Под облаком свободы

Артур Баттерфилд
Не старайтесь вырасти. Не надо!
Лучше повинуйтесь детству и яркой, светлой молодости.
Жаль, что тех дней не вернуть. Время не остановить...

  Услышал я однажды знакомую музыку. Внутри все словно встрепенулось, оживилось. Мне особенно дорога эта музыка. Дорога, потому что напоминает детство. Я ее слушал, когда был маленьким. Это ангельское пение и спокойная, лиричная музыка заставляют вспомнить себя маленького. Как я радовался жизни, как вечно спорил со своим старшим братом: «Кто сильнее?» Как однажды летним днем лежал в поле на сонной, изумрудной траве и смотрел на небо, на плывущие облака, думая при этом: «Какие они все же свободные, легкие. Летают, где вздумается. Я тоже так хочу». Это было так беззаботно. Не думал я о том, что когда-то придется учиться в университете, работать, содержать семью. Уже не будет времени повеселиться, поиграть, помечтать. Не торопись, мой друг, взрослеть! Ни к чему! Надо ловить сейчас, пока ты еще ребенок, эти самые светлые, красочные минуты, минуты легкости и мечтаний.
  Музыка все звучала, а я все вспоминал, как придумывал для себя игры, в которых я то Великий полководец, то волшебник, то безжалостный пират. Эх, детство, счастливое, единственное и прекрасное, к чему мы будем стремиться в старости и постоянно вспоминать о нем, пока память не покинет нас. Будем говорить себе: «Как же было хорошо! Сейчас уже я не такой. Старый силы не те. Вот бы снова пережить эту молодость!» Вспоминаешь, как играя со своими близкими друзьями, иногда ссорился, но потом вновь мирился, вечно споря по пустякам.
  Музыка все звучала, звучала. А я буквально утопал в своих воспоминаниях. Невольно сон меня подкосил. От теплоты внутри меня и моего сердца, я откинулся на спинку кресла и словно утонул в его мягкости. Веки закрылись сами собой и стало так легко. Почувствовалась такая свобода и легкость. Сквозь сон, я слышал ту музыку, но чем глубже я погружался в сон, тем едва уловимой становилась мелодия. Она в одно мгновение и вовсе разделилась на отдельные ноты и каждая играла подолгу и так протяжно, что сон наступал еще быстрей. Честное слово! Музыка творит чудеса!
   Вижу я солнечный день. Берег реки с поросшей зеленой травой. Озерцо, играющее в солнечном блеске. Водная его гладь резво переливалась то в желтый цвет, то в синий, то появлялись оттенки белого, возможно, это было отражение облаков. Сквозь призрачную дневную дымку заметил длинные деревянные мостки, на краю которых стоял какой-то мальчик. Я ступил на мостки. Раздался глухой звук дощатого пола, за ним последовал скрип, но мальчик продолжал стоять на краю трапа и даже не обернулся:
 - Нравится тебе этот вид? Правда, красиво? – спросил я, стоя возле него.
 - Да! Конечно!- произнес мальчик, не оборачиваясь, но по тому, как он ответил, можно с уверенностью сказать, что он улыбался и делал это искренно.
    Он обернулся, и мы пересеклись взглядами. Был это милый черноволосый мальчик лет восьми, девяти. Очаровательный и приятный.
 - Здравствуйте! – отозвался мальчишка.
 - Здравствуй, - поприветствовал я его и помахал рукой.
 - Садитесь, - вежливо сказал он мне.
    Мальчик сел на мостки и, похлопав по ним ладонью, опустил свои босые ножки в воду и  улыбнулся, посмотрев  на меня.  Я последовал его примеру:
 - День сегодня хороший! Не находите? В этом есть что-то такое. Какой-то смысл, – восторгался мальчишка, посматривая на меня краем глаза.
 - Точно, - подтвердил я его слова.
   В моей голове крутились вопросы: кто он такой? Откуда? Я смотрел на него, не отрывая взгляда, будто пытался понять кто он такой. Мальчишка пристально смотрел вдаль и слегка улыбался. В той улыбки не было ни хитрости, ни фальши. Она была настоящей, которая появляется в минуты восторга и истиной радости. Я так и не понял, что меня заставило задать ему очень непростой и сложный вопрос, но я был уверен, что ответ на него обязательно получу:
  - Послушай, мы все живем в этом мире, но для чего? Какой в ней смысл?
  - Ну… - протянул он и взглянул на водную гладь.- Для меня смысл жизни в том, чтобы быть кому-то полезным. Быть любимым и нужным для близких, для друзей, для знакомых. Любить этот мир. Возможно, такова моя судьба… - засмеялся мальчишка. –А вот судьба? Я постоянно думаю: может все давно предрешено заранее? И любой наш шаг был продуман ею давно? Но, исходя из этого, мне не понятно, можно ли что-то изменить? От чего она зависит?
   - Озадачил ты меня – проговорил я. – Мне кажется, что судьба, чья бы она не была твоя, моя или совершенно незнакомого человека, должна зависеть от тех, кто несет ее на своих плечах.
   - Значит от самого человека! – воскликнул он. – Тогда получается, что от условий нелегкой жизни, личных желаний и стремлений.
- А ты молодец! – восхитился я. – Откуда ты так хорошо мыслишь?
- У меня хороший учитель. Знаешь,- спросил он и посмотрел на меня. – Человек приходит в мир учеником, чтобы однажды уйти отсюда учителем.
- Да? Значит, ты хочешь быть учителем?
- Да! Хочу! – уверенно сказал мальчик.
- Так будь им! Будь всегда примером для своего ученика. Совершенствуя другого, ты сам будешь совершенствоваться.
   Мальчишка посмотрел на меня, наклонился и всмотрелся в свое отражение, пытаясь там разглядеть себя, затем босой ногой провел по водной глади озера:
- Вы, - тихо сказал он. – сказали совершенствоваться? Но ведь это невозможно!
- Что значит невозможно?
- Нужен идеал.
- Так найди его. Найди самые светлые и высокие качества, которые бы тебе послужили ориентиром.
- Говорите как мой учитель… Так же мудро.
- Значит по-твоему я мудрый? – спросил я немного растерявшись.
- Ну… конечно. Любой, кто умеет мыслить, чувствовать, в моих глазах мудр. – Завидую я таким, – прошептал очаровательный мальчишка. В его голосе прозвучала какая-то обида или разочарование.
- Не завидуй чужой мудрости. Вот увидишь, что придет время, и твоей мудрости будут поклоняться другие. Нужно просто самосовершенствоваться и ждать.
- Я вам верю. А вы кому-нибудь завидуете?
Этот вопрос застал меня врасплох. Мне пришлось сознаться:
- Тебе завидую…
- Это почему? – поразился малец и подобрал под себя ноги пристально и на меня посмотрел. По его глазам я понял, что ему не терпелось узнать правду.
- Ты молодой. Только растешь. Тебе еще 10.
- Вообще-то 11
- Какая разница! У тебя еще все впереди! У тебя сейчас детство! Не старайся вырости, ведь ты всегда успеешь. Будь таким, какой ты сейчас. Я точно знаю, что когда ты станешь взрослым, то ты будешь жалеть и скучать по своим светлым детским годам. Тебе будет напоминать об этом запахи, музыка, фильмы, друзья. Старость лишь дает возможность взглянуть на свое детство новыми глазами.
- Значит, скучаете, что детство не вернуть никогда?
- Скучаю…   
  Мы вдвоем посмотрели на плывущие облака.
- Они такие свободные, - заметил кареглазый мальчишка.
- Так же, как и птицы. Человек тоже подобен птицам. Взаперти он погибнет.
- Но тот, кто полностью свободен от всего - несчастен.
- Вероятно…- согласился я.
Мальчик закрыл глаза и глубоко вдохнул. Тут я увидел на его лице легкий румянец. Взглянув на меня добрыми, лучезарными глазами, он смутился и тихо спросил:
- Знаешь, я влюбился…
- Ооо. А в кого же?
- Есть одна девочка. Она такая красивая и такая милая. Я просто схожу с ума, когда ее вижу.
- Ну и что? Ты разве не рад? – спросил я тревожно, пытаясь понять, отчего в его голосе прозвучала печаль.
- Я не совсем понимаю, люблю ли ее по-настоящему?
- Искренне любить нужно уметь. Но, чтобы понять это – нужно разобраться в себе. Подумай… Не забывай, что любовь должна поднимать душу к Богу через возвышение духа.
- Мы влюбляемся в красоту, но любим душу. Я правильно вас понял?
- Превосходно! Поражаюсь твоим мыслям. Они так звучны и богаты.
- Надо содержать мысли в порядке, тогда и деяния будут соответствовать им, - мальчик посмотрел мне в глаза и улыбнулся. – Теперь я знаю, что люблю ее.
  Взгляд карих глаз мальчонки опустился на деревянные лакированные доски мостков.
Но не успел я его спросить, что не так, как он посмотрел на небо, лег на мостки, раскинул руки в стороны:
- Ложитесь – ребяческая  улыбка не сходила с его лица.- Здесь облака кажутся еще прелестней.
- Неужели?
  Я прилег. Мостки непривычно скрипнули. Белые, похожие на куски ваты, облака важно плыли по ветру. Медленно, будто находились на какой-то церемонии. Голубое небо казалось мне тогда, как никогда ярким и таким глубоким, что временами возникало ощущение, что ты летишь, а облака тебе вторят: «Давай за нами». Легкая голубизна буквально обволакивала нас. Мы словно тонули. Тишину прервал тихий голосок мальчика. Я посмотрел на него.
- Скажи, - начал он, - Смерть… Она страшна?
- Нет. Смерть совсем не страшна. Ее бояться не надо, ведь после ты попадешь туда, где нет ни боли, ни страданий. Там нет лжи, зла, мести, одиночества.
- Хмм.. Значит путь человека в бессмертие лежит через великий труд его души?
  Я рассмеялся и ответил
- Конечно
  Мы лежали и мечтали. Никогда мне не было так спокойно, так легко. На время я был беззаботным. Мы обменивались мыслями, поражались взглядами друг друга. Иногда спорили, но приходили к общему мнению. Совсем как в детстве… Разве что, мысли мои такими не были. В какой-то момент мальчишка, в ходе спора, нырнул в воду. Вынырнув оттуда с круглым, прозрачно-зеленым камнем в руках, доказывающим его правоту.
   Вдруг вдали послышался звон, я приподнялся. Мое сердце затрепетало, и я понял, что это могло значить.
- Звон колокольчика? К чему это? – спросил мальчик и тоже приподнялся.
- Мне пора.
  Мальчонка встал и посмотрел на меня, будто не верил моим словам.
- Уже… - раздался едва уловимый грустный голос очаровательного мальчика.
  Я сел на колени
- Прости меня. – я коснулся его плеча. – Мне правда пора.
   Когда я отошел шагов на десять от мостков, то ощутил непреодолимое желание обернуться. Одинокий силуэт мальчика на мостках. Я продолжал смотреть. Так не хотелось покидать его. Какого же было моему сердцу, когда этот крохотный мальчик помчался ко мне. Я сел на колени и обнял его. Не ощущал ничего ни времени, ни того звона, лишь слезы, которые капали на мою шею. Его слезы.
- Почему ты плачешь? – удивился я.
- Я нашел настоящего друга. И теперь он уходит.
- Поверь, друг вернется. А пока ты должен быть рядом со своими сверстниками. Время быстро бежит…
- Если не ждешь… - прервал меня собеседник.
- И тянется вечность, когда ожидаешь чего-то, - закончил я фразу.
- Ты ведь придешь? – услышал я шепот мальчика.
- Конечно! Я еще вернусь, чтобы вновь поучиться у тебя мудрости.
- Я буду ждать. Буду, чтобы поделиться с тобой мыслями и душевным теплом. Я буду Учитель!
- Жди…
И он ждал.