Электротехника в девятой школе

Николай Шурик
               
                Вдохновился написать эту миниатюру,
                проглядев материалы о главной «болезни»
                и любви Александра Титова  (Век искусства)
                – гениальнейшем физике, хорвате  Никола Тесла.
                http://proza.ru/2012/09/28/661 и другие...


                Школьная физика  – не просто так.
                При умении, почти что БАК!


          Неоднократно приходилось слышать: «Нет, физику школьную совсем не помню, трудный предмет…»  Однако, на самом деле, не всё так печально. Если расспрашивать такого пессимиста, пусть, даже, не вылезавшего из физических троек, выяснится, что число известных ему великих физиков, связанных с электричеством, куда  больше, чем в других дисциплинах. Не верите, судите сами: Вольт, Ом, Ампер, Ватт, Герц, Тесла. За исключением последнего, разве что, об остальных все мужчины, да и добрая половина женщин, скажут с удивлением, да, знаю…  А теперь попросите их  (а для начала –  себя)  назвать пять известных географов, историков, математиков (про биологию, химию, астрономию я уже не говорю).  Вот то-то!  А с какой лёгкостью наше население (от малого до старого)  пользуется мобильниками, печами СВЧ, телевизорами, да интернетом?  И всё это – чистая физика и электричество от начала до конца. Так что, разговоры о физической неграмотности населения абсолютно беспочвенны…

            Конечно, очень важно, кто и как даёт  материал по физике (впрочем, это отосится и к другим предметам). Предположим,  термин "вращающееся магнитное поле" применительно к асинхронным двигателям, как о нем  рассказать, чтобы всё было понятно?  Кажется, это невозможно, учитывая различную подготовленность учеников в области физики.
            Но прекраснейшая иллюстрация этого явления, продемонстрированная мастером производственного обучения в 9 средней школе г. Петрозаводска в 1957 году, убедила в наличии такого явления не только отличников, и всех девчонок (не в обиду им сказано, физика - не их предмет), но и самых тупых ребят, которые, даже, получив аттестаты, не представляли, что такое электрический ток и уже забыли закон Ома.
            У обычного маломощного трёхфазного электромотора был удалён ротор (вращающаяся часть), боковые крышки заменены на пластины из оргстекла, а внутри лежал шарик из подшипника диаметром около 5 мм. С трёхфазного трансформатора на мотор подавалось напряжение  50-120 в (во избежание перегрева обмоток и возможности регистрации начала вращения шарика).  Школяры, выскочив из-за парт, собрались с двух сторон у стола, на котором было РЕАЛЬНОЕ учебное пособие (рядом стоял такой же, не разделанный мотор, подключённый параллельно демонстрационному). Как блестели глаза у всех наших, когда, после подачи напряжения и увеличения его, шарик начинал дрожать, потом рывками прыгать между полюсами статора (неподвижной части с обмотками), превращаясь в ровную блестящую окружность по центру внутренней зоны статора... В эту же сторону начинал крутиться и "нормальный" электродвигатель. Затем электричество отключалось и "препод" доверял кому-то из учеников (признаюсь, первому он это предоставил мне) перекинуть две фазы.  Под восторженный визг здоровых уже ребят (конец 9 класса) шарик, а затем и контрольный движок начинали крутиться уже в другую сторону. Потом он демонстрировал (вне программы) как количеством полюсов обеспечивается разная скорость вращения электродвигателя, знакомя нас одновременно  с принципом работы стробоскопа (прибора для определения скорости вращения).
Хотя физичка у нас была классная (не руководительница), но, не в обиду ей будет сказано, этот раздел электротехники из мужских рук смотрелся и слушался на порядок выше...
            Кстати, тогда же, но не на уроке, а на занятии радиокружка наш мастер на все руки продемонстрировал нам принцип использования вращающегося (подвижного) магнитного поля для создания оружия. В знакомый уже Вам демонстрационный статор двигателя он закреплял пластиковый вкладыш с проточенной спиральной канавкой, выходящей на правый край. На этот раз правая крышка имела отверстие, против которой ставился ящик, тоже с отверстием. Загружался шарик, включалось напряжение на 2-3 секунды, - БАХ, и шарик долго мечется внутри ящика, пока не успокоится. Только лет через 20 я узнал о настоящих электрических пушках, работающих по этому принципу. Тогда же и от него же, те, кто мог и хотел , узнали  и о принципе работы ускорителей элементарных частиц. Два таких разделанных мотора (условно) ставятся друг против друга и "плюются" навстречу друг другу шариками, пока те не столкнутся с удвоенной энергией… И тогда получится, да, да, не смейтесь,  натуральный БАК - большой адронный коллайдер, величайшее физическое достижение на рубеже второго и третьего тысячелетия.  Два кольца, в которых заряженные частицы разгоняются регулируемым вращающимся магнитным полем во встречном направлении и камера, куда они периодически попадают. А там-то, встретившись лоб в лоб и рождают они новые элементы и частицы, только успевай их идентифицировать и называть!  И все школяры при этом понимали, как просто сделать синхрофазотрон!

    Вот такие учителя и мастера были в нашей девятой школе города Петрозаводска