Вечера святые и страшные. Часть 2

Тина Гай 2
Коляда ты, коляда,
Заходила коляда,
Записала коляда,
Государева двора,
Государев двор среди Москвы,
Середь каменной.
Кумушка-голубушка,
Пожертвуйте лучинки
На святые вечера,
На игрища, на сборища…


Так в народе встречали Рождество и Колядки. Колядование было неотъемлемой частью Рождественских праздников. Как противостоящее славлению,  в народе оно называлось «заваливанием» или страшными вечерами. Случаются страшные вечера дважды: в ночь на Рождество  и в Новый год.


Слово колядование имеет латинские корни (Colendae): оно употреблялось для обозначения начала года - январских календ (отсюда слово «календарь»). В эти дни в языческом мире совершались обряды жертвоприношений. Потом это слово перешло в Византию, а затем уже, измененное в соответствии со славянским языком, в Россию.


Наряду с христанскими и языческими обычаями в колядовании очень много бытовых тем, а цель колядования – веселить дом и желать ему счастья. С колядой, как праздником Солнца, связан обычай разведения костров и сжигания рождественского полена и переодеваний.


Ряженые колядовщики представляли не себя, а души умерших предков, которые пришли на праздник усопших душ. Существовал в связи с этим и другой обычай - не убирать рождественский стол, чтобы и пришельцы из мира мертвых могли угоститься.


Обычай задабривания мертвых, чтобы они не принесли в дом горя и несчастья. По этой же причине хозяева угощали ряженых: давали им деньги, мясо, колбасу, пироги, угощали вином и кто чем может. А ряженые пели и плясали,  заканчивая словами: "Бог, благослови дом и все, что в нем, - скот, камни и дерево! Пусть все в нем будет в изобилии - мясо, одежда, постели и здоровье!"


Поэтому колядование означало еще и побирание, прошение милостыни. Говорили, что ряженые цыганили, нарядившись в цыганские шали и одежды, иногда даже уворовывали что-нибудь из хаты. Но за это их прощали, так требовал обычай. Потом хозяева выкупали «украденное». На «наколядованное» запрещалось покупать что-нибудь полезное: деньги шли либо на благотворительность, либо на подарки на весь праздник.


Если ряженым в доме не подавали, то песня заканчивалась словами: «Дай же тебе Господи – одна корова и та нездорова, по полю пошла, и та пропала».


И ряженые начинали буянить: заваливали снегом трубу, разбирали забор, разбрасывали поленницы дров, засыпали снегом двери … Словом делали то, что в простые дни запрещалось делать.  Существовал и обычай изгнания нечистой силы, когда ряженые с криками трижды обегали дом и прогоняли нечисть. Вспомним Гоголя: сколько искрометного юмора, знания народных обычаев, связанных со страшными вечерами и нечистой силой. Энциклопедия разгула нечисти.


К ряжению готовились: задолго до святок молодежь начинала шить костюмы, готовить маски: ряженые не должны быть узнаваемы. Традиция наряжаться на новогодние праздники и маскарады сохранилась и прочно вошла в наше представление о Рождественских и Новогодних елках. Все знают детские утренники, к которым начинали готовиться заранее: костюмы принцесс, медведей, зайчиков, мушкетёров и просто маски, скрывающие лица. Они имеют те же корни, идут из дохристианских времен, хотя сакральный смысл переодеваний уже и не вспоминается.


Ряжение было основной чертой, отличавшей святочные вечера от просто зимних посиделок. Рядились девушки и парни, девочки и мальчики, словом, молодежь, чьим праздником считалось Рождество. Рядились парни – в женское, девушки – в мужское, рядились в медведей, в шкуры и шубы, вывернутые мехом наизнанку, в лошадей и коз.


Были распространены сценки, разыгрывавшиеся ряжеными: танцы медведя с вожаком, лошади с седоком, шуточные похороны и венчания, цыганские сценки и т.д.. Сценки сопровождались шумом, звоном, гамом, нецензурной бранью, эротической символикой, верчениями, вихляниями, неприличными танцами.

По этой причине колядование строго запрещалось церковью. Однако, несмотря на запреты, пишет архимандрит Киево-Печерской лавры,  «Неции памяти беса Коляды и доселе не перестают обновляти, наченши от самого Рождества Христова, по вся святыя дни собирающеся на богомерзкие игралища, песни поют, и в них, аще и о Рождестве Христовом вспоминают: но зде же и беззаконно и Коляду, ветхую прелесть диавольскую…».

 
Внешняя обрядность, скоморошество, разыгрывание сценок, удержавшееся под прикрытием христианско-церковным, являются не чем иным, как наследием римского обихода, откуда коляды и пришли. И уже вряд ли исчезнут.

(Окончание следует)

Автор публикуется на сайте
http://sotvori-sebia-sam.ru/
Заходите, читайте!