Невеста

Анна Ру
               НЕВЕСТА  ПЕТРА П,  -  МАРИЯ  МЕНЬШИКОВА (ДОЧЬ  КНЯЗЯ  МЕНЬШИКОВА )



Gold
я здесь...
Group Icon
Профиль
Группа: Moderators
Сообщений: 7756
Поблагодарили: 21678
Ай-яй-юшек: 8
Штраф:(0%) -----

Цитата (Ster @ 17.06.2010 - 23:36:29)
Нееет. Екатерина Долгорукая - была второй невестой Петра 2. Первой была Мария Меньшикова, помолвку с коей он расторг, когда спровадил сначала в ссылку, а потом на каторгу всё семейство Меньшиковых.

Так это политические игры, и Пётр и Мария детьми еще были.
Про Марию с портретами: http://comtesse.blog.ru/?year=2008&page=17
Здесь упоминают про Фёдора, оговариваясь, что легенда.

А Костомаров пишет:

"После смерти Екатерины Меньшиков, нареченный тесть императора, стал всемогущим человеком на Руси. Петру II было всего 11 лет. Меньшиков под предлогом надзора за его воспитанием перевез малолетнего императора в свой дом на Васильевском острове. 13 мая Меньшиков получил сан генералиссимуса и через то сделался полноправным главою всего русского войска. 25 мая совершено было обручение императора с княжною Марией Меньшиковой, которой отец назначил 34.000на содержание особого двора и приказал поминать ее в церквах вместе с императором в качестве нареченной невесты и с титулом великой княжны.
,,,,
Собираясь по этому указу отправлять в заточение павшего временщика, у него отняли все приличное платье, одели в сермягу и простой тулуп, а голову его прикрыли бараньей шапкой. Такое же переодевание постигло и членов его семьи, и в таком виде повезли их всех в далекий путь. Княгиня Меньшикова, женщина слабого здоровья и с молодости изнеженная, с самых первых дней постигшего их несчастия беспрестанно плакала и теперь не вынесла последнего горя и унижения. Она ослепла и, не доехав до Казани, умерла. Меньшиков сам похоронил ее, но ему не дозволили слишком долго плакать над ее могилою и торопили следовать в дальнейший путь. В Тобольске губернатор дал ему 500 рублей - то было царское жалованье на скудное содержание изгнанника. На эти деньги Меньшиков приказал накупить разных запасов - хлебного зерна, вяленого мяса, разных орудий, как, например: пил, лопат, рыболовных сетей, также всяких необходимых вещей для своих детей, а лишнее, что затем оказалось из этой суммы, велел раздать бедным. Из Тобольска изгнанников повезли в открытых телегах, подвергая всяким неудобствам сибирского климата. С ним было восемь слуг, согласившихся разделять изгнание своего господина. Они служили ему при постройке дома, впрочем, сам старик господин помогал им: недаром Петр Великий приучил его владеть топором и молотком. Построенный в Березове дом Меньшикова состоял из четырех покоев: в одном жил он сам с сыном, во втором - его дочери, в третьем - прислуга, четвертый служил кладовою. Из его дочерей старшая, бывшая невеста императора, занималась стряпнёю в кухне, а вторая - стиркой белья, им помогали в работе две прислужницы. Меньшиков кроме дома построил еще деревянную церковь. Из вельможи, избалованного долгим счастьем и изобилием, Меньшиков превратился в крепкого духом чернорабочего русского человека и переносил с примерною твердостью лишения ссылки и свое унижение. Через шесть месяцев заточения его постигло новое горе - старшая дочь его, бывшая невеста императора, скончалась от оспы. Меньшиков сохранял присутствие духа, сам читал над покойницей псалтырь и пел над нею погребальный канон. Ее похоронили в церкви, построенной отцом и недавно перед тем освященной. Тогда старик указал детям место, на котором и сам желал быть погребенным близ своей дочери."



                --------------------------------

Старшая дочь светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова от брака с Дарьей Михайловной Арсеньевой. Родилась, когда её отец был в полной силе своего могущества и власти. Получила хорошее домашнее образование, знала несколько языков, великолепно пела и танцевала. Когда Марии было девять лет, Меншиков стал подыскивать для дочери выгодного жениха.

Сначала им стал Пётр Сапега (1701—1771), сын великого гетмана Литовского, Яна Сапеги. В 1720 году он обратился к Меншикову с предложением заключить брак между их детьми. Сватовство было встречено Меншиковым благосклонно, в свою очередь, Сапега обещал поддерживать притязание Меншикова на герцогскую корону Курляндии. Молодой и знатный жених в 1721 году приехал в Петербург и по приглашению будущего тестя, желавшего узнать его поближе, поселился в великолепном дворце Меншикова. Поскольку невесте едва исполнилось 10 лет, Сапега прожил в Петербурге 5 лет в ожидании брака.

К концу этого периода Пётр Сапега занял видное место при дворе, а после смерти Петра I приобрёл благосклонность императрицы Екатерины I, став одним из её фаворитов. 10 марта 1726 года он получил звание действительного камергера, а 12 марта архиепископ Феофан Прокопович в присутствии всего двора обручил его с Марией Меншиковой. Императрица пожаловала невесте сто тысяч рублей и несколько деревень с угодьями и крестьянами.

На следующий день во дворце Меншикова был торжественный обед и бал. Всё обещало молодым блестящую и счастливую жизнь, Мария была влюблена в жениха, отец давал ей в приданое 700 000 золотых. 15 октября 1726 года Сапега получил орден Александра Невского, а 31 марта 1727 года он и обе дочери Меншикова, Мария и Александра были пожалованы портретами императрицы с бриллиантами, для ношения на андреевских лентах.
Царская невеста

Свадьба Марии с Петром Сапегой откладывалась, Меншиков задумал выдать дочь за наследника престола великого князя Петра Алексеевича. Императрица Екатерина I, обязанная многим Меншикову, была согласна. Она предложила Петру Сапеге в жены свою племянницу, графиню Софью Карловну Скавронскую, их свадьба состоялась уже после её смерти 19 ноября 1727 года. Стоявшие во главе правительства князь Меншиков, граф Головкин, барон Остерман и князь Голицын сочинили для императрицы духовное завещание. В одном из его пунктов говорилось:
« …Цесаревнам и администрации вменяется в обязанность стараться о сочетании браком великого князя с княжною Меншиковой. »

6 мая 1727 года великий князь Пётр Алексеевич стал императором всероссийским, 12 мая князь Меншиков был сделан генералиссимусом, а 25 мая в присутствии всего двора состоялось обручение Марии Меншиковой и Петра II.

По сведениям П. В. Долгорукова, 11-летний император громко плакал, когда ему сообщили, что его хотят женить. Мария же со своей стороны терпеть не могла своего жениха[1]. Как царская невеста она получила титул императорского высочества. У неё был свой двор, гофмаршалом был назначен её родной дядя Василий Михайлович Арсеньев, у неё были два камергера, четыре камер-юнкера, обер-гофмейстерины, штат фрейлин, пажей и прислуги. На содержание двора отпускалось тридцать четыре тысячи рублей. 27 июня 1727 года князь Меншиков от имени императора пожаловал своим дочерям и их тётке, В. М. Арсеньевой, орден св. Екатерины.
Ссылка
Мария изображена на картине Сурикова «Меншиков в Берёзове» (закутанной в шубу).

Попытка выдать Марию замуж за Петра II закончилась неудачей. Летом 1727 года Меншиков тяжело заболел. Этим воспользовались его противники, Остерман и князья А. Г. и И. А. Долгорукие, всячески мешали императору общаться с Меншиковым. 4 сентября он с большим трудом добился приёма у Петра II в царской резиденции в Петергофе. Эта встреча, длившаяся не более четверти часа, не оставила сомнений, что над Меншиковым нависла опала. Утром 8 сентября он был заключён под домашней арест, а 11 сентября с семьёй был отправлен в ссылку в свое имение в Раненбург. Меншикова лишили всех чинов и орденов, а документы опечатали. У Марии был отобран обручальный перстень императора и последовало распоряжение:
« …Чтобы впредь обрученной невесты, при отправлении службы Божией, не упоминать и о том во все государство отправить указы от Синода. »

В апреле 1728 года Меншиков с семьёй был отправлен в ссылку в Сибирь в Берёзов. Мать Марии, княгиня Дарья Михайловна, не выдержала дороги и скончалась на руках своего семейства около Казани. В Берёзове они сначала жили в остроге, а после перебрались в дом, построенный Меншиковым при помощи работников. После роскоши и блеска Петербурга, в Берёзове Мария вела однообразную и томительную жизнь. 12 ноября 1729 года на пятьдесят шестом году жизни Меншиков скончался от апоплексического удара, а 26 декабря, в день своего рождения, от оспы умерла Мария. Многие историки часто сообщают о том, что Мария ушла из жизни раньше отца. За десять дней до её смерти Петр II отдал распоряжение о возвращении детей Меншикова из ссылки.

Есть версия, что вслед за Меншиковыми, в 1728 году в Берёзов приехал князь Фёдор Долгорукий, сын знаменитого В. Л. Долгорукого. Молодой князь давно любил Марию, узнав о её ссылке, он взял заграничный паспорт и под чужим именем приехал в Сибирь. Там они якобы тайно обвенчались, но через год Мария умерла при родах двойни[2]. Её похоронили вместе с детьми в одном гробу. Эти обстоятельства были раскрыты случайно, когда в 1825 году искали могилу Меншикова. После смерти Федора Долгорукого в берёзовскую церковь прислали, по его завещанию, золотой медальон с прядью светло-русых волос. Прядь принадлежала, по всей видимости, Марии Меншиковой.


                КНЯЗЬ  АЛЕКСАНДР  МЕНЬШИКОВ

 Александр Данилович Меньшиков - фаворит Петра I и Екатерины I. Год его рождения в точности неизвестен: по одним источникам он родился в 1673 г., по другим - в 1670 г. Не вполне выяснено и происхождение его: по словам одних, его отец был придворным конюхом, по словам других - капралом Петровской гвардии; существует также известие (позднейшее), что Меньшиков в молодости продавал пироги на улицах Москвы. Знакомство Петра с Меньшиковым, как обыкновенно принимают, состоялось через посредство Лефорта, взявшего Меньшикова к себе в услужение. Несомненно то, что Меньшиков служил в Преображенском полку с самого его учреждения, несколько лет исполнял обязанности денщика при Петре и приобрел его расположение, скоро перешедшее в тесную дружбу. В качестве денщика он, по-видимому, принимал участие в событиях 1689, связанных с отстранением от власти царевны Софьи, ездил вместе с царем в Переславль-Залесский и в Архангельск, участвовал в Азовских походах. В 1697-98 Меньшиков в качестве волонтера принимал участие в Великом посольстве, вместе с царем работал на Саардамской верфи, присутствовал на дипломатических церемониях.

С 1697 г. Меньшиков неразлучен с Петром: вместе с ним совершает Азовский поход, вместе отправляется за границу, участвует в стрелецком розыске (позднее хвастался, что отрубил головы 20 стрельцам). К этому времени он стал доверенным лицом царя, повсюду сопровождал его, занимался устройством быта Петра., исполняет важные поручения; его влияние начинает перевешивать даже влияние Лефорта. После нарвского сражения Меньшиков вместе с царем участвовал в действиях русской армии в Ингрии, причем выказал большую храбрость и недюжинные военные таланты. После взятия, в 1702 г., Нотебурга, он был назначен комендантом этой крепости, затем губернатором завоеванных областей; в его ведение, в так называемой ижорскую канцелярию, были переданы многие общегосударственные доходы. Талантливый и энергичный, Меньшиков не останавливался ни перед чем ради удовлетворения возникавших, вследствие войны, нужд; его быстрые, решительные действия вполне соответствовали кипучей энергии царя; лишенный всякого, даже элементарного образования (он едва мог подписать свое имя), он пополнял этот недостаток природной сообразительностью.

В 1705 г. Меньшиков был вызван в Литву, где сосредоточивались военные действия, и здесь действовал сперва в качестве помощника фельдмаршала Огильви, начальствуя над кавалерией, а затем с 1706 г., в качестве самостоятельного главнокомандующего. В том же году он одержал победу над шведским генералом Мардефельдом при Калише. Это была первая победа русских в правильной битве, и Меньшиков был щедро одарен за нее. Еще раньше, в 1702 г., он получил диплом на достоинство графа Римской империи; теперь он был возведен в сан князя Римской империи, а в 1707 г. Петр возвел его в достоинство светлейшего князя Ижорского. Получив известие об измене Мазепы, Меньшиков напал на Батурин, взял его приступом и жестоко разорил, перебив почти всех жителей.

За Полтавскую битву Меньшиков получил фельдмаршальское достоинство. До 1714 года он принимал участие в походах за границу, в Курляндию, Померанию и Голштинию, а затем его деятельность сосредоточилась на вопросах внутреннего устройства, касаясь, благодаря его близости к царю, едва ли не всех важнейших государственных нужд. На всех должностях, на которые назначал его Петр, Меньшиков проявлял себя человеком талантливым, энергичным, инициативным, смелым и настойчивым. Он в точности выполнял приказы царя и зарекомендовал себя его верным и убежденным сторонником. В окружении царя Меньшиков был наиболее близким ему человеком; письма к нему Петра отличались особой сердечностью. Близость Меньшикова к царю усилилась после 1702, когда он познакомил Петра с Мартой Скавронской, ставшей позднее императрицей Екатериной I и защищавшей перед царем его интересы.  Наиболее усердным сотрудником Петра Меньшиков являлся, однако, не столько в силу сознания тех принципов, какими направлялась деятельность преобразователя, сколько в силу своекорыстных мотивов, и эти последние придали всей его фигуре особую окраску.

Александр Данилович был страшным взяточником и казнокрадом и, несмотря на награды, в изобилии сыпавшиеся на него, увеличивал свое состояние всякими недозволенными средствами. Не довольствуясь взятками с просителей, он грабил за границей имения польской шляхты, закрепощал себе малороссийских казаков, отнимал земли у смежных с его имениями помещиков, наконец, обкрадывал казну на всевозможных подрядах. Начиная с 1711 царь стал получать сведения о злоупотреблениях Меньшикова, однако на их взаимоотношениях это стало сказываться лишь несколько лет спустя. Князь оставался одним из ближайших сотрудников Петра: в 1718 он принимал участие в следствии и суде над царевичем Алексеем, был воспитателем царевича Петра Петровича. Но еще в 1714 Меньшиков был одним из подследственных по делу о злоупотреблениях по различным подрядам и на него был наложен штраф примерно в полтора миллиона рублей. В 1717 началось так называемое Почепское дело, связанное с обвинением Меньшикова в захвате чужих земель и закрепощении украинских казаков, ставшее предметом разбирательства в Сенате и специальных комиссиях и подорвавшее кредит его доверия у царя. Однако до полного разрыва дело не дошло: Петр снисходительно относился к проступкам своего любимца и в 1720 сделал его президентом Военной коллегии. Однако следствие над Меньшиковым продолжалось вплоть до смерти царя.

Несколько лет после смерти его покровителя стали для Меньшикова временем взлета к вершинам могущества и стремительного падения. В январе 1725 он принял активное участие в решении судьбы престола и фактически именно его стараниями на трон была возведена Екатерина I. С этого момента он стал фактически первым лицом в государстве, выступил инициатором создания Верховного тайного совета и стал фактически его руководителем. Меньшиков вернул себе потерянную в 1723 должность президента Военной коллегии, претендовал на трон герцога Курляндского и собирался выдать дочь замуж за царевича Петра Алексеевича, для чего в мае 1727 добился от умирающей императрицы подписания завещания в его пользу, а также ареста противников этого плана — А. И. Дивиера, П. А. Толстого и их единомышленников. По воцарении Петра II Меньшиков был произведен в генералиссимусы и полные адмиралы, было объявлено о помолвке императора с Марией Меньшиковой. Однако вскоре он заболел и упустил из своих рук контроль над императором, который тяготился опекой будущего тестя; к тому же императору нравилась его тетка Елизавета, а сама Мария также была влюблена в другого. Ситуацией воспользовались представители старых аристократических родов, с которыми Меньшиков пытался примириться, Голицыны и Долгорукие. В сентябре 1727 Меньшикову был объявлен сперва домашний арест, а затем ссылка в Раненбург, однако вскоре над ним было учинено новое следствие и весной 1728, лишенный всех чинов и имущества, в сопровождении лишь нескольких слуг он был сослан в Березов (Тобольской губернии). Жена Меньшикова, любимица Петра I, княгиня Дарья Михайловна, скончалась в пути. В Берёзове Меньшиков сам построил себе деревенский дом (вместе с 8 верными слугами) и церквушку. Известно его высказывание того периода: «С простой жизни начинал, простой жизнью и закончу».Позже в Сибири началась эпидемия оспы. Сначала умерла его старшая дочь, а затем и он сам, 12 ноября 1729 года, в возрасте 56 лет.


                (  ВЗЯТО  ИЗ  ИНТЕРНЕТА )