Черт, кузнец и бессмертная душа

Александр Терентьев
   Последний вечер перед рождеством настал. Глянули звезды. Месяц всплыл в дышащем ясным холодом темном небе, чтобы посветить православным и помочь благополучно добраться до ближайшего шинка, где – как и во всяком другом месте в эту славную ночь! – в канун Рождества наливали бесплатно. Скрып снега…
   Впрочем, Черту в эти минуты было не до красот природы, не до шинка и даже не до старой подруги – ведьмы Солохи, все еще продолжавшей славиться своею перезрелой красотою, от которой по-прежнему частенько почесывали под ребром даже самые степенные козаки. Вакула! Проклятый кузнец не давал покою старому Черту, подобно клубку самых что ни на есть колючих репьев, ненароком попавшему в шаровары крепко подвыпившего дворянина.
   Черт подошел к уныло светившейся маленьким оконцем хате кузнеца, задумчиво описал перед крыльцом восьмерку, после чего решительно выдохнул и пинком ноги открыл жалобно скрыпнувшую дверь – творение местного плотника не привыкло к столь варварскому обращению.
   - Здорово, небого! – Черт по-хозяйски подошел к накрытому по случаю праздника столу, без спросу налил себе рюмку горилки, перегнанной на вишневые косточки, кинул в рот холодный вареник с вишнею и принялся деловито уписывать щедро сдобренный горчицею холодец. – Нет, все-таки не зря я тебе помог Оксану окрутить – готовить она мастерица! Ты чего смурной такой?
   Черт торопливо налил еще одну рюмку, выпил и подобревшим взглядом посмотрел на сидевшего у окошка мрачного кузнеца, казалось, не обращавшего на старого знакомого ни малейшего внимания. Черт понятливо кивнул, закурил вонючую «беломорину», со вкусом пыхнул раз-другой пахучим дымом и с сожалением произнес:
   - Вот все люди как люди, козаки как козаки – мне уже души некуда складывать! Один ты мне всю отчетность портишь! Вот, к примеру, наш голова – сидит в управе, бюджет пилит, как ему по должности и положено. Дьяк – уж на что святой был человек! почти ровня самому покойному отцу Кондрату – чтоб ему на том свете горилкой обпиться! – и тот после встречи с проезжими чумаками голубым стал! Сам Чуб и тот…
   - Ты про что? Про новый тулуп дьяка, который он покрыл голубою китайкою по три рубля за аршин?
   - Ну я же и говорю – совсем плохой… Не ходит дьяк теперь к ткачихе, а с риторами и философами из ближней бурсы путается, понял? Тьфу, - смешливо покривился Черт и хлопнул еще одну рюмку, после чего продолжил: - противно и сказать, но, как служителю темных сил, мне это забавно и приятно, не скрою. И вообще - во всей Украйне все преотлично! Бесы рулят, как теперь модно выражаться... А ты? Вон, трезвый сидишь – я ведь как знал! Оксана где?
   - Да где-то с бабами таскается, - равнодушно почесал плечо Вакула, не отводя взгляда от блестевшего на небе месяца, - к утру небось явится и снова пилить начнет. И надо было тебе тогда эти чертовы черевички достать! Мне скучно, бес!
   - Это из другого произведения, - мгновенно отреагировал начитанный Черт и сочувственно кивнул: - Ну, вообще-то, я тебя понимаю. Чем же тебя развлечь, а? Может быть, все-таки водочки махнешь? Потом в шинок можно, а там и славную драку с козаками устроить. Нет?
   - Не хочу. В прошлый раз помнишь, что было? Свербыгуз нам до сих пор шести зубов простить не может! Да и с хатой ткача Шаповаленки как-то не очень красиво получилось. Кто ж знал, что та пиротехника китайская была…
   - Тогда в Петембург, к девкам? – Черт с надеждой поглядел на Вакулу.
   - Счас! Я чуть не месяц к Оксане потом подойти не мог – все отговаривался, что у меня голова болит. А ты эти… антибиотики обещал. Но надул, сволочь рогатая – как всегда!
   - Ну, тогда не знаю, - приуныл Черт и, кольнув кузнеца опасливым взглядом, осторожно шепнул: - А если к дьяку?
   - Счас и тебе десяток зубов выбью, - хладнокровно пообещал Вакула.
   - Не, ну ты вообще припух, малюватель заборов! – вскинулся Черт. – Тоже мне, Том Сойер перезрелый! Мастер кувалды и кисточки. Чтоб черт побил и тебя, и твою кузницу, чтоб…
   - Так ты ж Черт и есть. Попробуй, побей…
   - Ладно, - миролюбиво выставил ладошки Черт, махнул еще рюмочку и, словно решившись на последнее средство, отчаянно махнул рукою: - Вот только для тебя, по старой дружбе! Есть у меня вещица – для себя берег, но раз уж такое дело… Отдаю, владей!
   …Ровно через полчаса Вакула, позабыв про все на свете, сидел за столом и измазанными копотью пальцами щелкал по забавным кнопочкам, которые Черт называл клавиатурой. Регистрация на «Проза.бес» заняла пару минут и… пропал козак.
   Последнее, что слышал Черт, покидая хату с душою кузнеца подмышкою и с нескрываемой довольной улыбкою, было полубезумное бормотание Вакулы:
   - Что мне Отчизна, что мне отец, что мне брат и постылая Оксана! Ради вас, братья и сестры… все погублю…
   Еще через полчаса над хутором пронесся негодующий крик кузнеца:
   - Черт, сволота, вернись сейчас же – у меня Интернет завис!!!


Иллюстрация из Интернета.