Встречи с прошлым

Семен Додик
    Я старый человек, мне через 2 месяца исполнится 87 лет. Судьба не баловала меня [1], да и время было тяжелым, родился я  в 1926 году. Уже  в зрелые  годы мне иногда приходилось встречаться с людьми и событиями давно минувших лет, причем встречи были неожиданными и интересными. Вот о некоторых таких встречах я хочу рассказать.
    В 30-годах прошлого столетия я учился в украинской средней школе №2 в городе Бар Винницкой области на Украине. Со мной в одном классе и даже на одной парте учился мальчик со странным именем Тевос и фамилией Жолковер. Мы подружились, он бывал у меня дома, я у него. Он жил со своей матерью, которая  заведовала  парткабинетом  Барского райкома  КПБУ, в доме ответственных работников. Имя его означало Совет, читаемое наоборот. В 1941 году, когда началась ВОВ, Тевос с матерью сумели эвакуироваться. Я вместе с родными остался в оккупированном немцами Баре, отец с матерью и 12 летняя сестричка, как и другие евреи города, были расстреляны. Я чудом остался жить, неоднократно убегал от карателей, попал в партизанский отряд, далее в Красную Армию [1]. C  1950 я живу  и работаю в Москве. В Москве я окончил  институт, работал с 1956 году в НИИСЧЕТМАШЕ, где одновременно учился в заочной аспирантуре. В 1959 году у меня вышла статья в журнале «Измерительная техника».  Спустя  несколько дней мне позвонили, назвали Семеном. Это был мой школьный товарищ Тевос Жолковер. Оказалось, что он офицер – подполковник, служит в   технических войсках, занимается исследованием надежности самолетов. Его служба связана с измерением различных параметров самолетов, в связи с чем он выписывает журнал «Измерительная техника», в редакции которого он узнал номер моего телефона. Он жил в подмосковных Люберцах с женой и сыном, где я скоро с ним встретился. Он с матерью удачно эвакуировался, в войну учился в военном авиационном училище, затем служил в армии. Мы с ним и его семьей подружились. Он ушел из жизни несколько лет тому назад.
   Еще одна встреча с прошлым прошла совсем недавно. У меня в дальнем Подмосковье в поселке Вербилки Талдомского района, расположенного около 15 километров севернее города Дмитров, есть садовый участок в 6 соток с домиком площадью 15 квадратных метров. С ранней весны до поздней осени я провожу там время, занимаюсь в меру сил сельским хозяйством, собираю грибы. В последнее время из-за старости и больных ног мне трудно пешком добираться  от стации Вербилки к участку, я вынужден пользоваться транспортом. Меня часто подвозит Юрий  Сенецкий, интересный светловолосый молодой человек. По дороге мы беседуем, я рассказываю о себе, интересуюсь его жизнью. Он мне рассказал, что несколько лет назад он с женой Светланой купили дом и переехали в деревню  Ботулино, не далеко от Вербилок. Они купили также несколько породистых коз и собираются создать козью ферму.  С весны и до осени они по очереди пасут коз в ближнем лесу, собирая одновременно грибы. Юрий также работает, так как от коз пока больше расходов, чем доходов. Я рассказал Юрию, что тоже очень люблю собирать грибы, что, будучи туристом, во всех походах изучал и собирал грибы. Рассказал о своей жизни [1] , что в 1999 году у меня вышла книга «Грибы российских лесов» [2] тиражом 40 000 экземпляров, а в 2006 году книга «Мои походы» [3].  Юрий познакомил меня со своей женой Светланой. Мы подружились, стали бывать друг у друга, я им подарил мои книги [1-3].
    В конце сентября 2012 я приехал в Вербилки, поработал на земле, сходил за грибами. Позвонил мне Юрий и пригласил на «шашлыки».  Я согласился, и в воскресенье 30 сентября он заехал за мной и привез меня к себе. На улице горел костер из сухих березовых дров, я с удовольствием сидел возле него, вспоминая многочисленные костры в тайге, в горах, на берегах рек [3]… Вышла жена Юрия Светлана и рассказала, что в Вербилках у нее есть подруга, врач-невропатолог Вера Федоровна. Это замечательная красивая, хотя уж и не молодая женщина,  Она врач высокой квалификации, отдает работе много сил, ее уважают и любят пациенты. Несколько лет назад в автомобильной катастрофе погиб ее муж, главный врач больницы в Вербилках. Однако это не сломило Веру Федоровну, она продолжала работать, лечить людей, заботиться о своей семье. Светлана и Вера Федоровна обе знают и любят собирать дикорастущие травы, которые используются в медицине, что и  подружило их. У Веры Федоровны сегодня день рождения, и Светлана пригласила и ее на «шашлыки».
    Скоро Юрий уехал и привез Веру Федоровну. Она поздоровалась со мной и вошла в дом, я остался у костра. Дома Светлана стала рассказывать Вере Федоровне обо мне, стала ей показывать книги, которые я им подарил. Но тут случилось неожиданное. Когда Светлана стала ей показывать книгу «Грибы российских лесов», автором которой я являюсь, она сказала. что эта книга у нее есть, ее подарил ей ее больной, автор книги Семен Додик, еще осенью 1999 г.  Его привезли в  больницу поселка  Вербилки в конце июля 1999г. с правосторонним инсультом, она его лечила первую неделю. Когда я вошел в дом. Светлана рассказала мне эту историю. Я был в шоке, надо же такое – через 14 лет неожиданно встретиться в доме друзей с врачом, который лечил меня тяжело больного. Вера Федоровна помнила меня, она рассказывала, что я был тяжело болен, не действовали правые конечности, затруднена была речь. Но больной был активен, а такие имеют шансы на выздоровление, говорила она. Мы долго беседовали за рюмкой, я спел несколько песен, в том числе «Молитву» на слова и музыку Булата Окуджавы, которая понравилась Вере Федоровне. После этой встречи, я посетил Веру Федоровну в ее квартире в Вербилках, подарил ей книгу [1], текст песни «Молитва». Вера Федоровна живет в поселке Вербилки вместе с семьей ее дочери, очень любит 18-ти летнего внука, живущего с ней. У нее есть еще сын, также врач, живущий  с семьей в Вербилках.
   Я вспомнил это прошлое время, заглядывая в дневник. Накануне, 19 июля 1999 года на садовом участке я встал в 6 утра, до обеда работал на огороде, а после обеда поехал далеко на велосипеде за грибами. А день был очень жарким, к тому же он был неблагоприятным в магнитном отношении. К вечеру я с трудом возвращался домой, так как рыхлая песчаная дорога затрудняла движение велосипеда. А ведь мне тогда уже было 73 года, а я все   стремился себя преодолеть… Дома поужинал и лег спать. Под утро меня как будто ударило, я  проснулся, чувствую, что правой частью тела не владею, рот с трудом открываю. Мелькнула мысль – инсульт. Сполз с кровати, дополз до холодильника, принял 2 таблетки сосудорасширяющего лекарства трентала, выполз во двор и стал кричать соседям, мобильного телефона тогда у меня не было.  К счастью соседи услышали, прибежали, вызвали из поселка Вербилки скорую помощь. Приехала скорая, отвезла меня в местную больницу, где скоро я очутился под рукой лечащего врача-невропатолога Веры Федоровны Хайловой, которая начала меня лечить и сделала все возможное, чтобы болезнь не прогрессировала, чтобы началось восстановление. Скоро в больницу прибыли мои родственники и друзья. Пробыл я в этой больнице всего 8 дней, после чего, как инвалида войны, меня перевезли на дальнейшее лечение в Московский институт неврологии, где я лежал еще больше месяца. Летом 1999 года вышла мою книга «Грибы российских лесов», которую после выздоровления, я и подарил Вере Федоровне. После этого случая я приобрел мобильный телефон.

   2 января 2013 года я приехал к своим друзьям Сенецким, чтобы поздравить их с Новым годом. Скоро к нам приехала Вера Федоровна, и мы вместе отмечали Новогодний праздник. Снова разговоры о неожиданной, но такой приятной, встрече 30 сентября прошлого года…



    Еще ряд встреч с прошлым у меня произошли в феврале 2003 года [4], в марте 2003 года [5], в 2008 году [6].
               
                Литература
    
1.Семен  Додик. Судьба жизнь мальчика из расстрелянного гетто. М., Калейдоскоп, 2004. Есть в Интернете www.proza.ru/2004/01/10-149
2. Додик С.Д. Грибы российских лесов. Издательство АСТ. М. 1999.
3.Семен Додик. Мои походы. М. 2004.
4. Семен Додик. Сплетение судеб. Журнал «Корни» № 49, стр.127-142. М. 2011. Есть в Интернете www/proza.ru/2011/01/29/1642
5. Семен Додик. Эхо Холокоста. В Интернете www/proza.ru/2009/02/08/769
6/Семен Додик. Мой  командир. Журнал «Корни» № 45, стр.63-73, М. 2010. Есть в Интернете www/ proza.ru/2009/10/13/167