Сталинский регент

Юлия Иоаннова
Кто он, этот необычный человек, чья музыка стала символом и стимулом самых великих свершений советской эпохи? Запросто вхожий в кабинет Сталина, награждённый многими орденами и медалями, в том числе Орденом Ленина?
Дважды лауреат Сталинской премии - (1942 и 1946, за создание выдающихся советских массовых песен и за концертную исполнительскую деятельность).
Народный артист СССР (1937).

 Он был регентом храма Христа Спасителя, а позднее — «придворным» музыкантом Сталина, создавшим два грандиозных произведения, которые стали символами советской России гимна СССР и песни «Священная война».

На первый взгляд, биография Александра;Васильевича;Александрова близка биографиям многих его сверстников — бывших регентов, сделавших при советской власти успешную музыкальную карьеру. Родился Александров в крестьянской семье. Его отец прислуживал в церкви и привил сыну любовь к пению. Позднее один из родственников, певший в Казанском соборе, услышал, как поет Александр, и забрал его с собой в столицу. Спустя некоторое время молодой певчий выдержал экзамены в Придворную певческую капеллу. С 1900 года он учился в Санкт-Петербургской консерватории, с 1906 года служил регентом в церкви города Бологое, а позже — в тверском Преображенском соборе.
В 1918 г. Александрова приглашают в Московскую консерваторию, уже в роли преподавателя, после четырёх лет работы он создаёт собственный ансамбль, с которым объезжает весь Советский Союз и половину мира.

О жизни Александрова в 1920 е известно очень мало. В советскую эпоху любые факты, связанные с церковью, вымарывались из его биографии, поэтому даже сейчас изучать этот период по источникам того времени практически невозможно.
 Известно лишь, что сам Патриарх Тихон благословил его стать регентом хора храма Христа Спасителя, а позже утвердил в должности главного регента Русской Православной Церкви.

Подобно Александрову, другие выпускники духовно-музыкальных учебных заведений успешно работали после революции. Бывший «синодал» Николай Голованов стал главным дирижером Большого театра, его однокашник Николай Данилин возглавлял Ленинградскую академическую капеллу, Павел Чесноков работал в Московской консерватории. Но все это — внешняя канва событий. И Голованов, и Чесноков, и Данилин, находясь на высотах музыкальной иерархии, не особенно стремились вписаться в новую политическую систему.
А вот Александров был близок власти. Впервые Сталин приметил его, услышав песню «Гимн пятилетке» («Вспомним-ка, товарищи»). Песня была вполне верноподданнической, как и многие другие песни, создававшиеся в 1930 е — в самый разгар репрессий. Сталину нравилось творчество Александрова, и он приблизил его к себе настолько, что композитор имел право без доклада входить в его кабинет.

Закончив «церковную» карьеру, Александров работал дирижером Государственной хоровой капеллы (1926–1930) и преподавал в Московской консерватории (с 1922 года — профессор). С 1928 года он художественный руководитель первого в стране Ансамбля красноармейской песни и пляски. В 1943 году за руководство ансамблем музыканту было присвоено звание генерал-майора.
 В 1939 г. вступает в ВКП(б). В 1941 г. по личному распоряжению Сталина, ансамбль не распускают, и Александр Васильевич с новой силой включается в творческий процесс.

Значит ли это, что Александров решительно порвал с прошлым? Об этом судить трудно, но даже если это и так, события прошлого не могли изгладиться из памяти музыканта. Опыт работы в церкви и знания, полученные в капелле, влияли на его работу. Записи Краснознаменного ансамбля песни и пляски времен, когда коллективом руководил Александров, поражают великолепным строем и безупречным звуком. Слушая их, понимаешь, что такой строй пения очень близок манере русских церковных хоров, идеальное воплощение которой — в коллективах Синодального училища и Петербургской капеллы. Неудивительно, что ансамбль производил такое ошеломляющее впечатление на слушателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Так русское церковное пение, не имея возможности развиваться свободно, «прорастало» в новой, светской оболочке.

Произведения Александрова-композитора — еще одна загадка. До революции он писал музыку на духовные сюжеты; среди них поэма «Христос воскресе» и симфонические произведения крупной формы. А в бытность руководителем Краснознаменного ансамбля сосредоточился на массовой песне. Такие песни создавали миф о счастливой жизни в СССР, но в их числе немало шедевров, блестящих по мелодическому вдохновению, лирических и поэтичных. Лучшие из них навсегда останутся в концертном репертуаре, потому что музыка всегда выше любой идеологии.

История «Священной войны» такова: увидев в первые дни войны в газете «Правда» стихотворение Василия Лебедева-Кумача, Александров буквально за одну ночь сочинил песню. А на следующий день она уже исполнялась Краснознаменным ансамблем на Белорусском вокзале. Солдаты просили повторять ее вновь и вновь; военные эшелоны уходили под эту песню прямо на фронт.

Марш с железным, чеканным ритмом и простой мелодией источает настолько мощную энергию, что навсегда врезается в память каждого, кто слышал его хоть раз в жизни. Кажется, что это уже не песня, а нечто большее — сам голос Родины, взывающей о помощи.

 Это одна из загадок нашей музыкальной истории и загадок личности Александрова. Но бесспорно одно: сделать это мог только человек, искренне проживавший трагические события тех лет и не отделявший судьбу страны от своей собственной.

С именем Александрова связано еще одно произведение, вошедшее в историю нашей страны,;— гимн СССР. Был ли Александров автором мелодии или нет, не столь уж важно. Именно он даровал ей долгую жизнь. А способность увидеть и передать настоящее, то, что сохранила в себе народная память,;— тоже дар.
 В музыке гимна заключена огромная сила воздействия, его мелодия — простая, строгая и выразительная — вошла в плоть и кровь практически каждого русского человека. А появилась эта мелодия в среде людей с трагической судьбой, очень хорошо помнивших, какими они были, но не способных оставаться прежними.
 Такова была и судьба Русской Церкви в XX веке.

Умер Александр Васильевич 8 июля 1946 года во время гастролей со своим ансамблем в Берлине.

Наиболее известные произведения 1929—1946 гг
Гимн пятилетке
Бронепоезд
Забайкальская
Бейте с неба самолёты
Гимн партии большевиков
Песня о Ленине
Кантата о Сталине
В поход! В поход!
Марш артиллеристов
Священная война
Ударом на удар
За великую землю Советскую
Песня о Советском Союзе
Святое Ленинское знамя
Слава Советскому Союзу
25 лет Красной Армии
Песня о Родине
Славься Советская наша страна
Цвети Советская страна
Наша гвардия
Песня победы
Поэма об Украине
Сторонка родная
Песня о маршале Рокоссовском
Торжественная победная кантата

Оперы и инструментальные сочинения
«Смерть и жизнь», симфоническая поэма (1911).
«Симфония fis-moll» в 3 частях (1912).
«Смерть Ивана Грозного».

(По материалам статьи Екатерины Юсуповой)