Одна атака генерала Фынь По

Станислав Сахончик
 

История  российско-китайских отношений  насчитывает немало ярких случаев, когда приходилось вместе сражаться против общего врага. Одним из таких фактов является  участие советских добровольцев в войне  Китая с Японией. К таким эпизодам относится успешная атака японского аэродрома и базы снабжения ВВС на Тайване (Формозе).
Для  китайцев  вторая мировая война  началась намного раньше, чем для Европы, а именно   с нападения  японцев  на  китайских солдат на мосту Лугоуцяо близ Пекина 7 июля 1937г. Дальше завязались ожесточенные бои с большими потерями  в людях и технике с обеих сторон. Японские войска, благодаря преимуществу в технической оснащенности и  обученности частей,  теснили китайцев на всех фронтах. Руководство Гоминьдана обратилось к правительству СССР с просьбой об оказании помощи.
 И  она была немедленно оказана - в Китай через границу потоком пошла боевая техника, стрелковое вооружение и главное - военные советники и добровольцы.
Были среди них и летчики, помогавшие китайцам осваивать  советские истребители И-15 и И-16, бомбардировщики СБ, тем более,что в Китай ранее уже поставлялись самолеты Р-5 и У-2 и летчики были знакомы с пилотированием и техническим обслуживанием машин советского производства. Была отлажена и система ремонта техники.
Среди летчиков, направленных в Китай в ноябре 1937г, была и группа из 150 человек (31пилот,31 штурман, бортовые стрелки  и авиатехники) под командованием капитана  Федора Полынина на новейших тогда скоростных бомбардировщиках Туполева СБ-2.
Для конспирации  китайцы его стали называть генералом Фынь По, а на фюзеляжах и крыльях самолетов нанесли бело-голубые опознавательные знаки ВВС Гоминьдана.
Они сразу же включились в боевую работу. К тому времени  японская авиация  уже понесла большие потери в технике и Япония была вынуждена закупать самолеты  и боеприпасы в странах Европы. Из-за  активных действий китайской авиации  базу снабжения, на которой концентрировалась авиатехника, вооружение и громадные запасы  горючего японцы оборудовали на острове Формоза (Тайвань), откуда они перелетали в Шанхай.
Получив такие сведения  от китайской разведки, полковник П.Рычагов, командовавший  советской авиагруппой, принял решение о проведение операции по разгрому базы. Подготовка проводилась в обстановке строжайшей секретности.22 февраля 1938 года  группу капитана Полынина перебросили на аэродром Наньчан. Летчики до последнего думали, что идет подготовка к празднику 23 февраля. Поздно вечером  Полынин поставил летному составу  боевую задачу-налет на аэродром  возле г.Тайбэя. Вылет на рассвете, курс - по кратчайшему расстоянию, через горы и море. Время полета - почти восемь часов, на высоте 4-5 тысяч метров, без кислородных масок, на тысячу километров- почти на предельную дальность самолета СБ-2. Малейшая неисправность  любого  самолета влекла за собой катастрофу, хорошо, что техника была еще  относительно мало изношена.
На рассвете 23 февраля, когда  бомбардировщики уже готовились к вылету, невдалеке от аэродрома появилась  группа японских самолетов. Если бы они атаковали аэродром - то вся авиация на нем была бы гарантированно уничтожена - бомбардировщики стояли с полной заправкой и подвешенными бомбами и не могли ни взлететь, ни рассредоточиться. К счастью, японцы отвернули в сторону и угроза налета миновала.
28 бомбардировщиков взлетели с аэродрома, выстроились в колонну и взяли курс на Формозу. Летели на большой высоте, в разреженном воздухе, почти без наземных ориентиров. Погода была на удивление ясной,  и  бомбардировщики благополучно долетели до  пролива. Дальше- море, без ориентиров, только по компасу и счислению.
На горизонте показались очертания гор острова Формоза .На подлете к Тайбэю бомбардировщики перестроились в боевой порядок и открыли бомболюки.
Японцы не ждали налета,они знали недостаточный радиус действия китайских бомбардировщиков и не предполагали такой дерзости . Зенитная артиллерия не находилась в боевой готовности, на аэродроме шла обычная работа - собирали и облетывали прибывшие морем в ящиках самолеты заправляли и ремонтировали технику. Готовые самолеты  было выстроены линейкой в два ряда. Громадные склады и ангары, хорошо видимые сверху, тянулись на километры.
Удар с воздуха был неожиданным и сокрушительным. Серебристые СБ с пологого пикирования  сбросили фугасные и зажигательные бомбы. Аэродром покрылся разрывами, запылали самолеты, ангары и баки с горючим, начали взрываться боеприпасы. На земле творился сущий ад.Облако черного дыма поднялось на сотни метров.
Сбросив бомбы, СБ  без помех легли обратный курс. Через три часа бомбардировщики без потерь приземлились на  аэродроме Ханькоу.
Вся операция  заняла семь часов нечеловеческого напряжения на пределе возможностей людей и техники. Ведь в случае  неисправности двигателя  сесть на вынужденную было некуда - горы и море исключали  даже малейший шанс. 
На аэродроме Ханькоу царило ликование - китайцы из сообщений радио узнали об успешной бомбежке. На торжество прибыла даже Сун Мэйлин- жена президента Чан Кайши, в то время  неофициальный шеф китайской авиации. Был дан званый ужин, китайцы даже испекли специальный торт, на котором было написано по-русски «В честь РККА. Летчикам-добровольцам».
Результаты бомбардировки еще уточнялись, но предварительные итоги были уже ясны- уничтожены десятки готовых к вылету самолетов, много самолетов сгорело в контейнерах, уничтожен трехлетний запас авиационного горючего, склады боеприпасов и запасных частей. Погибло и много военнослужащих.
В Японии был объявлен траур, губернатора острова сняли с поста, командир базы был отдан под суд, комендант аэродрома сделал себе харакири. В Токио царила паника, даже на  бирже упали котировки японских акций. Японская авиация на фронте резко и надолго сбавила активность.
Во всем мире эта операция имела громадный резонанс. Руководитель  операции капитан Ф.Полынин получил звание  Героя Советского Союза и был произведен в полковники. Даже сам полет на предельную дальность, на несовершенной технике того времени и без средств аэронавигации, уже был сам по себе подвигом.
Советские  летчики-добровольцы на этой войне совершили еще немало подвигов.
Но рамки этой статьи не дают возможности о них рассказать. В память о них в городе Ухань сооружен обелиск, в музее авиации города Ханькоу,  есть стенд, рассказывающий об этой  знаменитой атаке на Формозу. Портрет генерала Фынь По есть в китайских учебниках истории и сегодня. Китайцы об этом помнят, а вот у нас вряд - ли кто знает об этой войне за исключением  профессиональных историков и энтузиастов-одиночек. Да и писали об этом у нас очень мало, а мемуары участников давно стали библиографической редкостью. На фото - бомбардировщик СБ в окраске гоминьдановских ВВС.