Вечера святые и страшные. Часть 1

Тина Гай 2
Рождество таинственно и, как всякое таинственное, связано со страшным и даже жутким. Пограничное время, время между двумя мирами, которое в народе всегда обыгрывалось как особое: когда одновременно открываются врата небесные и вход в подземный мир.


Время встречи трех миров: небесного, земного и подземного. Время чудес и одновременно разгула всякой нечисти; время встречи прошлого, настоящего и будущего. Двенадцать святых дней - с Рождества до Крещения, "от звезды до воды". Пост и коленопреклонения в эти дни строго запрещались.


Рождественские праздничные дни делились на две половинки: белую – святую, и черную – страшную. Первая – святые вечера - время чудес, исполнения желаний, прощения обид и милосердия, воспоминания старших о предках, о прошедшем годе и чинный праздничный стол во главе с хозяйкой - Большухой. Это первый и главный семейный праздник, к которому начинали готовиться задолго до его наступления. У сербов, например, с 19 декабря, дня зимнего Николы.


Вторая половинка Рождества (вторая неделя: с 13  по 18 января) –  страшные вечера - время разгула нечистой силы, гаданий, заваливания и всего непотребного, прославляющего эротику с сексуальной символикой, в обычное время запретных.  Рождество, связанное с зимним солнцестоянием, с границей годов старого и нового,  соединяет и выпускает на волю одновременно два начала, как в природе, так и в человеке: запретное темное и радостное светлое, нечистую силу и святые помыслы.



Первая Рождественская неделя (с 7 по 13 января)  считалась более важной и связана она была с Чудом Рождения Солнца Правды, когда вся семья старается собраться вместе в уютном родительском доме, как вместе были в ту святую ночь Мария, Иосиф и Младенец. Весь праздник проникнут семейными радостями, заботой о детях, родных и усопших предках.


На Рождество, говорили в старину, играет солнце, потому что случается поворот к весне и солнце будет расти. Только 5 раз в году можно было увидеть это чудо: в Рождество, Крещение, Благовещение, Пасху и на Рождество Иоанна Предтечи (Ивана Купалу). Первая неделя вся проходила в святости: в благотворительности и добрых делах.


На Рождество цари обходили места заключения, одаривая заключенных подарками, некоторых даже, по повелению царя, отпускали. В эти дни ходили к родственникам, одаривая их подарками. Под скатерть клали яблоки и орехи, чтобы в доме были мир  и любовь или сено, чтобы было чем угостить Коляду. А с утра царь приказывал строить столы для бедных, наполняя их пирогами и другой снедью, чтобы никто не был в этот святой день голодным.


Русские писатели часто описывают эти святые дни: Достоевский в "Записках из мертвого дома"  описывает, как проходило Рождество в тюрьме, Гоголь описывает колядование в украинских селах в "Вечерах на хуторе...", Толстой - гадание у дворянских детей Наташи и Сони в ночь на Рождество, Лермонтов - бал-маскарад, Чехов - ряжение в городах ( "Три сестры")  и т.д..


Русская литература полна описания  этих веселых дней, связанных с забавами, играми, гаданием и предсказаниями. А еще есть чудесная новелла О. Генри "Дары волхвов" и повесть Ч.Диккенса "Рождественская песнь в прозе".


Рождество – время празднования рождения плоти, воплощения Бога. Пасха – иное время, духовное, время воз-рождения. Но чтобы оно настало, надо чтобы прежде было рождение. Поэтому в народе была поговорка: «На Святой рубаха хоть плохонька, да беленька, а к Рождеству хоть сурова да нова».


На Рождество обязательно надо было одеть что-то новое, не надеванное. Чистая, но надеванная, рубаха была к неурожаю. На пир к Богу приходят наряженными, в брачной одежде. Эту евангельскую истину хорошо помнили наши предки.


В народе канун праздника посвящался уборке помещений и приготовлению праздничного стола. Весь рождественский пост – шесть недель - на Руси ели рыбу, благо, что ее было много: хватало и для богатых (белуга, осетрина, судак), и для бедных (селедка, сом, лещь). Зато на Рождество – ели мясо, в основном свинину. Ее свозили на базар и в мясные лавки  тушками, сваливая как дрова. Целые  обозы со свининой, утками, гусями, тетеревами, рябчиками и прочей мясной снедью шли в города. Торговали прямо с саней, на глазок, без веса.


Обычай  готовить на рождественский стол тушку свиньи косвенно связан с язычеством: языческие боги были благосклонны к  жертвоприношениям. Таким и было приношение в жертву свиньи, которую поедали всей семьей. В Сербии свинью или барашка закалывали за 2 дня до Рождества и уже с этого дня запрещалось наказывать детей за любые их шалости и провинности. Поэтому  праздник был разгулом детворы и молодежи. Если их наказывали, то существовало поверье, что потом они в течение всего года будут непослушными.


Но прежде был сочельник. Постились весь день, ничего не вкушая, до первой звезды. Когда наступали сумерки, в домах становились на молитву. Потом зажигалась свеча, которая крепилась к караваю хлеба, и хозяин уходил за  соломой. Ее клали на стол, накрывали стол чистой скатертью, а под образами ставили необмолоченный сноп. Сено и необмолоченный сноп знаменовали собой пробуждение сил природы.


Наступал святой вечер. Начинался он с сочива, (кутьи) - каши из зерен, перемешанных с медом,  взвара - киселя и пирогов. С тех же блюд, что и на поминках усопших. И не случайно: верили, что в эту ночь приходят души умерших предков, которых надо накормить и напоить.  святая трапеза проходила в тишине и молитве, но это не мешало гаданию. Так детям давали выдернутый из снопа кустик, они залезали под стол, кроша зерна с циканием, чтобы хорошо водились куры.


Часть кутьи и  еды дети разносили родным, бедным и немощным. И только после утренней литургии праздник вступал в свои права. "Пост - пости, а праздник - празднуй", - говорили в народе. И народ щедро и широко  веселился.


Начинался  праздник  с обряда «славления». Причт, певчие и молодежь с молитвой ходили по домам с пением рождественских тропарей и песен:

Пречистая Дева Мария
Иисуса Христа породила,
В яслях положила.
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала —
Три царя приходили,
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали.


Раньше и сам патриарх, когда начинался благовест к рождественской литургии, приходил поздравить Государя и славить Христа. Затем он шел поздравлять царицу и членов царской семьи. Отсюда обычай – ходить в Рождество в гости друг к другу, особенно к родственникам. "Славильщиков" одаривали деньгами и немалыми, особенно певчих, которым могли пожаловать и «славленную дачу».


В народе славильщиков тоже принимали с радостью: самого младшего усаживали в переднем углу на шубу мехом вверх, чтобы водились цыплята. Остальных одаривали деньгами, пирогами, конфетами, колбасой. У кого что было. Обычай этот древний, идет он с IV века, когда к императору Константину Великому приходили певчие с пением кондака: «Дева днесь Пресущественнаго рождает…».


Пели в подражание ангельскому хору, возвестившему пастухам о Рождении Богомладенца. Потом  в этих шествиях стали носить вертепы или ящички со сценками Рождения Спасителя и вифлеемскую звезду. Поскольку праздник был святым и светлым, то церковь запрещала игрища, колядование и свадьбы. Святые дни не должны были омрачаться бесовским разгулом.


Но, несмотря на запреты,  одновременно со святыми вечерами и христианским обрядом славления, продолжал жить обычай колядования,  сохранившийся со времен дохристианской Руси. Языческий праздник беса Коляды.


Он - аналог праздника Ивана Купалы, праздника ведьм, нечисти и разгула потустороннего мира, мира мертвых. В эти дни  люди освобождали свое первозданное естество, уступая место дионисийскому началу. Это было созвучно природности самого праздника: рождалась плоть со всеми ее плюсами и минусами, светлым и темным.


Борьба с этим обычаем так и не увенчалась успехом. Более того: славление и коляда каким-то образом смешались и сегодня уже не различить – где славление,  где колядование.

(Продолжение следует).

Автор публикуется на сайте
http://sotvori-sebia-sam.ru/vechera-svyatye/
Заходите, узнаете много интересного