…
(Герой перелистывает ещё несколько страниц).
Вновь за сценой звучит голос героини:
- Вчера сидели в кафе с девчонками. Вернее, поначалу с девчонками.…  А потом, заявился Игорь со своими друзьями. Ну, мы  объединились. Всё шло как нельзя лучше, пили чай и кофе, а затем ребята достали заначенный коньяк и стали его подливать в чай, чтобы не заметили официанты. Захмелели ребята быстро и решили нас удивить своей щедростью, соревнуясь, кто закажет более изысканное пирожное. А потом, Игорь предложил всем вместе поехать к нему на дачу.  Поймали такси – две машины сразу, ведь нас было девять человек! Одного таксиста уломали взять пятерых пассажиров, вместо четырёх, за дополнительную плату.  А дача от города недалеко, практически сразу за мостом, на другом берегу, напротив речного порта. Там пойменный лес, заливаемый по весне. В общем, урожаев ноль, а погулять можно. Приехали, щедро заплатили таксистам и ввалились в дом. А там началось опустошения бара, содержащего и коньяк, и водку, и ликеры…  Ребята и девчонки уже в равной мере были пьяны, начали тискаться по углам и уходить в соседние комнаты. Игорь начал приставать ко мне, а я пила мало, хмель в голову не  стукнул. А им всем весело….   Ну, я поначалу побрыкалась, но долго строить из себя девочку мне не удалось. Он погасил свет, и мы возблагодарили друг друга за долгую дружбу. Наверное, я дурра....
(Гость закрывает дневник.   
 Вновь начинает расхаживать по комнате).
- Ну, отчего же, дурра?!.. Вовсе нет! Просто… - (Поигрывает руками в воздухе). – Просто, мадам, всё в тот вечер произошло у вас столь скоротечно, что вы толком-то, и сообразить ничего не успели, вот и всё!.. А так….  Игорь, судя по всему вполне приличный парень, а вернее, молодой мужчина и вы друг другу явно симпатизировали на протяжении довольно длительного периода. Хотя, что у кого именуется длительным периодом, сказать довольно сложно, ибо сейчас скорости столь велики, а нравы столь откровенно неустойчивы, что длительным периодом может считаться что угодно! Во всяком, случае, вы захотели поведать об этом в дневнике. Ну, в общем, знаете вы его уже довольно давно и в тот дивный вечер, уже почти ночь, вы, как изволили выразиться, сумели-таки отблагодарить друг друга за долгую дружбу!..
(Смеётся искренне и тихо).
- А скажите, мадам, а разве чуть пораньше никак нельзя было воздать за дружбу, а?!.. (вновь смеётся). – Ведь, вы же, не маленькая девочка, мадам, так неужто же, следовало доводить дело именно до полускотского состояния, дабы свершилось естественное?! 
(Вновь смеётся тихо, но на этот раз иронично. Замолкает). – А, впрочем, простите, мадам, я наверняка несправедлив к вам….  Простите….
 (Опускает голову на грудь и недолго молчит. Затем возвращается в реальность, поднимает взор и продолжает говорить):
- Вероятнее всего, что ни вы, и ваш друг, мадам, вовсе и не думали доводить себя до уподобления четвероногим, отнюдь!.. Просто приложились искренно, что называться от души, ну и перебрали чуток лишнего….  Да, а потом простая искренняя страсть, помноженная на молодость….
(Пожимает плечами). – Кто знает, мадам? Быть может, вы ещё любите его?!.. – (Усмехается). – Заметно, что вы питаете к нему некие чувства. Сие очевидная реальность. Ибо, никуда вы бы, не поехали в тот вечер, даже, если бы, были.… Но нет, конечно, вы не шлюха, мадам, и это видно сразу…. 
 - Ну,…  раз любите… то  и карты в ваши чудные ручки!..
Почитаем ещё. (Снова наугад открывает страницу дневника).
За сценой снова звучит голос Светланы.
- А братец-то мой, оказался редкостной скотиной!.. Заигрался шельмец!... Хорошо, родители не в курсе…. Не прийди я вовремя в гости, так и уплыла бы, семейная реликвия!... Ничего, пусть у меня постоит, целее будет!... Вот, что значит младший ребёнок в семье! Всегда ему всё позволено и всё прощается! А он вырос – здоровенный дядька и подсел на игровые автоматы. Сколько раз ему занимала, никогда денег не отдавал! И всегда клянёться-божиться, что бросит это пагубное занятие.
Пусть лучше родители думают, что я без этой вазы жить не могу!.. Непонимаю…. Просто не понимаю, как можно сменить реальную, живую жизнь на виртуальные суррогаты?!..
Гость закрывает дневник.
- О, да, мадам! Как я с вами согласен!.. И понимаю, мадам ваш праведный гнев!..
Когда человек мало что представляющий собой в реальной жизни, тем не менее, желает стать героем, лидером или примером для подражания, ничего при этом, не совершая, попадает в виртуальный мир, там он получает всё это в полном объёме. Всевозможные бонусы, награды, лёгкие скачки с уровня на уровень, всё выше и выше. И вот наступает момент, когда реальность становится, просто не нужна! Кажется, что у тебя есть всё – и супергерой ты, и миллиарды в кармане, правда в виде баллов или очков, и дворцы с гаремами, и президент ты – стоит  только нажать кнопку!..
Игра… как много в этом звуке для сердца русского слилось!.. (Тихо смеётся). И вот мы уже не живём, а лишь иммитируем жизнь. Причём самую успешную её сторону! Как же, трудно отказаться от прекрасной, выдуманной жизни!.. Как не хочется возвращаться в эту серую будничную реальность, где все чего-то от тебя требуют….  А для активного участия в виртуальной жизни нужны вполне реальные финансовые вложения! Для того чтобы продлять эту сказку… Странную-странную, сладкую сказку…. И вот, тогда-то и начинается лихорадочный поиск средств! Воровство, обман близких людей, которые, по сути, давно тебе не близки! Они просто не в состоянии понять, как тебе хорошо в виртуальном мире!..
- Недаром опаснейшую игру с револьвером именуют «Русской рулеткой!» Русской!!!..
Да…. Жизнь в России – интересная жизнь…. Нет, я вовсе не собираюсь подпевать хору тех голосов, которые только и могут, что кудахтать с экрана телевизора и заламывать руки: «Ах, какая  трагическая история у России!»… Нет, нет, нет….. К этому хору я не примкну при всём моём… непростом жизненном опыте….. А вот игра…. На это стоит взглянуть особо! Именно в наших русских душах, накал достиг той степени,  той грани, за которой уже начинается бездна! (Замолкает и поворачивается
спиной к зрителям, смотрит в окно. Слышен звук проходящей электрички).
Поворачивается к зрителям:
- Да, именно бездна и именно в нашей игре…. Как там у классиков?… Мы русские словно дерево. Из нас можно сделать дубину, а можно икону!.. Сегодня ты – благополучный менеджер среднего звена, а то и выше, у тебя есть золотая банковская карточка и льготный кредит. А завтра тебе нечем заплатить за чашку чая в кафе…. И тогда ты вспоминаешь, что у дворового друга детства Пети сколочена отмороженная бригада и подаёшься к нему, в надежде воздать всем и за всё сразу. А заодно и иметь доступ в свой выдуманный мир…
Какая все-таки увлекательная вещь – ваш дневник, мадам! Навевает множество самых разных, философских мыслей…
(Вновь открывает дневник наугад).
За сценой голос Светланы:
- И чёрт меня дёрнул вязать эту салфетку! Никогда в жизни не тянуло меня к рукоделию!.. Я с детства гордилась своими математическими способностями! И я нашла им достойное применение - как-никак, а главный бухгалтер! А всё эта Тамара Михайловна!.. (Меняет голос на дрязняще-издевательский, копирует Тамару Михайловну):
- Поучись Светочка, свекрови любят хозяйственных невесток! Вот  выйдешь замуж  за своего Вадима и предъявишь свекрови своё рукоделие! Ну, я и повелась!.. Идиотка!.. Крючок этот, будь он неладен... Все пальцы исковыряла, пока закончила! Ну, вот теперь лежит на столике и что?..  Ждёт своего часа?..
(Гость с дневником в руках садиться в кресло. Место с креслом затемняется, на сцене загорается свет, появляться Светлана.
Она заходит в комнату, подходит к дивану и плюхается на него. Откидывается на спинку дивана и раскидывает руки. Несколько секунд смотрит в пространство, затем хватает со стола салфетку, накидывает её на лицо, запрокидывает голову и громко смеётся.
Светлана бросает салфетку обратно на стол и произносит с грустной улыбкой):
- Ну, что девочка? Поиграла в невесту? Хотелось куклу на капот и тюль на башку?
(Снова запрокидывает голову и громко смеётся.
Подскакивает  с дивана, хватает телефон, набирает номер подруги).
- Ритусик! Чем занята?.. Хочу с тобой посекретничать, пойдём в кафешке посидим?.. Давай Танюшку ещё позовём, девичник устроим?.. Нет, солнышко, не сейчас! Всё потом, всё в кафе… Целую, пока-пока!
(Порывисто убегает  со сцены, свет гаснет).
Гость говорит тихо:
- Да-а-а….  А час-то, видимо, и не пробил… 
(Встаёт с кресла, идёт к комоду и аккуратно кладёт дневник на место).
- Сколько в жизни человеческой встречается ненужных бесполезных вещей, не выполнивших своего предназначения, не успевших сыграть никакой роли…
(Пересекает всю комнату и подходит к окну. Молча, стоит у окна, долго вглядываясь в улицу. В окне виден соседний дом, в котором мирно светятся разноцветные окна).
 Гость говорит:
- Окна… как много жизней в вас в ночной тиши…. Вот широкое оранжевое… Очевидно, это зал. Большой высокий светильник в углу, свет бьёт в потолок. Диван…. На нём сидят двое…. Да, двое…. Что они делают?.. Что-то разложено у них на столе.… Далеко отсюда, трудно сказать…. Бумаги, быть может?.. Деловой разговор глубокой ночью?..
(Поворачивается от окна, медленно проходит на середину комнаты).
- Дела…. Они не отпускают нас даже ночью…. Даже во сне…. Мы проводим жизнь, перебирая дела, сортируя их на важные и не очень. Порой лишь со временем понимая, что некая отложенная мелочь могла стать судьбоносной и перевернуть весь ход дальнейшей жизни.
(Возвращается к окну. Продолжает смотреть).
- Голубое окно.... Мягкий ровный свет, так и манит ко сну…. Окно небольшое…. Возможно, спальня…. А может быть кухня?.. Нет, здесь ничего не видно, нельзя сказать определённо…. Шторы плотные, лишь только свет пробивается на улицу….
-  А, вот Розовое Око…. Да, это именно око!.. Хозяин решил соригинальничать и поставил круглое окно!.. Ну, что же, на вкус и цвет…. Хотя, в этом есть некий вызов…. Нет, скорее, некая красота и прелесть.… Ведь  круглые окна характерны для старинных зданий. А хозяин этой квартиры  в панельном доме, видимо большой эстет!.. Хочется ему на мир смотреть через круглые окна…. Тогда и мир видится  в более  приемлемом свете…. Он становиться округлым, мягким, может быть, по-своему добрым…. Да, в этом есть свой смысл!.. Своего рода фильтр реальности, сквозь который можно пропустить мир, а затем довольствоваться полученной картиной!..
- Вот ещё окно, мягкий сиреневый свет… Силуэт женщины за складками штор… Медленно плавно двигается, то склоняясь, то выпрямляясь…. Всё понятно, женщина готовиться ко сну…. Интересно, замужем она? А, вот  мужчина!..  Две тени медленно сливаются в одну…. Ну, что же, не будем им мешать…
(Отворачивается от окна).
- Тени сливаются воедино…. Сколько в нашей жизни теней…. Я тоже был лишь тенью для кого-то…. И они были тенями для маня…. Но это понимаешь позже, когда оглянешься и остро ощутишь своё одиночество….
(Продолжает вглядываться в окна).
- А вот приятный салатный свет. Уют и тепло гостеприимной хлебосольной кухни….  Как, наверное, уютно людям, приходящим сюда!.. Какими ароматами, должно быть, встречает гостей этот дом…. А вот абсолютно чёрное окно. В открытой форточке видна струйка дыма….  За стеклом – огонёк зажженной сигареты. Обычный ночной курильщик. Ему, как и мне, не спиться…. Интересно, о чём он думает сейчас?.. Быть может, его  подняли с постели мысли о работе?.. Дадут ли, премию в квартал?.. Или же, дача стоит недостроенная, который год?.. А может, решает, как вообще, быть дальше?!..  Да что, в конце концов! Просто захотелось человеку покурить….
(Тихонько смеётся).
А вот, на самом последнем этаже, яркое, наглое желтое окно… Явно затянувшаяся вечеринка, недающая спать мирным соседям! Но, судя по тёмным окнам вокруг, соседи попались понимающие и терпеливые.
(Бьют часы, негромко, но отчётливо. Герой оборачивается и смотрит в их сторону).
- Вот это да! Как же, я сразу-то не заметил!..
(Подходит к небольшой тумбочке у входной двери в комнату. Берёт часы в руки).
- Вот это старина!.. Вот это работа!!.. Какое совершенство линий!.. (Проводит пальцами по корпусу осторожно, бережно, как бы лаская часы). Какое дерево!.. Похоже, на морёный дуб…. – Да  это никак не менее середины девятнадцатого…. А-то и самый конец восемнадцатого века!.. Да, как бежит время…. Если они верно идут, то мне уже пора….
(Ставит часы на место.).
 - Были бы, у меня другие цели, уж вы бы, здесь точно больше не стояли!
(Улыбается, шутливо грозит часам пальцем. Открывает входную дверь и тихо выходит, плотно закрывая дверь за собой. Через пять-шесть секунд слышен ключ в замке, отрывается дверь и
входит Светлана. Она снимает с себя плащ, проходит в комнату, останавливается и усталым взглядом обводит привычные, такие родные вещи).
                Конец.