Заграница

Юрий Басин
      Помните старый еврейский анекдот советских времён? Рабиновича вызывают в КГБ, и говорят ему: "Почему вы скрыли, что у вас есть родственники за границей? Ведь у вас брат живёт в Израиле!" Рабинович отвечает: " Так это не он, а я живу за границей!"
      Я тоже прожил всю жизнь за границей - там же, где Рабинович. Под конец жизни приехал в Израиль. Ни в каких других странах больше не был. Однажды чуть не поехал в Чехословакию. Тогда многие занимались исследованиями термоэлектрических свойств полупроводников (кто понимает). Один симпатичный чех предложил интересный метод исследования, а у меня кандидатская на близкую тему. Я начал пробивать командировку в Чехословакию. Умудрённые люди мне говорят: не пустят! Ты еврей, да ещё беспартийный. Или наоборот, беспартийный, да ещё и еврей. Но как ни странно, дело продвинулось, и я уже начал оформлять документы.
      И тут - 1968-й год, "Пражская весна", чехам захотелось какого-то "социализма с человеческим лицом". Советские танки в Праге, какая там командировка! Так я больше и не выезжал никуда из страны, которая сама выехала куда-то без меня на задворки истории. Теперь я уже вряд ли где-нибудь побываю. Разве что виртуально благодаря интернету.