Последний полёт. От Автора

Наталья Алфёрова
От Автора

  Много лет на старом, закрытом участке Орского кладбища простояла всеми заброшенная братская могила. Земля просела, обелиск накренился и проржавел. На памятнике с трудом просматривались буквы. Почему-то изначально была выбита одна фамилия на троих погребённых. Ни имён с отчествами, ни дат рождения, ни даты смерти – тоже, как и могила одной на всех. Здесь покоился экипаж самолёта, разбившегося 2 июля 1957 года на полевом аэродроме около села Кумак. Тех жителей города, чьи родственники были похоронены в тот же год неподалёку, удивляло, что могилу никто не навещал. В течение пары лет приходила молодая женщина, но потом и она куда-то пропала.
   Сменилось несколько командиров воинской части «Сокол», при должностях, при погонах. Но всем им не было дела до заброшенной могилы. Может потому, что смерть экипажа не была геройской. Ведь о других, закончивших то же училище лётчиках, погибших, но перед этим сумевших увести падающий самолёт от города, даже песню сочинили. Но разве ребята, погибшие из-за чужой ошибки не достойны памяти? Достойны. И решили так не отцы-командиры, а военный пенсионер, прапорщик, стрелок-радист – мой папа – Белобородов Владимир Ильич.
   Папа прибыл на службу в Орск в 1968 году. О случае с разбившимся экипажем слышал, даже разговаривал с сослуживцем, который в день аварии попросился на другой самолёт из-за сломанного вентилятора в кабине и чудом остался жив. Слышал о капитане, виновном в катастрофе и уволившемся из армии сразу после этого. И о том, что вину списали на разбившийся экипаж. Но о том, что могила в Орске и тем более в таком плачевном состоянии, узнал совсем недавно, в 2009 году.
   Когда папа начал заниматься восстановлением фамилий, имён, поиском средств, для установки памятника, выяснилось, что в нашем городе много неравнодушных людей. Работники ЗАГСа подняли весь архив, и нашли данные обо всех членах экипажа. Похоронное агентство «Реквием» установило за свой счёт памятник, на котором, как и положено были выгравированы все данные. Вот настоящие имена моих героев:
Курсант Грозных Евгений Васильевич 1935 – 2.07.1957;
Штурман Чернявский Борис Иосифович 6.06.1934 – 2.07. 1957;
Стрелок-радист Мишнёв Анатолий Фёдорович 2.02.1936 – 2.07.1957
   Папа звонил в передачу «Жди меня», чтобы отыскать родственников погибших, но организаторам передачи этот случай не показался интересным.
   Как-то раз, когда я доставала домашних просьбами придумать тему для рассказа, папа предложил написать об этом случае и был моим консультантом.
   Мой рассказ полностью художественный. Но катастрофу и её причины я описала с документальной точностью. После этого случая в кабины самолётов конструкторы внедрили лампочку, зажигающуюся при работающей помпе.
   Сейчас практически невозможно найти свидетелей, родственников, знакомых. Поэтому я придумала героям судьбы и характеры.
    Экипаж погиб из-за нелепой случайности, чужой ошибки. Но не заслужил забвения. Пусть и мой рассказ будет памятью о нём.