Электричество от второгодников

Николай Шурик
       Первое знакомство с прикладной школьной электротехникой я получил в  начальной школе, находившейся в рабочем районе дальневосточного городка Ворошилов-Уссурийский. И в третьем и в четвёртом классе там были ребята, для которых учёба была таким праздником, что они в каждом классе учились по два года. Соответственно, возраст их был, как для 6 – 8 класса.  Курение, мат, ножи в кармане, да и выпивка были естественным приложением к их знанию или незнанию школьных дисциплин. 
       Однако, именно у них я получил первый классический урок по электричеству, совмещённый с теплотехникой и химией.  Поскольку, мы, 3 и 4 класс были старшими, то учились во вторую смену, а мелкота, понятно,  в первую.  Зимой наши последние уроки проходили уже в темноте, поэтому, только лампочки Ильича могли обеспечивать учебный процесс. 
       Наши «ветераны» - многоразовые второгодники утомлялись от обилия уроков, им и приходилось  «заниматься электротехникой». На перемене  на стол под лампой ставился стул, свет выключался (техника безопасности была на высоте), две или все три лампы выкручивались, на цоколь наворачивали один оборот плотной бумаги, смоченной солёной водой, после чего лампа занимала привычное место. При этом, каждый раз проводилась проверка, горит лампа, или нет. Свет включали вместе со звонком, чтобы всё было «нормально».  «Процесс» занимал от пяти до двадцати минут, вода в бумаге от горячей лампы высыхала (теплотехника), сухая соль не обеспечивала электропроводности (химия), сопротивление резко возрастало и ток становился равным нулю (закон Ома - электротехника). соответственно, лампа с неопределённым звуком  резко уменьшала яркость, и затем потухала.
        Понятно, когда потухали две лампы, полкласса или больше, уже не могли не писать, ни читать. Про три лампы, я уже не говорю. Таким образом, нас отпускали домой  на час раньше.  Физические эксперименты проводились не часто, порой, при планируемых контрольных или диктантах. Потом наши лоботрясы дожидались в туалете, пока учительница не убедится сама ещё раз в стихийном бедствии со светом и не уйдёт в учительскую, затем быстренько приводили всё в порядок и шли гулять с сознанием выполненного долга. А все наши мамаши считали, что второгодники совсем ничего не знают, ничего не понимают и только портят нам жизнь…