5-ая сказка. Хвастливая стрекоза

Денис Емельянов
               

   Мышонок бежал к своему другу Птенчику по только ему заметной тропинке. Он уверенно пробрался между стеблей густой травы, перескочил через корни деревьев, торчащие из земли на его пути, и ловко пролез сквозь узкий лаз под большой старой корягой. Он столько раз бегал этим путём, что, казалось, мог проделать его с закрытыми глазами.
—;И всё-таки он молодец, —;думал Мышонок, —;пусть он ещё маленький и у него пока плохо получается, но он очень старается.
Дело было в том, что у Птенчика не было настоящего учителя, который смог бы его научить всем птичьим премудростям. А Мышонок, хоть и был рад помочь ему, но совершенно не представлял, как это сделать.
   Птенчик очень хотел научиться летать легко и свободно, как все птицы, но он был ещё очень мал и крылья его ещё недостаточно окрепли. Он, конечно, мог перелететь с дерева на пень, под которым жил Мышонок и обратно, но подниматься высоко или отправиться на дальние расстояния он не решался. Перед каждой попыткой взлететь он долго готовился, потом начинал изо всех сил работать крылышками и поднимался в воздух, но через некоторое время чувствовал, что силы оставляют его и опускался на землю или ветку дерева, чтобы перевести дух.
—;Не нужно торопиться. Всему нужно учиться постепенно. Придет время и всё получится. Главное быть настойчивым и заниматься каждый день, —;говорила мама Мышонка.
Но Птенчик расстраивался и сердился на себя:
—;Ну почему я такой неуклюжий? Все остальные птицы так быстро и ловко летают. А у меня почти ничего не получается.
—;Не стоит печалиться, —;говорил ему Мышонок, —;ведь они уже взрослые. Вот если бы ты увидел их, когда они были маленькими птенцами. Ты бы сам убедился, что они летали ничуть не лучше тебя.
   Вот и в этот раз, перелетев с дерева на траву и опустившись рядом со своим другом, Птенчик совсем запыхался. Вдруг откуда-то сверху раздался треск и гудение, и на длинную травинку рядом с Мышонком опустилась большущая Стрекоза.
—;Привет, мелюзга, —;рассмеялась Стрекоза. А знаете ли вы, сколько мошек я уже переловила сегодня? Со счету сбилась. Может сто, а может и больше. Я приношу очень много пользы —;ловлю кусачую мошкару. Без меня мошки просто заели бы всех зверей в этом лесу.
—;Птенчик тоже скоро сможет их ловить, —;ответил Мышонок.
—;Это ты про него? —;расхохоталась Стрекоза. Я видела, как этот увалень пытается летать. Ха-ха, да он так никогда не поймает ни одной мошки или комара. Он может их только распугать! Слышишь ты, малявка! Никогда тебе не летать так же ловко, как я!
Птенчик был готов расплакаться от досады.
—;По-моему, ты ведешь себя неправильно, —;сказал Мышонок.
—;А тебя вообще никто не спрашивает, —;огрызнулась Стрекоза. —;Ты летать не умеешь вовсе. Может, ты умеешь делать что-нибудь другое лучше всех? Ничего? Тогда о чём с тобой разговаривать? Есть выдающиеся личности вроде меня, и есть остальные, которые ни на что не способны.
—;Да как ты смеешь так говорить?! —;возмутился Птенчик. —;Мышонок —;самый добрый и храбрый в этом лесу. Он даже смог победить…
—;Не надо, Птенчик, —;сказал Мышонок, —;не нужно ей ничего говорить. Не трать своих сил понапрасну. Разве ты не видишь, она всё равно не услышит. Пусть просто улетает отсюда. Ведь она может слушать только себя.
—;Ну и пожалуйста, ну и улечу. И буду летать выше и быстрее всех, —;расхохоталась Стрекоза, с шумом и треском заработала своими огромными крыльями и полетела прочь.

                * * *
   —;Мама, сегодня я познакомился со Стрекозой, —;сказал Мышонок, вернувшись в родную нору.
 —;Она хвасталась, что приносит всем в лесу очень много пользы и летает быстрее и выше всех на свете. Она смеялась над Птенчиком, а про меня сказала, что я ни на что не способен. Сначала, я хотел ей рассказать, как спас Птенчика от ужасной Гадюки, но потом почему-то не стал этого делать.
—;Ты добрый, храбрый и скромный мышонок, —;улыбнулась Мама. —;И это замечательно. Ты поступил правильно. Любое, даже самое хорошее дело можно погубить, если, сделав что-то доброе, начать перед всеми хвалиться своим поступком. Ты можешь долго, проявляя упорство и настойчивость, делать что-то нужное и перечеркнуть всё, не вовремя сказанными хвастливыми словами.
Именно так поступила сегодня Стрекоза. Если ты начинаешь хвалиться, значит на самом деле всё, что ты сделал —;не для того, чтобы помочь слабому или спасти беззащитного, а лишь только для того, чтобы все восхищались тобой.  Так хорошее дело может превратиться в корыстный поступок. А там, где есть выгода, там не остается места настоящему добру.
Именно поэтому ты поступил верно, когда не стал рассказывать ничего про Гадюку. Потому, что ты спас своего друга не из желания прославиться, а просто потому, что не мог иначе.
На следующий день, когда Мышонок и Птенчик сидели и разговаривали возле старого пня, над ними опять пролетела Стрекоза. Она неподвижно зависла в воздухе над друзьями, работая своими огромными крыльями, и, глядя на Птенчика, насмешливо проговорила:
—;Смотрю я на тебя и опять убеждаюсь, что все птицы - неумехи. Ни одна птица не может летать так же быстро и высоко, как я. А уж ты тем более. Уж лучше бы ты у своего хвостатого дружка поучился рыть норы. Это у тебя лучше получится, —;и, расхохотавшись, улетела прочь.
Вечером в норке Мышонок рассказал всё Маме:
—;Она прилетала опять. И хвасталась на весь лес. Она специально смеётся над Птенчиком. Ведь ему итак трудно, а Стрекоза нарочно дразнит его.
—;Послушай меня, малыш, —;грустно улыбнулась Мама, —;я открою тебе ещё один секрет, почему не стоит хвастаться.
—;Секрет? —;удивился Мышонок.
—;Да, малыш. Запомни, как только ты начинаешь хвалиться, от тебя немедленно отворачивается удача. Поэтому, не стоит сердиться на глупую Стрекозу. Скорее, её даже надо пожалеть. Вскоре ты сам в этом убедишься. Жизнь всё расставит на свои места.

                * * *
   На следующий день с самого утра Птенчик принялся упорно тренироваться. Он пробовал снова и снова, летал всё дальше и дальше от старого пня. Уже ближе к вечеру взлетев, он вдруг исчез в вышине. Его не было так долго, что Мышонок начал волноваться. Вот, в высоте появилась маленькая тёмная точка и начала расти, приближаясь.
–;Я смог, я понял! –;взволнованно проговорил Птенчик, опускаясь на траву рядом с Мышонком. –;Теперь я не просто держусь в воздухе, изо всех сил махая крыльями. Оказывается, усилий надо намного меньше. Нужно просто почувствовать Ветер и тогда всё становится легко, и ты просто паришь. Ты чувствуешь, как в воздухе движутся разные течения. Одни холоднее –;они опускаются вниз. И ты можешь скользить по ним, как с большой горы. Другие теплее –;они поднимают тебя вверх, как волна. Нужно лишь перестать с ними бороться и тогда они сами несут тебя куда ты только пожелаешь. Теперь я могу летать так высоко и так далеко, как только захочу. Я поднимался выше облаков и оттуда смотрел на наш лес. Это так высоко, что ручья и этой полянки почти не видно внизу.  Но это так прекрасно, Мышонок!
Там, в голубой вышине я встретил сегодня своих родственников. Они пригласили меня присоединиться к ним и вместе отправиться далеко-далеко. Я прилетел попрощаться. Ведь ты мой друг, и ты так много сделал для меня. Но я должен улетать. Они согласились подождать меня очень недолго.
– ;Да, я понимаю. Я очень рад за тебя. Ты вырос и ты больше не птенец. Ты, наконец, стал настоящей птицей. И я желаю тебе удачи. Если твой путь опять приведёт тебя в эти места, прилетай на полянку со старым пнем у лесного ручья, я буду счастлив тебя видеть. А теперь лети поскорее. Прощание с другом должно быть недолгим, чтобы не успеть стать печальным.
–;Прощай, Мышонок. Я тебя никогда не забуду, –;сказал Птенчик, и в его глазах блеснули слезы. Он вспорхнул со старого пня и скрылся в вышине. А Мышонок ещё долго сидел и смотрел вверх на голубое небо и белые облака.
 –;Когда уходит друг, –;думал он, –;это грустно, но память о нём будет согревать моё сердце.


        * * *
Через несколько дней, Мышонок решил обойти все места, которые напоминали ему о Птенчике. Наконец, он добрался до берега ручья, на котором он впервые увидел болотную Гадюку. Память о встрече со страшной змеёй была ещё свежа, и сердце Мышонка сжималось от воспоминаний о пережитом. Но он набрался храбрости и бесстрашно выбрался на берег в том самом месте. Ручей нёс свои воды тихо и спокойно. Склонившаяся над водной гладью ива любовалась на своё отражение, и, казалось, что-то нашёптывала камышам, шелестя листиками. В густой траве на берегу чуть слышно стрекотали кузнечики. Ласково светило летнее Солнце. Его лучи отражались от поверхности воды и рассыпались на множество солнечных зайчиков.
–;Всё так спокойно и мирно, –;подумал Мышонок, –; уже ничего не напоминает о том, что было так недавно.
Но что это блестит и переливается у самого берега? Это огромные стрекозиные крылья. Их принесло по воде, как сухие листики, прибило к берегу и они застряли в прибрежной траве.
–;Эх, стрекоза-стрекоза, –;с грустью проговорил Мышонок. – Значит, удача всё-таки от тебя отвернулась, и нашёлся охотник, который летает лучше и проворнее тебя.

(Шестая сказка о маленьком Мышонке http://www.proza.ru/2012/06/10/1426)(Самая первая и моя самая любимая сказка о Мышонке http://www.proza.ru/2012/06/10/1415)Другие мои сказки http://www.proza.ru/avtor/beneka