***

Татьяна Гольцман
С Рождеством Христовым!
Однажды на исповеди я спросила у православного священника, является ли маловерие грехом, и надо ли в нем исповедоваться?
Может быть, я его удивила своим глупым вопросом. Я впервые в жизни исповедовалась и не знала, что можно говорить священнослужителю, а что - нет. И задала вопрос, который не давал мне покоя долгое время.

- Ну вот как же три миллиарда, или сколько их там - китайцев??? Они верят в Конфуция, божественность императорской и прочей высшей власти, энергию Цы, фен-шуй, частично - в Будду.. Многие из них стремятся к гармонии в своей жизни, многие не изменяют женам, не завидуют соседям, не убивают, слава Тебе, Господи, никого. прилежно работают на благо семьи и страны. Даже питаются умеренно, так что и в грехе чревоугодия их особо не упрекнешь. И вот как с ними быть? Они все - плохие люди, не достойные после смерти оказаться в Раю?!  А все прочие неплохие с точки зрения общечеловеческой морали индивидуумы, не разделяющие ортодоксальных христианских ценностей? Они тоже грешники?

Святой отец посмотрел на меня долгим теплым взглядом и ответил:
- Представьте себе ведущие мировые религии в виде высочайших гор,  а потом человека, который не прошел Путь ни к одной из них от подножия до вершины. Он начинает подниматься на одну гору, но вот его прельщает другая вершина, и он пытается перепрыгнуть на нее. Согласитесь, риск сорваться в пропасть в таком случае - огромный. Если человек ищет духовного знания, свой путь Духа, ему лучше всего выбрать одну дорогу, одну духовную вершину. И восходить к ней.   Может быть, ему потребуется для этого целая жизнь.

И я поняла, в чем ошибка моих духовных исканий и  метаний. Я не определилась с "Вершиной". Но поскольку меня крестили в Православной церкви, батюшка отпустил мне грехи (кроме маловерия нашлось еще несколько крупных и калибром поменьше), совершив все необходимые обрядовые таинства,  и перекрестил на дорожку.
Странное дело. Я перестала чувствовать себя в храме чужой, инородной. Не понимающей сути происходящего. я прихожу в церковь нечасто, но всегда - по искренней потребности души. Сегодня, в рождественский Сочельник, я испытала такую потребность очень явственно. И пришла в свой любимый храм на м. Третьяковская, - Церковь Всех скорбящих Радости. Он очень красивый, колокольня датируется первой половиной девятнадцатого века, причем авторами проекта выступили известные архитекторы. Но дело не в этом. Я здесь обретаю спокойствие души и тихую внутреннюю радость. А еще я люблю здесь бывать именно на Рождество. Когда сливаются запах живой ели и ладана, а под купол возносится слаженное одухотворенное многоголосие хора. И вокруг - много светлых человеческих лиц - молодых и пожилых, мужских и женских...

Я отчетливо ощущаю эту энергию общего причастия к таинству чего-то очень важного и светлого. Этот единый порыв стать лучше, чище, это искреннее желание освободиться от налипшей грязи, начать сначала, раскаяться в том, чего больше никогда не захочется повторить. Я понимаю этих людей.  Я - одна из них.   
Я тоже прошу у Господа духовного укрепления. Я прошу своими, не каноническими словами молитвы. И благодарю за то, что у меня есть: за жизнь, за дорогих мне людей в этой жизни. А главное, за то, что в моей груди живет маленькая теплая искорка - душа. И пока я ее ощущаю в себе, связь с Создателем не потеряна. А значит, я стою у подножия одной из высочайших духовных Вершин.

С Рождеством Христовым, мои дорогие друзья. Я желаю вам никогда не забывать об этой невидимой теплой и живой искорке внутри себя. Потому что в ней, в Душе, находится самое главное: способность любить, жалеть, сострадать. Способность быть человеком. Я люблю вас, люди! Люблю!....