Веруня-ягуар

Надежда Сулейманова
Вспоминаю Ивана Будько из сериала «Сваты»: «Забрать внуков из лагеря, говорите? Отказываетесь с ними работать,да? И что бы Вам Макаренко сказал по этому поводу? Да что ж это будет, если врачи начнут отказываться от  тяжелых больных? А если милиция перестанет ловить бандитов?»
Как-то так Иван (Бутько - Гутько – никак не разберу) сказал! Хорошо сказал, правда?
А дети? «Дети не хуже, и не лучше взрослых. Просто, у них, пока, меньше опыта», - писал Януш Корчак.
Он знал. Первым увидел этот мир глазами ребенка и сумел описать. В крематорий вместе со своими детьми пошел. И погиб вместе с ними. Почему не отказался, ведь предлагали? Известный ученый, врач, педагог! До сих пор думают, спорят, версии выдвигают.  Почему?

Веруню перевели к нам из другого детского дома. Надо было изменить девушке круг общения. Вере пятнадцать. Привезли её в сопровождении инспектора по делам несовершеннолетних. На неё заведено уголовное дело – избила сына помощника прокурора. Бросила в лицо воспитательнице вазу, когда та пыталась её утром разбудить.

Социальная психопатия? Ладно, разберемся.
- Я с шести лет по психушкам. Ненавижу психологов. Ковыряетесь в душе, как мусорщики!
- Хорошо, Вера, твое право. Не лезу. Захочешь поговорить, приходи сама.
Первое время общались с Веруней осторожно. Присматривались. Да, бывают вспышки агрессии. Тогда её лучше оставить одну. Но, так-то, добрая девчонка, общительная, подруга хорошая, верная. Наши специалисты смогли растопить её озлобленное сердечко. Творческий человек Веруня, на Восьмое марта, конкурс открыток организовала. А поет как сильно и красиво! И спортивная  девчонка-то!

В мае Веруня попробовала и меня на прочность проверить. Не получилось. Остались друзьями.

Первого июля у меня день рождения. Мои дети в этот день прибыли в оздоровительный лагерь, расположенный в Пензенской области.  Прибыли вечером, перед ужином.

Ночью меня будит звонок. Поздравить кто-то забыл? Какого черта! Только уснула! Праздновали же день рождения!  Дети уехали, можно, наконец, расслабиться. А то, целый год сухой закон – вдруг ночью поднимут, и на работу бежать придется!  Спросонья понять ничего не могу…

Как детей опять требуют забрать из лагеря!?  Да что ж такое-то! Оказывается, пока воспитатели устраивали младших воспитанников и решали организационные вопросы, Веруня, знающая этот лагерь, как свои пять пальцев, прихватив ещё двух девчонок, беспрепятственно покинула территорию, чтобы в ближайшем киоске приобрести баночку пива. Приезд, так сказать, отметить.

На обратном пути в лагерь беглянок встретил охранник и поинтересовался, отдыхают они в этом лагере или нет? Конечно, нет! Мы из поселка! Какой лагерь!И вдруг вечером на дискотеке охранник видит Верку. Ну, оставь ты ребенка в покое, танцует, веселится, никому не мешает. Так нет!

Охранник спустился на танцплощадку, подошел к Веруне, и грубо дернув её за руки, потребовал идти с ним к директору. Веруня просит убрать руки, но охранник  хватает девушку за волосы и тащит с танцплощадки. Зря он так, ой, зря!

Началась драка. Не терпит Веруня к себе такого отношения! Дерется не на жизнь, а на смерть! Охранник позвал на помощь сотоварищей, и они втроем скрутили девушку, после чего доставили её к домику директора лагеря.Директор потребовал зайти Веруню в кабинет. Грубо потребовал, хватал Веруню за шею, за волосы. Все трое, Веруня, директор и охранник,  выражений не выбирали.  Сашка - Башкир подбежал разнимать их, так директор лагеря  схватил парня за кадык и оттолкнул.

На помощь Веруне бросились Леська. Леська тоже разошлась, видя такую вопиющую несправедливость, защищая Веруню, и сама не стеснялась в выражениях. Хотя в целом, девчонка дисциплинированная, исполнительная, учится хорошо. Прибежала Настена,тоже защищать, тоже перевозбудилась, тоже орет!

Где, спросите, наши воспитатели были? Одна младших спать укладывала, второй хозяйственные вопросы решал (в день приезда всегда кавардак полный, ездила ни раз, знаю), третья со средними разбиралась, кто, где спать будет. В общем, не углядели. Остались без премии.

Тогда директор, понимая свою неспособность заставить девушек подчиниться, ушел вызывать милицию. 

Девчонки, с уже прибежавшей воспитательницей, старавшейся их успокоить, сидели на скамейке возле домика директора, ждали приезда милиции. И тут к ним  вышла директорская жена и высказала свое мнение:
- Я знаю вас - детдомовских! Вы все выродки, становитесь как ваши родители – алкоголиками.
Ну, кто тебя-то за язык тянет! Спровоцировала - получила. Дети, являющиеся социальными сиротами, крайне болезненно воспринимают нападки на их родителей. Это их самая большая боль, трагедия, с которой они вынуждены жить.

Ночью наших девчонок опрашивал в присутствии воспитателей инспектор ОВД. Меня до сих пор удивляет, почему воспитанниц с воспитателями, которые до этого трое суток ехали в поезде и еще, как следует,  даже не отдохнули с дороги,  всю ночь допрашивали, а взрослые участники конфликта отдыхали в своих постелях?

Потому что, взрослый у нас всегда прав. Только на том основании, что он взрослый. Даже, если он дурак и подлец.

Утром в субботу девчонки извинились за свое поведение, воспитатели умоляли директора погасить конфликт. Но директор уперся и настаивает на отправке домой  всех воспитанников нашего детского дома. Остальные-то в чем виноваты?

Мне удалось  дозвониться до директора только в десять утра.  Он, не вполне трезвым голосом, очень эмоционально сообщил мне, что «воспитанницы были пьяными, оскорбили его самого и его жену «матеренными словами». Поведал, о том, что «у него взрослые внуки, которые хотят разобраться с этими малолетками, которые обзывают их бабулю».

Требовал, «пусть все Ваши уезжают, он сейчас пригонит автобус и всех отправит. В Уставе лагеря есть пункт, который был нарушен, и на основании этого пункта Устава он может всех отправить!»

Да что ж за проклятье-то такое!

Мои аргументы о том, что я не могу сейчас принять детей, поскольку все сотрудники в отпуске, отвечает, что «это Ваши проблемы, за это Вам зарплату платят».

Просили в два голоса с моей заместительницей, отменить решение об отъезде воспитанниц.  Я пыталась объяснить, что его действия незаконны. Умоляла оставить ситуацию до понедельника, так как я должна сообщить о происшедшем в министерство.

Не слышит! Единственное, чего мне удалось добиться,так это его решения оставить остальных воспитанников до малейшего замечания. Но этих трех немедленно забрать из лагеря!
- Я их за ворота выставлю, если они не уберутся сами!

Во как! Я поняла, что нагнетать обстановку увещеваниями, а тем более  угрозами опасно, разумных аргументов этот человек, находящийся в состоянии аффекта, не слышит, поэтому, дала согласие на отъезд девушек.

Вручили нашему воспитателю 10000 рублей на билеты, посадили с воспитанницами в микроавтобус и вывезли в г. Пензу.  Никого не волновало, что билетов от Пензы до Москвы может не быть. Неизвестно,  удастся  ли в Москве купить билеты до ст. Апатиты!  Лето, разгар сезона отпусков!

Целый день воспитанницы провели на автовокзале г. Пенза. Ночь -   автобусе Пенза – Москва. Прибыв рано утром в Москву, несовершеннолетние девушки вынуждены были до 01.00 ночи находиться на вокзале, где потенциально их жизнь и здоровье могли подвергаться опасности. Питаться в эти сутки и последующие 36 часов они были вынуждены продуктами, приобретаемыми на вокзале и станциях по пути следования. Да, что там объяснять!

Я приехала встречать изгнанников на вокзал. В моем кабинете их уже ждали помощник прокурора, секретарь КДН, инспектор ПДН. Чаем напоили, завтраком накормили, выслушали историю, ужаснулись. Надо девчонок на лето куда-то устаивать. Куда?

Разбирались мы с ситуаций все лето.

Деньги, за неиспользованные путевки, директор нам так и не вернул. Почему,  спросите? Законодательство у нас такое. А у него бизнес такой. Выгнал троих, девяносто тысяч в карман положил! Все схвачено: сам директор, жена - бухгалтер, а дочка - юрист!

Почему Веруня-Ягуар, спросите?  Аватарка такая у неё «в контакте».