Фауст Арабова и Сокурова

Светлана Жукова 4
Тетралогия Сокурова и Арабова о власти: «Молох», «Телец», «Солнце», «Фауст» - вся богоборческая. Но такого презрения к Богу, к Его светлой стороне, такого унижения Его и такого прямого утверждения, что Бог – ничто иное как тьма человеческой души,  не было ни в одном из фильмов тетралогии. В «Фаусте» эта идея достигает своего апогея.

Оригинальная идея была у авторов – взять за основание своей пародии на истину трагедию Гете «Фауст» и изуродовать её практически до неузнаваемости! Но они воплотили эту идею в жизнь. Сокуров и Арабов просто взяли и отказались от идеи « Фауста» Гете, от рекомендаций, которые дает человечеству этот великий духовидец, и дали человечеству свои рекомендации. Видимо, им очень захотелось поспорить с Гете.

И действительно, если вдуматься, «Фауст» Гете – список рекомендаций, подсказок, как человеку за жизнь на земле победить в себе свою темную сторону, дурную часть своей сути, и выйдя из духовной схватки с «сатаной своей души» победителем, вручить её, свою душу, Богу! 

Вручить свою душу Богу…
С первых кадров фильма господа Сокуров и Арабов утверждают репликой ассистента доктора Фауста: «Искать душу в человеке – пустая трата времени».

Возможно, они хотели пойти «от противного» и все остальное время собираются нам доказывать, что душа-то на самом деле есть? Казалось бы, да. Ведь Фауст в конце фильме не умирает, он идет к новой жизни, без Бога…
Без Бога?!
Но какая же может быть загробная жизнь, если Бога нет, так как от него можно избавиться, конечно, только если сильно этого захотеть? Какая может быть загробная жизнь, бессмертие души, если Создатель – бесполый урод, подбивающий человека на непристойности?! Какая может быть загробная жизнь, если человек – отвратительный кусок гниющего мяса, в котором после смерти не остается ничего?! Ведь господа Сокуров и Арабов решились своим фильмом утверждать, что жизнь – физиологический процесс, а разум – случайность, безбожная игра природы.

Все это утверждает художественный фильм «Фауст». Я ничего не придумала. Все доказательства – в фильме. И я их сейчас приведу. Все.

Ассистент Фауста продолжает развивать мысль о душе: «Что такое душа, знает только Господь Бог и враг людей…». И это – совершенно явный намек на то, что Бог и дьявол, как минимум, равны по силе. Или они одинаково влияют на умы человеческие…

Здесь ещё ничего не ясно. Но при дальнейшем просмотре становится ясно, ведь создатели это постоянно доказывают, что они имели в виду вот что: Бог и дьявол не разные существа. Бог и есть – дьявол. Дьявол, созданный ограниченным человеческим сознанием для ограничения самого себя. Эти ограничения делают человека несчастным. Человек может стать счастливым, если он сбросит с себя оковы религии (завалит «Бога-дьявола» камнями в своем сознании) и будет жить «по своим естественным потребностям, не оглядываясь на морально-нравственный закон, который навязывает ему «дьявол-Бог».

Итак, главный герой истории – доктор Фауст. Он работает не покладая рук, но беден до такой степени, что порой ему не на что купить себе обед. Но он не думает о благах земных. Он думает.
О чем он думает? А думает доктор Фауст о связи человека с Богом.

ФАУСТ: - Бог живет в моей груди. Как Он из глубины влияет на мой дух?

Сразу видно, что этот человек не просто верит в Бога. Он живет с ним в каком-то непостижимом для многих людей единении! А это единение означает, что он, Фауст, не может не соблюдать Заповеди Божьи! Это – его образ жизни и его суть – соблюдение Заповедей. Поэтому он так много работает. И поэтому – так беден…

Но, неужели у Фауста нет другого пути? Неужели он не может стать богат, любим? Почему он, подобно многим другим, не наслаждается благами жизни? Ведь, даже верующие люди наслаждаются ими…

Да потому, что Фауст не просто живет по закону Божьему! Бог властвует над ним, лишая его всех благ и радостей жизни!

ФАУСТ: «Что властвует из глубины над всеми моими силами?! Могу ли я действовать без Него»?!

Так вот о чем фильм! Во время просмотра мы должны понять позицию авторов, ну и сами определиться, можно жить без Бога или нет? А если уж совсем точно, то: есть Бог или нет? Потому, что жить без Него можно только в случае если Его – нет.

С самого начала авторы начинают расставлять приоритеты:
Монах, который приносит корзину с едой отцу Фауста, говорит: «Это – дары Божьи».
Эта фраза и это мироощущение сыграет ещё свою роль в самом конце фильма, а пока она говорит только об одном, о том, что по Христианской традиции «хлебом насущным» нас обеспечивает никто иной как Бог.

Сцена, когда отец Фауста не хочет поделиться с сыном «хлебом насущным».

ОТЕЦ ФАУСТА: «Я ничего не дам тебе. Тот, кто довольствуется малым, сам кует свое маленькое счастье. Нужно работать, а не просить».

Отец Фауста – его противоположность. Фауст связан моралью Бога: «просите и дано вам будет». Поэтому он и попросил. Отец: «нужно работать, а не просить». И мы понимаем, что без Бога-то как раз жить можно. Это только для Фауста решиться жить без Бога – проблема. Его отец – нормальный атеист. И – ничего. Живет и ест свой «хлеб насущный».

Вот, с кем могла произойти такая история – встреча с существом неизвестного происхождения и статуса? Конечно, только с тем, у кого от голода, и от мыслей о Боге «крыша поехала»! И Фауст это существо встречает…

ОТСТУПЛЕНИЕ:
Вообще о женских образах в фильмах тетралогии – разговор особый. Женщины в ней – неимоверно отвратительны! Не внешность имеется в виду. Хотя, и внешность, зачастую, тоже…
Дело в том, что женщина в фильмах Арабова и Сокурова – не источник вдохновения, любви и верности. Женщина в фильмах Арабова и Сокурова – похотливое, продажное, глупое, бессмысленное существо, которое в лучших своих воплощениях является искушением, а в худших – «карой небесной». Почему карой? А потому, что в фильмах Арабова и Сокурова, не только в этой тетралогии, женщина предстает перед нами, как самое отвратительное создание, которое в корне отличается от мужчины. Некий недочелоевк. Мужчины в фильмах этих авторов думают, переживают, страдают, решают духовные и моральные дилеммы. Женщина высмеивается изначально. И она всегда – враг мужчины, так как предаст все равно, либо по глупости, либо ища собственную выгоду, так как на истинную преданность и любовь женщина не способна по своей природе, скорее всего – демонической.

Я это не выдумала. Достаточно внимательно посмотреть фильмы по сценариям Арабова, чтобы все понять. А в этой тетралогии все это видно особенно ясно…

Сцена, где женщина сносит яйцо, конечно, метафора. Но о чем она говорит зрителю?
Венера – это богиня любви и красоты. И эта «богиня» поедает своего только что рожденного «младенца» и становится демоницей Лилит, которая пожирает младенцев. Богиня низвергнута с пьедестала! Остается  одна отвратительная оболочка! И слова Фауста о темном импульсе души. Женщина – этот импульс.

ФАУСТ: «Вечное воздержание… вечное воздержание…»

Удивительно, но об этом говорят все фильмы по сценариям Арабова. Такой уж сценарист-женоненавистник. Ну, это бы ещё – полбеды! Если бы он не богохульствовал…

Дальше идет загадочная сцена: Фауст приходит к скупщику и пытается продать драгоценное кольцо. Встречает его миловидный человек и представляется: «Марициус Мюллер». И практически сразу он исчезает из повествования, таинственно прячется за угол. Исчезает, едва успев сказать эту знаменитую Гетевскую фразу: «Я часть той вечной силы, что, зло творя, приносит благо».

Нет никакого спора, как в трагедии Гете. Нет и самого Бога, который разрешает демону подвергнуть героя искушениям, будучи уверенным в его духовной стойкости.
Есть один Марициус, который сам произносит фразу Мефистофеля. И есть его посланник, который искушает Фауста (Марициус младший – брат или слуга, или – сын того Марициуса, который и есть – часть той вечной силы…).

Спрашивается, зачем вообще обратились к Гете?! Придумали бы свою историю! Нет, ведь! Нужно было остаться причастными к совершенному! Но отделение от совершенного – все больше и больше! И получилось искажение идеи до неузнаваемости! А проще говоря, подмена идеи на противоположную. В фильме Арабова и Сокурова «ФАУСТ» нет Бога-Отца. Бога-Отца в нем заменяет Марициус. А Бога-Сына в нем заменяет Существо…

Как это так?! И с чего это мне вздумалось это утверждать?!

Да. Все выводы - из фильма.  И сейчас я это докажу.

1. Фауст сильно мельчает, как герой, как личность. Если у Гете Фауст – человек мощного ума, который пришел к выводу, что все знания, которые он приобрел за жизнь, все равно не приблизили его к разгадке тайны мироздания. То Фауст Арабова и Сокурова мучается другой тайной: почему, если он изучил столько наук и вкалывает, рук не покладая, он – голодный?!
2. Фауст Гете толкует греческое слово «Логос», как «дело», а не «слово».  Это расходится с библейским утверждением «вначале было слово», что означает: творит Бог, произнося слова. «Сказал Бог: Да будет свет. И стал свет». Это толкование отдаляет Фауста Гете от Бога и появляется Мефистофель.
У Арабовско-Сокуровского Фауста не происходит богоотступничества. Он остается с убеждением, что вначале было слово. Хоть и сомневается, но остается с этим убеждением. Фауст Сокурова и Арабова не отрекается от Бога, а Существо появляется все равно. Это – первое доказательство того, что Марициус Арабова и Сокурова – вовсе не демон. Он – Бог, который сам искушает, сам наказывает. И именно Он послал к Фаусту своего слугу…

Первое, что делает Существо в доме Фауста, выпивает яд цикуты. Но не умирает, хоть яд и смертелен. Кто же он такой?

«Я не дьявол. Хотя так меня называют глупые женщины. Я не знаю, кто я».

И зритель остается в неведении. До того момента, как… Существо раскрывает, что оно такое. Он - дух отрицания. Дьявол короче говоря.

И у этого дьявола нет с Богом (Марициусом) никакого соперничества. Дьявол в фильме Арабова и Сокурова «Фауст» - проводник Его воли. Нет Света. Есть только тьма. И в Мире, и в Боге. Это, на мой взгляд, смысл, который чудовищен. Но, буду смотреть дальше…

Также Существо утверждает, что оно – не Спаситель. Но оно – бессмертно и уродливо, и обладает странной властью над Фаустом: Фауст никак не может отделаться от него…
Такое впечатление, что даже и не хочет избавляться…
Такое впечатление, что Арабовско-Сокуровский Фауст просто не может жить без этого, невесть откуда взявшегося существа…

 ФАУСТ: «Могу ли я дествовать без Него»?...

Да вот же он, Бог! И не важно, что он говорит, что Он не знает, кто он! Он связывает Фауста. Именно - он! И именно от него Фауст хочет избавиться, но пока не решается. Фауст Арабова и Сокурова должен сначала понять, что он такое, это Существо, выяснить, какова его суть. И только потом Фауст решит…

Смотрю и слышу, как господа Арабов и Сокуров устами своих героев утверждают, что добра нет вообще. Есть только зло. Следовательно и Бог – зол, он просто притворяется не злым, лжет то есть.

И лжет, и кривляется все время это Существо.

СУЩЕСТВО: «Вначале было дело».

Если в мире существует одно зло, то ложь для Бога естественна так же, как и для дьявола.

Дальше идет полнейшее издевательство:
1. Сцена в прачечной. Существо приводит Фауста в прачечную. Там – полно женщин. Там Фауст впервые видит Маргариту. А Существо демонстрирует и женщинам и зрителю отсутствие половых органов у себя. А оно – Божий посланник! А кто в Евангелиях совсем не отражал физической близости с женщиной? Иисус Христос.
2. Существо тоже зовут Марициус. Оно и Марициус-Бог – одно.
3. Отец Фауста, который не верит в Бога, не живет по заповедям, ругает и гонит Существо-Марициуса, утверждая, что он знает, кто это. А он живет без Бога. И если Он, Бог, появляется, так, вероятно, он прогоняет Его всегда…
4. Валентин, брат Маргариты, погибает не от того, что вступается за честь сестры, а потому, что посмел не поверить! Ведь все поверили, что вино, добытое Существом-Марициусом из земли – хорошее вино. Он не поверил чуду! А в какой религии неверие наказывается? В Христианстве.
5. Существо-Марициус добывает вино из земли - пародия на первое чудо Иисуса Христа в Канне Галилейской – претворение воды в вино.   

На мой взгляд, доказательств - предостаточно.

Но на этом издевательство над Гете и плохо завуалированное кощунство не кончается.

Фауст убивает Валентина совершенно случайно. Так подстраивает Существо-Марициус. Вины Фауста нет. Существо-Марициус пока не обретает над Фаустом нужную ему власть.
Но оно хочет, чтобы Фауст не забыл, в чьей он власти! Если Фауст будет испытывать чувство вины, он примет и наказание. Убийство – смертный грех…

Гора вещей в логове Существа-Марициуса – человеческие оболочки, без душ.

СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: «Добрый Бог делает возможным все»!

Да… кто же ещё способен отобрать душу, кроме всемогущего Бога?


Не только над Богом издеваются авторы фильма. Они издеваются и над человеком.

Мать Маргариты и Валентина убита горем из-за смерти сына. Но приходит Существо-Марициус, дает ей деньги и она утешается. Как он и предрекал.
И ладно бы, если бы был альтернативный герой, тот, для кого существует любовь, верность, честь, достоинство. Или героиня. Но таковых в «Фаусте» Арабова и Сокурова нет…

СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: «У неё ничего нет внутри. Бедный юноша…».

Удивительно, но авторы фильма говорят о двух сторонах Творца.
СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: у Бога – две руки. Он отбирает одной и дает другой».
Но темная сторона побеждает. Всегда.

В фильме никто никого не любит. Лицемерие человеческое есть, а любви нет. Чего стоит только лицемерное «упадание» (иначе не назовешь) на землю на похоронах Валентина Маргариты и её матери! И ведь снято так, чтобы понятно было – лицемерие!

СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: «Все думают, что ад создан для плохих».
Фраза оборвана, но о продолжении догадаться не сложно «ад создан для всех».

А дальше – «любимая» идея Сокурова – всеобщее уничтожение!

СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: «Как я мечтаю о том дне, когда все будут сожжены! Независимо от вины, пола и возраста».

Как в «Солнце»… Наверное, все творцы проносят основные свои идеи не через одно свое произведение…

И потом авторы уже неприкрыто начинают высказывать свои идеи:

ФАУСТ: «Что связывает мужчину и женщину»?
СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: «Три вещи: деньги, сладострастие, домашние заботы».

Ни слова о любви. А ведь это – слова Бога.

СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: «Когда наша прародительница Ева впала в искушение, Мир перестал быть чистым».

Во всем виновата женщина.


Существо-Марициус на протяжении всего повествования истории о Фаусте открывает зрителю суть Бога. Так, как он её понимает. Но ведь Существо-Марициус сам – Бог. Значит, он говорит о себе. Трудно представить, что кто-то может намеренно себя постоянно оговаривать…

СВЯЩЕННИК: «Что бы мы делали без руки нашего щедрого благодетеля»?
СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: «У кого нет руки, у того нет и кулака»!


Авторы все время унижают не только Бога, но и его создание – человека. Унижая создание, они унижают Создателя.

Доказательства:
1. Вагнер создает гомункула. Гомункул – искусственный человек. То, каким уродливым он получился, говорит о том, что создание Бога, человек - уродливо, так как способно создать только уродливое.  А если уродливо создание, уродлив и Создатель. И действительно, достаточно взглянуть на Существо-Марициуса, чтобы убедиться в этом.

Ну и, конечно, Маргарита, разбивающая сосуд с гомункулом! На что же ещё способна женщина, кроме как разрушать «гениальные» творения мужчины!?

2.МАРГАРИТА: «Я не люблю свою мать. Я знаю, что это – грех и Бог накажет меня за это».

Оказывается, что и Фауст тоже не любит свою мать. И это считается в христианстве грехом…

Лгут авторы. В христианстве любовь не вменяется в обязанность. А родителей необходимо «почитать». Всего лишь.
Но авторы неспроста смакуют тему наказания за грех. Они смакуют тему несвободы, тему власти Бога над людьми, тему страха наказания. Бог управляет людьми при помощи страха наказания. А это уже не Бог, который благ, не Овестрис (Свет). Бог, которого показывают господа Арабов и Сокуров – Отодосоторо (Тьма). И никакой альтернативы в фильме этому Богу нет.
Вывод: господа Сокуров и Арабов показали чудовищное существо в своем произведении – Бога, который есть Тьма, не показав Бога, который есть Свет. Этим они сказали только одно: у Бога – одна сторона, темная. И никакой надежды на Бога у человека нет! Лучше отказаться и жить так, как живет отец Фауста, совсем без Бога.

Две отвратительные сцены:
1. Существо-Марициус страстно целует Распятие.
2. Существо-Марициус страстно целует статую девы Марии.

Ещё одно унижение Бога-Отца и Бога-Сына. Желают, но не могут. Поэтому занимаются сводничеством. А потом наказывают людей за «любовь». От зависти к своим созданиям, которые могут, вероятно…

О Маргарите:

Сцена, в которой она приходит к Фаусту, чтобы узнать у него, правда ли, что именно он убил её брата. Маргарита – в свете. Красиво… Но только внешне. По смыслу – чудовищно. Ведь это – не Свет, а только его чудовищно искаженное отражение.

Маргарита Гете была духовно чиста. Она влюбилась в Фауста и вина её была в том, что она не смогла избежать преступления из-за этой любви. Здесь Маргарита не любит Фауста. Почему? Она не любит мать, не любит брата. Как она может любить Фауста? Только похоть в Маргарите. Ну, впрочем, что, по мнению создателей ещё может быть в женщине, кроме похоти и глупости? Только временная, обманчивая красота.

Фауст понимает уже, что за существо рядом с ним.
ФАУСТ: «Ты тот, кто всегда лжет».

После подписания Фаустом договора, отвратительные подмены следуют одна за другой:
Маргарита отдается, словно кукла, словно вещь Фаусту. У неё нет собственной воли, она не способна противостоять соблазну.
В отличии от Гетевской Маргариты, которая обладает любящей и чуткой душой, и говорит Фаусту: «нет хуже участи, чем «шататься с совестью больной», и отказывается покинуть темницу.
Фауст, понимая уже, с кем он, собственно, имеет дело, не вступает с Маргаритой в близкие отношения, проходит через искушение и остается «чистым». Следовательно, власти темный Бог над ним не получает и наказать за свершенный грех не может. Хоть и пытается. Но Фауст уже находится буквально в шаге от страстно желаемой свободы, что означает, по мнению создателей фильма – жизнь без Бога вообще.

А жизнь без Бога вообще это ещё означает и жизнь без женщины.
ФАУСТ: «Я не хочу, не хочу»!
Так он говорит, уходя от Маргариты и не взяв её!
Но он хочет освободиться от желания, которое связывает его. Это желание - ничто иное как похоть. Та самая похоть, за которую Бог и наказывает! Освободившись от похоти, освободишься от власти Бога! Вот о чем говорят авторы фильма!
И – ни слова о любви…

СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС (когда ведет Фауста в Ад): Марициус – имя мученика или Создателя.  И ещё: «Лестница в Небо. Но, возможно, она приведет нас в другое место.

Маски – сброшены, все становится на свои места.
И хотя Существо-Марициус говорит Фаусту в сцене у гейзеров: «Я – не Бог», зритель ему не верит. Ведь Существо-Марициус всегда лжет. А то, что он делает, доказывает обратно. Ведь, оно даже не скрывает, что Неба на самом деле - нет…

Что же, если так, тогда может означать постоянно произносимая фраза:
ФАУСТ: «Боже, помоги мне»!
Означает вот что: Фауст все ещё живет с Богом. Существует с Богом в груди. Поэтому и страдает. Поэтому и просит Его помочь. Но Бог не помогает. Сколько Его ни проси. Марициус ведет его дальше!

Доспехи крестоносца, которые Марициус взгромождает на Фауста, говоря ему, что он – воин, говорят об одном: веришь в Бога, воюй за свою веру.

Наконц, Фауст не выдерживает и начинается бунт.
Сначала Фауст освобождается от доспехов.
СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: «Это – грех, но так легче». – Легкий путь…

ФАУСТ: «Я – не твой раб»!
СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: «Не раб. Типичное человеческое существо». Люди – рабы Божьи.

Валентин благодарит Фауста за то, что тот убил его – культ смерти.

Наконец, Фауст обретает свою свободу – независимость от Бога.
ФАУСТ: «Бог не знает, но я знаю».

Он говорит: «Теперь я буду все решать» и заваливает Существо-Марициуса камнями. Фауст освобождается от Бога и идет е Ней, к своей новой жизни, в которой нет никаких ограничений и в которой то, что человеку противно не считается грехом… Марициус больше не властен наказать его…

Наверное, такие фильмы нужны. Они даже полезны, но только тогда когда понятно, о чем они в действительности. Фильм Сокурова и Арабова «Фауст» о том, что Бог – тот самый настоящий дьявол, а доброго Бога нет вообще. Человек жалок, если он подчиняется Законам Бога. Человек свободен, если он сбрасывает иго религии.

Неизвестно, какова будет Новая Жизнь Фауста. Ведь Марициус говорит вслед уходящему от него Фаусту: «Кто же даст тебе покушать? Кто выведет тебя отсюда»? А мы помним, что в самом начале фильма было сказано, что пища это – дары Божьи! Еще одно, последние подтверждение, что Марициус – Бог! Возможно, совсем Фауст от «Бога» не отделался, и Он приготовил ему ещё «сюрприз». Ведь господа Арабов и Сокуров все время говорят в своих фильмах о «желанной» смерти… И «Фауст» уже второй фильм, в котором говорится о всеобщей смерти человечества в огне…

СУЩЕСТВО-МАРИЦИУС: «Как я мечтаю о том дне, когда все будут сожжены! Независимо от вины, пола и возраста».