Бессмертная партия Часть 2 глава 7

Хорошулин Виктор
В соавторстве с Валерием Сергеевым Орловским



         ЧАСТЬ 2. «Албанская партия»

 
         Размышления шахматной фигуры -7
 
         Ферзь противника уже здесь! Он осмелился угрожать нашему самодержцу! Король отошёл на безопасное поле. Чёрный монстр злобно ухмыльнулся и тоже отодвинулся. Но недалеко.
         Всё это уже когда-то происходило…
         Да, было дело! Припоминаю одно сражение, начавшееся так же, как и сегодняшнее! Тогда мы, можно сказать, оставили «на съедение» собственного короля! Вражеский ферзь славно поохотился в наших угодьях, ещё немного, и битва бы триумфально закончилась в пользу чёрных! Но ферзь был без поддержки, мы сумели его «запереть» на левом фланге, и, когда он опомнился, было уже поздно! Наши лёгкие фигуры атаковали вражеского монарха и заставили его сдаться!
         Правда, следует вспомнить, что тогда вместе с другими фигурами был отдан в жертву и я (8)…
 
       

          Глава 7. Тайна кёнигсбергского профессора
 
          Беда пришла в дом Ильиных.
          Не сказать, что совсем неожиданно – состояние Леночки неуклонно ухудшалось,  методы амбулаторного лечения уже не помогали. Но Кирилл и Вера продолжали верить, что… обойдётся… Наступит момент и болезнь будет сломлена, не сразу, конечно, но молодой организм справится…
          И вот, оно - несчастье. То ли чёрной тенью лихо просочилась через половицы, то ли ледяным ветром ворвалось в раскрытую форточку… но надолго и основательно поселилось оно в семье Ильиных…
          Много горьких  раздумий, разговоров и тяжких хлопот свалилось на головы несчастных родителей, много слёз пролила Вера. Да разве слезами делу поможешь?
          Сейчас бедный ребёнок лежит в больнице. Девочке через день проводят гемодиализ. Кирилл прекрасно знал об этом методе очищения крови. Он проводится с помощью особых фильтров, при этом пациент полностью обездвижен в течение нескольких часов.… Говорят, один человек продержался таким образом целых 15 лет! Но часто люди умирали уже через 2-3 года…
          Неужели это всё, на что способна современная медицина?.. Существуют ли другие способы помочь ребёнку, пусть даже находящиеся за гранью официальной медицинской науки?
          Так думал Кирилл во время своих дежурств, лишь только выдавалась свободная минутка и мозги освобождались от очередной сиюминутной проблемы…
          «Господи, - молил он бессонными ночами, - помоги ей, ты же всемогущ! Ты не можешь не помочь! Что мне сделать для этого? Какую жертву принести?».
         И вот однажды, где-то в самой глубине его сознания голубой холодной молнией сверкнула мысль, словно ответ на все мучившие вопросы: «А ты?.. Ты сам?.. Всё ли сделал для спасения дочери?»
         Решение пришло неожиданно, хотя вызревало уже целую неделю: он сможет помочь дочери только в том случае, если сумеет воспроизвести чудодейственное средство старика Муратова!
         «Кто сказал, что Пётр Петрович врёт? Я ему верю! Эликсир действительно существовал! Следовательно, нужно восстановить старинный рецепт и найти необходимые для его приготовления компоненты! Причём немедленно!».
         Прочь глупые страхи и сомнения! Если и осталась реальная возможность что-либо сделать для спасения дочери, так это – возродить эликсир! Только тогда он не сможет упрекнуть себя в том, что не попытался воспользоваться этим последним, пусть даже таким призрачным шансом!
         Вернувшись с очередного дежурства, Кирилл, не раздеваясь, прошёл в комнату, достал из шкафа тетрадь и шахматы, переданные ему Муратовым, сунул всё это в свой портфель и направился к двери.
         Так просто пройти мимо Ксюшки ему не удалось. Кошка вертелась под ногами, словно просилась на руки, и весь её вид показывал, что она хочет ему что-то «сказать».
         Кирилл поднял тёплое пушистое тельце  и прижал к лицу.
         - Ну, что, Ксюша, поможем твоей хозяйке? – обратился он к трёхцветной красавице. Та заглянула ему в глаза и заурчала, словно давая понять, что нисколько не сомневается в успехе данного начинания…
 
         Старик был плох. Открыв дверь, он поприветствовал Кирилла, но держаться на ногах ему удавалось с большим трудом. Поэтому он, впустив доктора, сразу поковылял в комнату и прилёг на диван.
         - Пётр Петрович, - сразу приступил к делу Кирилл. – Давайте-ка, я вас сначала осмотрю, а потом мне надо будет поговорить с вами об эликсире.
         - Да? – дед оживился, уселся на диване и стянул с плеча тёплую байковую рубашку, обнажая руку. – Вы всё же заинтересовались этим снадобьем? А я-то уж подумал, что вы посчитали мой рассказ бреднями старого маразматика…
         Ильин достал тонометр.
         - Как сказать, как сказать… А вдруг это действительно шанс? Для вас…и других людей… Давление опять скачет… Сейчас я вам сделаю инъекцию, а вы полежите и подумайте о чём-нибудь приятном.
         - Раз вы всерьёз взялись за эликсир, значит, приятные мысли меня обязательно посетят, - старик скривил лицо в улыбке. Она, эта улыбка, показалась Кириллу довольно вымученной, но только глаза ветерана вновь засветились, как это случалось во времена его прогулок по тропинкам памяти.
         Кирилл сделал укол, убрал шприц и вату. Затем, обратив внимание на недостаток света в комнате, подошёл к окну и одёрнул штору. Комната тотчас наполнилась солнечным светом.
         - Погодка-то какая, Пётр Петрович! А вы лежите в полутьме…
         Старик зажмурился от солнечных зайчиков, затеявших озорную игру на его лице.
         - Хотите чайку, Кирилл?
         - С удовольствием! Вы лежите, Пётр Петрович. Я сам всё приготовлю…
         Через некоторое время они опять сидели за столом. Старику явно стало лучше. В его глазах вновь стали сверкать хитринки, казалось, что он что-то затевает.
         - Я принёс ваши шахматы, Пётр Петрович… Я не могу принять их в подарок, слишком уж это ценная вещь. Тем более что эликсир пока не готов... - Кирилл бережно достал шахматную доску, мешочек с фигурами и старую немецкую тетрадь. – У меня к вам просьба: поскольку вы хорошо знаете немецкий язык, а я, напротив, очень далёк от этого, не могли бы вы перевести для меня кое-какие выдержки из этой тетради?
         Старик нахмурился.
         - Вы забыли, Кирилл. Или неправильно меня поняли? Шахматы - это подарок, а не плата за услуги. Бросьте вашу щепетильность, они - ваши, - Муратов прикоснулся сморщенной ладонью к поверхности доски. – А с записями я вам, несомненно, помогу.  Хорошо, что вы взялись за это дело… Наверное, вас что-то подтолкнуло? – он взглянул в упор на доктора. – Я же вижу, вы немного не в себе… Дайте-ка сюда тетрадь…
         Он некоторое время, подслеповато щурясь,  смотрел на исписанные страницы, иногда перелистывал их, затем закрыл обложку и произнёс:
         - Увы, без очков я не могу ничего разобрать …
         Кирилл потрясённо молчал.
         - Старение идёт ускоренными темпами, - продолжал старик. – Боюсь, я не дотяну до того дня, когда эликсир будет готов… Но, если судьба подарит мне хотя бы месяц, - он грустно усмехнулся, - то тогда - не всё потеряно…
         Ильин начал подыскивать слова для ободрения, но старик сделал жест рукой, призывая его к молчанию.
         - Но вы зря думаете, что я не читал её прежде, … - продолжал Муратов. - Читал, и не единожды… То, что написано по-немецки, я вам могу пересказать с достаточной точностью… Самое же главное написано на латыни… - он потянулся за сухариками, которые по его просьбе Кирилл выложил в стеклянную вазу. – Но, думаю, в первую очередь вам будет интересно узнать, что же таят в себе записи на немецком языке…
         - Разумеется, Пётр Петрович. Если вам не трудно говорить…
         - Отчего же? Расскажу… Дело в том, что речь идёт о наследии великого немецкого врача, профессора Кёнигсбергского университета Иоганна Майбаха…
         Так уж повелось, что в семье рыбака все потомки становятся рыбаками, в семействе повара – все работают на кухне… Возможно, отец Иоганна тоже был доктором, но этого я не утверждаю… А вот все его потомки так или иначе связаны с медициной. Это и врачи, и фармацевты, и аптекари… Так вот, хоть история средневековья не сохранила для нас сведений о самом этом замечательном учёном, но в некоторых источниках он упоминается как создатель довольно необычного метода лечения…
         - Интересно…
         - Да, конечно. Я не знаю всех медицинских тонкостей, но те, кто описывает, как он лечил людей, отмечают прежде всего снадобья, которые тот использовал… Снадобья были простые, но эффект от них получался необыкновенный… И никто не мог сообразить, каким образом Майбах излечивал безнадёжных больных простыми мазями или настойками, не содержащих никаких мудрёных компонентов… Ходили слухи о колдовстве, ведь в те времена это было ещё в моде…
         - А в какой период истории протекала его деятельность? – спросил Кирилл.
         - Рубеж  XVII - XVIII веков. В России – это эпоха Петра Великого… Так вот. Из всех сведений о докторе Майбахе весьма примечательны те, в которых говорится о том, что он научился насыщать свои снадобья некоей «жизненной силой»… Оттого, наверное, и эффект получался столь значительный… Но для того, чтобы эту силу найти… словом, это сопряжено со многими опасностями. Сам Майбах утверждал, что его учение открывает людям очень большие возможности. И тот, кто пойдёт по неправильному пути, может натворить массу бед… Поэтому он держал свои рецепты в секрете, не доверяя их ни ученикам, ни собственным сыновьям…
         - И что же, теперь этот метод навсегда утерян?..
         - Кто знает? Здесь сказано, что Иоганн Майбах незадолго до смерти написал единственную книгу, медицинско-автобиографического содержания, в которой он приоткрыл пелену тайны… и дал некую подсказку, благодаря которой мыслящий человек сумеет разгадать его секрет…
         Муратов потянулся было за сигаретой, но Кирилл покачал головой:
         - Лучше воздержитесь, Пётр Петрович, вам сейчас крайне необходим свежий воздух.
         - Да…да, – согласился Муратов и продолжил: - И эликсир сей, возвращающий силу и здоровье, - его изобретение… Вот, кажется, здесь, - старик раскрыл тетрадь, перелистал несколько страниц, - его рукой составлен рецепт. Но, уже на латыни…
         Кирилл взял в руки тетрадь и впился глазами в ровные строчки, написанные чётким, красивым почерком. Некоторые слова были подчёркнуты прямыми линиями, поэтому рецепт можно было легко отличить от прочего текста.
         - Сумеете ли разобраться?  - с надеждой спросил Муратов.
         - Думаю, что смогу. Но нужно время…
         - Вот и отлично!
         - Тогда я, с вашего позволения, отправляюсь заниматься рецептом, - Кирилл поднялся из-за стола. – Принимайте таблетки и звоните мне в случае каких-либо изменений в состоянии здоровья!
         - Шахматы не забудьте, - проговорил старик. – Вдруг они вам помогут? Натолкнут на дельную мысль?
         - Не мешало бы, - ответил Кирилл, выходя в коридор. Тетрадь он бережно положил в портфель.
         Муратов вышел следом за ним, держа в руках драгоценную шахматную доску и мешочек с янтарными фигурами.
         - А что, не сыграть ли нам прощальную партию? – с грустью погладив её разноцветные квадратики дрожащей рукой, произнёс старик. - Вы какими фигурами предпочитаете сражаться: белыми или чёрными?
 
         Два свободных от дежурств дня Кирилл посвятил переводу рецепта с латинского языка. Ему это удалось без особого труда. Но каков же результат?
         Согласно предписанию немецкого эскулапа, для создания эликсира здоровья и долголетия требовалось сделать спиртовую настойку из сложного сбора трав, но, как понял Кирилл, её изготовление  – это далеко не самое главное. Основное, по его мнению, таилось в загадочной фразе: «Раствори матрицу в растворе». Какую матрицу? – не понял Ильин и стал лихорадочно искать в тексте какие-либо уточнения.
         Единственное упоминание о ней он вскоре обнаружил в тетради. Но и оно не внесло ясности.
         «…Я усовершенствовал териак (9) своего Учителя, профессора Пильца,  - писал несомненно Иоганн Майбах, - описанный мной в первой части моей «Исповеди», заменив в нём всего лишь один компонент. Вместо ладана я использовал янтарную матрицу, заряженную над чревом первородящей женщины. И это изменило все! Полученный эликсир способен излечивать одышку, лихорадку, бесплодие и болезни сердца… Он помогает расти детям, укрепляет и обновляет стариков, раненых и истощенных людей. Принимаемый надлежащим образом, эликсир дает острый ум и твердую память, обеспечивает ровное горение пищеварительного огня, разжигает пламя чувств и возвращает силы телу, даруя человеку  здоровье, молодость и долголетие, а, возможно, даже вечную жизнь…»
         Необходимо найти описание состава этого териака, способов его изготовления и применения,  решил Кирилл. Но для этого следовало заглянуть в другую книгу... Что это за книга и где она находится, оставалось тайной.
 
 
         - Вы назначили мне встречу, и я пришёл!
         Ильин оглянулся. Прямо к нему неспешно подходил немолодой худощавый человек, одетый в серую куртку и держащий в руке чёрный дипломат.
         - Приветствую вас, Кирилл Андреевич! - едва заметная улыбка играла на его губах.
         - Здравствуйте, Виктор Анатольевич, - протянул руку Ильин, с любопытством оглядывая собеседника. Хоть и ждал он его, но тот появился неожиданно и словно ниоткуда, как будто вышел из невидимого укрытия.
         Широко улыбаясь, Виктор Анатольевич ответил крепким рукопожатием.
         - Вы как-то очень уж сумбурно сформулировали свою просьбу, и я, признаться, не совсем понял её смысл, - сказал он Кириллу. – Но уловил, что у вас ко мне довольно важное дело. Давайте посидим и поговорим за столиком вот в этом кафе.
         Дело происходило в Центральном  парке Калининграда. Был будний день, время перевалило за полдень, небо грозилось освежить нагретый воздух очередной порцией осеннего дождя, поэтому народу в парке прогуливалось немного.
         Аттракционы скучали от безделья, сквозь силуэт Мюнхгаузена проглядывала золотая листва деревьев. Только кафе зазывали к себе посетителей приятными запахами, действующими почти волшебно, перемешиваясь с осеней свежестью.
         Они заказали себе кофе и присели на деревянную скамью. Кирилл как-то сразу почувствовал симпатию к своему визави. Тот был деловит и собран, но внимателен и вполне доброжелателен. Поставив на пол свой дипломат, он с интересом принялся наблюдать за редкими прохожими.
         Ильин стал излагать своё дело.
         - Меня интересуют подробности гибели Александра Пастухова, случившейся два года назад. Как мне стало известно от приятеля, который служит в органах внутренних дел, - доверительно поведал Кирилл, - вы тогда здорово помогли следствию…
         - А что конкретно вы хотели бы узнать? – оживился Виктор Анатольевич.
         - Мне необходимо уточнить некоторые обстоятельства насильственной смерти моего шурина: кто и как это совершил?
         - Вот оно что! Значит, погибший был вашим шурином…
         - Да, это - родной брат моей жены.
         - Неужели вы решили отомстить убийце? Только, по-моему, он своё уже получил…
         Наступило неловкое молчание. Мужчины потягивали кофе и иногда кидали друг на друга мимолётные взгляды.
         - Мне нелегко вам это говорить... – наконец, начал Кирилл и вдруг запнулся на полуслове.
         - Ну, что вы, дружище! – добродушно рассмеялся Виктор Анатольевич. – Говорите смело! Поверьте мне, я приму ваш рассказ со всем вниманием и непременным уважением…
         - В последние дни, то есть ночи, меня преследуют кошмары… - продолжил Ильин. – Во сне ко мне является Александр, мой шурин, и призывает к возмездию! «Найди,  - говорит, - этого мерзавца! Отомсти за меня! Защити честь семьи!... И тогда… я помогу… тебе». А я сам очень нуждаюсь в помощи, за любую соломинку готов ухватиться,    - и он выложил практически незнакомому человеку историю с больной дочерью. – Я понимаю, - в заключение сказал он, - что всё это звучит глупо и наивно, что тот человек не скоро выйдет на свободу… но я всё-таки должен что-то сделать! А поможет оно спасению моей дочки, или нет, это одному Богу решать…
         - Вот оно что, - после продолжительной паузы ответил Виктор Анатольевич. – Вы знаете, я вас очень хорошо понимаю... Ужасная болезнь, помощи ждать практически неоткуда… а тут обещают помочь, если будет совершено мщение…
         - Ну, вот… как-то так!.. Понимаю, что звучит это на грани полного абсурда… Может быть, вы мне что-то посоветуете?
         - Да, - ответил Виктор Анатольевич, немного подумав. – Вам необходимо встретиться с Андреем Орловым… Это и есть убийца вашего родственника… И очень непростой человек. Я расскажу вам о нём.
         Как выяснилось в ходе длительного и путаного следствия, Орлову в руки попала старинная немецкая книга. Врачебная книга, заметьте, а сам Орлов, как и мы с вами - врач. В книге рассказывалось о каком-то способе лечения, который наш доктор стал использовать в своей практике. Надо отметить, применял он его очень успешно, результаты были, порой, просто ошеломляющие… Но это – до поры до времени…
         Виктор Анатольевич раскрыл свой дипломат, вынул из него ноутбук, водрузил его на стол, отодвинув чашки с кофе, включил…
         - Вот, взгляните… На фото – Андрей Валерьевич Орлов собственной персоной. Тут он уже не выглядит самодовольным и преуспевающим человеком, владеющим какими-то тайными знаниями... Фото сделано в следственном изоляторе… - Кирилл с любопытством всмотрелся в унылое лицо молодого человека, но не нашёл в нём ничего примечательного… Разве что глаза… Взгляд убийцы таил в себе необычайную внутреннюю силу…
         - В своё время, работая патологоанатомом, я заинтересовался рядом необычных смертей, происшедших внезапно и имеющих некоторые схожие черты… Затем я обнаружил, что несколько летальных исходов произошло среди пожилых людей… Это были пациенты Орлова, которые завещали ему своё жильё… Всё это подтолкнуло меня… и следственные органы вплотную заняться загадочным доктором… Тут я должен отметить, что если бы он продолжал стоять на своём и от всего отпираться, нам бы так и не удалось доказать его вину…    Впрочем, прямых доказательств у следствия до сих пор так и не появилось. Орлов признался в содеянном, но о том, как готовил смертельные «снадобья» для своих жертв, так и не рассказал. К тому же, врачи диагностировали у него серьёзное психическое заболевание…   Таким образом, он сейчас пациент специализированной клиники… Вы курите?
         Они закурили, заказали себе ещё кофе.
         - Это дело осложнилось ещё одним обстоятельством, - после нескольких неторопливых затяжек продолжал Виктор Анатольевич. – И вы, наверное, догадываетесь…
         - Как же, - ответил Кирилл. – До сих пор не раскрыта тайна его медицинских подвигов! А ту книгу, немецкого врача, её нашли или нет?
         - Вы правильно поняли… Я исследовал деятельность Орлова как врача, вот, взгляните… - Виктор Анатольевич щёлкнул по клавиатуре и на экране монитора появилась таблица. – Сюда я внёс случаи, в которых Андрей Валерьевич одержал безоговорочные победы над болезнями… Те случаи,  которые для нас с вами считаются безнадёжными, поскольку болезни прогрессировали и просто «пожирали» человека…
         - М-да, - Ильин с интересом просматривал предоставленный материал. – Рак поджелудочной железы!.. Подумать только… Рассеянный склероз! Цирроз печени! Силён!..
         - Я думаю, Кирилл Андреевич, - тихим, даже вкрадчивым голосом произнёс Виктор Анатольевич, - что случись Орлову лечить вашу дочь… - он сделал паузу. – Я не сомневаюсь в том, что он бы справился…
         - А может быть,… есть такая возможность? Хотя, конечно, нет… - упавшим голосом прошептал Кирилл. - Но книга! Она сохранилась?
         - Увы… Незадолго до ареста Орлова нашёлся её хозяин… Эта книга, оказывается, принадлежала одной достаточно известной в немецких медицинских кругах фамилии… Приехал из Германии пожилой господин, оформил, как положено, все документы… - Виктор Анатольевич раздавил свой окурок в пепельнице и мельком взглянул на Кирилла, – …и забрал книгу с собой… Данные на этого немца можно отыскать в соответствующих департаментах, у меня таких сведений нет… А вот Орлов… Многие бы хотели, чтобы он поделился своими знаниям… Я лично ходатайствовал, чтобы отношение к нему было как можно… бережнее, чтобы с ним работали толковые психологи… Но, боюсь, загубят парня в психушке, а вместе с ним – важнейшие медицинские знания…
         - А вы сами видели эту книгу?
         - Нет. С Орловым общался лично, это было… А книгу не видел и в руках не держал…
         - Автор вам тоже не известен?
         - Насчёт автора… Орлов, когда у него наступали обострения, упоминал, причём неоднократно, некоего Иоганна Майбаха… «Ты украл у меня книгу!» - кричал он. И ещё что-то про матрицы и энергию смерти….
         - Как вы сказали? – вздрогнул Ильин. – Иоганн Майбах!
         - Да, фамилия легко запоминается. Есть такая марка автомобиля…
         - Матрица! – прошептал Кирилл. – Это - та самая книга!
         Виктор Анатольевич с интересом взглянул на Ильина.
         - Вы слышали о ней?
         - Да. Я уверен, что в ней описан способ, как победить болезнь моей дочери! В той самой книге, которую читал Орлов…
         - Значит, вам во что бы то ни стало следует с ним повидаться,.. – Виктор Анатольевич закрыл ноутбук и спрятал его в дипломат. – Вы со мной согласны?
         - Конечно, должен! Но для этого надо преодолеть некоторые препоны в лице соответствующих структур…
         - Я постараюсь вам помочь, Кирилл… - сказал Виктор Анатольевич, поднимаясь со скамейки. – О, вот и дождик! Не заставил себя ждать!.. Короче… ваш телефон у меня есть, мой – у вас. Созвонимся. Мы врачи, поэтому будем действовать через медицинские каналы… И, несмотря ни на что, - он широко улыбнулся, – я вам гарантирую скорую встречу с вашим «кровником»!
         Они вышли из парка и распрощались.
         - Спасибо вам, Виктор Анатольевич! Вы мне здорово помогли! – Ильин даже раскраснелся от нахлынувших на него чувств. – Прошу вас, по возможности, не затягивайте решение вопроса со встречей!
         - Я в отпуске, - улыбнулся тот. – А ваше дело в настоящий момент для меня – первостепенной важности. Так что, ждите звонка!


8 - ферзь вспомнил "Бессмертную партию".

9 - универсальное лекарственное средство, териак был изобретен царем Митридатом VI Евпатором (126 – 64 годы до н.э.), и описан лейб-медиком Нерона Андромахом. Всесильное профилактическое средство, дающее своему владельцу долгую здоровую жизнь.