Чудаки из Поднебесной 8

Борис Аксюзов
         Глава  восьмая.    
    
   Я проводил Нику домой и позвонил  Борису Ивановичу.
     - Я в квартире нашего китайца, - сказал он мне. – Ложись спать и не высовывайся. Помни: нас по-прежнему никто не должен видеть вместе.  Перед выходом на работу заскочишь ко мне, надо кое-что уточнить.  Пока.
  «Не густо, - подумал я. – Мог бы сказать в двух словах хотя бы о том, как это случилось».
  Но я не обиделся на него, понимая, что там сейчас творится.
  Ника сидела на кухне и смотрела перед собой большими испуганными глазами.
  - Что же теперь будет? – шепотом спросила  она.
  - А что может быть? – сурово ответил я. – Поймают этих похитителей и посадят, только и всего. Не забивай себе голову этой криминальной чепухой и ложись спать.
  - А ты? – спросила меня Ника убитым голосом.
  - А я посижу еще, поработаю. Завтра у меня экскурсия по новому профилю: буду показывать выставку нашего экономического форума.
  - С чего бы это? – удивилась она.
  - Так начальство решило, - схитрил я, и Ника, удовлетворенная моим объяснением, удалилась.
  Я сел за стол и задумался.  И думал я не о пропавшем мальчике. Мне не давало покоя ощущение, что я чего-то не сделал из задуманного, с кем-то  не поговорил. Я достал из папки бумагу, где были описаны «похождения» Вейсана и заглянул в нее.
  Точно! Я не выяснил,  о чем он говорил  с моей хозяйкой!
  Я посмотрел на часы. Звонить Ларисе Николаевне было поздно, даже если она не спала. А вот Олечка сегодня  дежурит всю ночь в офисе, и будет рада моему звонку.
  - Ты не знаешь, - спросил я ее после минутного обмена любезностями, - зачем сегодня приходил к маме китаец, который  заказывал у нас экскурсию?
  - Конечно, знаю, потому что присутствовала при этом разговоре, - ответила Оля,  и я услышал в ее голосе веселые нотки. – По-моему, этот ваш китаец – ненормальный.  Он предлагал маме слетать в Шанхай, где у его друга есть турбюро. Так сказать,  для обмена опытом. И он очень сокрушался о том, как загрязняется наш город туристическими автобусами.
  - Ну, и как прореагировала на это Лариса Николаевна?
  - По-моему, они два сапога пара. Она восхитилась его идеей внедрить в наш бизнес электромобили.
  - Электромобили?!
  - Да! Вы когда-нибудь слышали об электромобиле на тридцать – сорок человек? Я тоже нет, хотя транспорт – мой конек. 
   - А что, он так просто взял и предложил ей заменить наши автобусы на электромобили?
   - Да нет!  Он спросил, не предлагал ли ей кто-нибудь такой инновации.
  «Это интересно, - подумал я, закончив разговор. – Вейсан явно ведет свое расследование  похищения девочки.  И  он ищет союзников и людей, которые что-то могут прояснить ему в этом деле. Понятно,  почему  он обратился ко мне: я, во-первых, знаком со следователем, а, во-вторых, общался  с его друзьями, которые все могут  подозреваться в совершении этого преступления. Но причем здесь Лариса Николаевна? Она здесь, как говорится, ни в одном глазу! И еще одна странность: и ее, и меня Вейсан спрашивает о каких-то  электромобилях. Причем здесь электромобили?»
  Как мне хотелось прямо в этот момент встретиться с  Олегом Владимировичем Комаровым и спросить его, о чем он говорил с китайцем у садика! И я не удивился бы, если он разговаривал с ним об электромобилях.
  Теперь мне надо было разгадать именно эту  загадку, но сейчас сделать это было невозможно, так как Вейсана постигло большое горе, и никто не другой не мог подсказать мне, откуда появилась у него эта идея – фикс.      
  Теперь мой замысел выстроить стройную схему родственных связей и взаимоотношений внутри сообщества китайских бизнесменов и примкнувших к ним соплеменникам местного розлива казался мне неосуществимым. Линии, связывавшие бедную Жаньхо  со всеми ее возможными похитителями пересекались с линиями, потянувшимися к сынишке Вейсана,  и в результате получалась такая паутина, что в ней мог запутаться самый опытный криминалист. Надежда была только на удачу:  я потяну нужную паутинку, и все это хитросплетение вражды и злых умыслов  рухнет. 
  Я открыл свою записную книжку и со снисходительной улыбкой прочел начало своих изысканий: «Жила-была девочка по имени Жаньхо…» .
  «Начитался сказок, - подумал я, - и даже серьезные вещи излагаешь их языком.  А впрочем, каждая сказка чему-то учит. Например, чему учит нас сказка о деревенском дурачке? Она учит нас тому…»
  И здесь мне мучительно захотелось спать.  Я потушил в кухне свет и на ощупь оправился в комнату…
  Пользуясь моим долгим отсутствием, Борька перебрался не кровать к матери, и чтобы не будить их, прилег на его кушетке, подставив под ноги табурет.
     … Утром мы проснулись одновременно, я и Борька.
  - Сегодня не  выходной? – спросил он, надеясь, что его не поведут в садик и он еще может поспать.
  - Выходной завтра, - хотел я обрадовать его, но он огорчился, так как до завтра было далеко, и ему предстоял трудный день в не любимом им детском учреждении.
  Он с нескрываемой завистью посмотрел на дрыхнувшую Настю, и мы отправились с ним в ванную. Но открыв туда дверь, я услышал из кухни голос Ники:
  - Старков, забери свою записную книжку, пока я не покрошила ее в салат! 
    Я зашел на кухню и обнял жену:
  - Ну, как ты? Отходишь от ресторана?
  - Ой, Жень, всю ночь снились какие-то страсти - мордасти! Теперь даже боюсь Борьку в садик вести.
  - А ты его и не веди, - посоветовал я. – Знаешь, как он рад будет! Пусть один день пропустит, ничего страшного.
  - Хорошо, мы втроем погуляем в парке, а потом встретим тебя у вашей конторы. У тебя когда экскурсия заканчивается?
  - Где-то часа в три.  Вы подождите меня внизу, на набережной. Посидим в кафешке, мороженого поедим. Идет?
  - Идет! – улыбнулась Ника и протянула мне мою записную книжку.    
  - Заглядывала? - спросил я, погрозив ей пальцем.
  - Заглядывала, - призналась Ника, виновато вздохнув. – Вижу, что ты тоже стал сказки писать.
  - Ну, и как они тебе?
   - Занятно. Только, по-моему, неверную  ты дорогу выбрал, чтобы спасти девочку Жаньхо.  И все от того, что вы, мужчины, любите все по полочкам раскладывать. А, если полочку чуть тряхнуть, все с нее и посыплется и так перемешается, что ничего не разберешь, где что есть.
   - И что ты мне советуешь?
  - А разве могу тебе советовать? Я в этих ваших делах темнее тучи. Просто мне кажется, что девочку украли из-за их деловых отношений.
  - А что, они не могли выяснить свои деловые отношения дома? Специально приехали в Россию и давай устраивать разборки на почве бизнеса. Так что ли получается?
  - Мне кажется, что так, - грустно ответила Ника.   
   - Нет, ты не права, - как можно мягче сказал я. – Их деловые интересы никак  не пересекаются, разный у них бизнес, понимаешь?
   В это время из ванной  вышел Борька и грустно доложил:
  - Я уже умылся. Кто меня сегодня в садик поведет?
  - А никто! – сказал я и щелкнул его по носу. – Мы с мамой решили оставить тебя дома.
  - Ура! – возопил Борька и кинулся нас обнимать…
  Моя  экскурсия на выставку была запланирована на  десять часов, и я после легкого завтрака пошагал в контору Варновского.
  К моему удивлению, я застал его не в самом плохом настроении, чего следовало бы ожидать после вчерашних событий. Он был деловит,  энергичен и заряжен на дальнейшую работу.
  - Итак, доктор Ватсон,  - сказал он мне, набрасывая на интерактивной доске какие-то линии, пунктиры и кружочки, - какие мысли появились в вашей умной голове в связи с этим наглым преступлением?
  - Никаких, - признался я, - потому что я не знаю, как это даже произошло.
  - А произошло это вот так, - произнес Борис Иванович и стер все, что было на доске, нарисовав вместо этого пятиэтажку с игровой площадкой во дворе. – Вот здесь, рядом с  теннисным кортом вчера в  девятнадцать тридцать собралось очень много детей. И не потому, что там играли Федерер с Надалем.  Просто на нем стояла машина дяди Коли Ступина, под названием «Додж – три четверти», выпуска 1944 года, которую он пытался завести. Мнения на сей счет среди детского и взрослого  населения резко разделились: большая его часть была уверена,  что машина не заведется, но было среди них немало оптимистов, которые ждали, что она не только заведется, но и поедет. Среди этих оптимистов был    и Саша Фэй, пяти лет отроду, безумно влюбленный в технику.  Его друзья рассказали мне, что незадолго до того, как дядя Коля, отчаявшись завести свой раритет, плюнул и забросил ветошь на капот, к Саше подошел какой-то дядя в плаще, хотя на улице было сухо и жарко, и о чем-то с ним тихонько поговорил в сторонке. Но после этого разговора Саша вернулся к друзьям, и они играли во дворе почти до девяти часов вечера.  Где-то в это время с балкона раздался крик его мамы, призывающий его вернуться домой,  Саша ответил: «Иду» и  ушел. Но домой он не  явился ни через пять минут, ни через полчаса и даже через  час.   Встревоженная мать выбежала во двор, думая, что он заигрался с друзьями, но на улице из детей уже никого не было. И что странно: она уверяет, что она ничего не кричала с балкона, и вообще у нее нет такой привычки –  звать кого-либо верхотуры, крича  на весь двор. А мальчишки утверждают, что они ясно слышали женский голос, кричавший: «Саша!», и его ответ: «Иду!» 
  -  И что ты об этом думаешь? – спросил я.
  - У меня не хватает времени думать, ты понимаешь?! – неожиданно закричал Варновский и поддал кулаком очень дорогую интерактивную доску.  – Все, кому не лень требуют с меня отчета! Причем очень подробного, в деталях, как будто они что-либо понимают в криминалистике!
  Я впервые видел своего друга в таком состоянии, и мне сразу стало понятно, что происходит с великими следователями, когда в их работу вмешиваются не посвященные в тонкости сыска верхи.
  - Не трать драгоценное время на бузу, - сказал я как можно строже. – Давай подумаем вместе. У меня до экскурсии час с лишком.
  - А у меня до вызова на ковер – десять минут, -  уже спокойно, но очень уж обреченно отозвался Борис Иванович.
  Он сел за стол и щелкнул выключателем настольной лампы. В ее свете я увидел аккуратно разложенные на столе листочки бумаги.
   - Слушай меня внимательно! – жестко произнес следователь. – Если меня погонят к чертовой бабушке, то есть отстранят от дела, то его передадут московской бригаде, которая уже летит в наши края. Меня они слушать не захотят, как завалившего сыск. Ты у них будешь проходить свидетелем. Определи самого толкового из них и сразу скажи ему, что эти два похищения содеяны совершенно разными людьми. Причем второе преступление предпринято для того, чтобы …  Не удивляйся тому, что я сейчас скажу. Сашу Фэя похитили для того, чтобы отвлечь внимания от фигурантов первого  похищения или…  наоборот, привлечь к нему как можно больше людей  и усилий.
  После последней  фразы у меня, видимо, был очень глупый вид, потому что Борис Иванович даже рассмеялся, глядя на меня:
  - Такой опытный детектив, а вид у тебя, как  у попавшего под трамвай рассеянного с улицы Бассейной! 
  Но веселился он не долго. Через  несколько секунд он четко инструктировал меня по поводу того, что я должен сказать самому умному  из московской комиссии:
  - На втором похищении работали явные дилетанты. Но отнюдь не дураки. Скорее всего  преступников  было двое, и одним из них была женщина. Человек в плаще, разговаривавший с Сашей во дворе, сказал ему что-то важное и ушел. Своим плащом он привлек внимание всех присутствовавших во дворе, и все видели, как он  отошел с Сашей в  сторону для разговора. Больше его никто не видел.
  - Правильно, он ушел, а дальше уже действовали другие, менее приметные люди - высказал я свою догадку.
  - Никуда он не уходил, - отсек мое предположение Варновский. – В укромном месте, пусть даже в подъезде дома  он снял свой приметный плащ и превратился в одного из зевак, стоявших у теннисного корта рядом с пацанами. А группу этих зевак составляли, в основном, жильцы дома, в котором обитает семья Фэй Вейсана.   
  - Значит, это мог быть один из  них?
  - Да,  но от этого нам не легче. Это здание построено буквой  «Г» и занимает  целый квартал одной улицы и полквартала другой. В нем проживает свыше полутысячи человек.  И я уверен, что Саша сейчас находится  в одной из квартир этого дома.
  - Почему?
   - А потому, что все дети, с которыми я говорил, слышали женский голос, раздавшийся  сверху, который позвал Сашу. Но никто не мог с уверенностью сказать, что это был голос его мамы. И все они говорят, что Саша тотчас же  ушел, но в какой подъезд он направился, никто сказать не может. Ушел, и все!
  - А сколько подъездов в доме?
  - С той стороны,  откуда раздался голос,  - восемь.
  - А балконов?
  - А кто тебе сказал, что кричали с балкона? Я сказал, что крик был сверху, то есть,  женщина могла находиться и на крыше.
  - Но если ты уверен, что мальчика держат в доме, то, может, надо немедленно произвести там обыски?
  Борис Иванович посмотрел на меня с сожалением:
  - Шмон по всем двумстам квартирам? Одновременно? Я пока себе такого не представляю.  Опера дежурят там постоянно, следят за всеми подъездами, а я уже  вкратце изучил обитателей того дома. У нас в картотеке числятся десять ранее судимых жильцов  этого монстра, и один из них, представь себе,  отбывал срок за аналогичное преступление: похищение людей несовершеннолетнего возраста. Сразу после разноса  в кабинете начальства я еду к нему, пообщаться, так сказать. Подожди меня, может быть, начальник сегодня добрый и не будет устраивать мне аутодафе с долгими речами. Тогда смотаемся в тот дом вместе, но …  раздельно. Ты – пешочком, я – на своем «Фиате». Помни, мы с тобой в страшной ссоре.
    Я прождал его минут пятнадцать и уже собирался уйти, как дверь кабинета начальника распахнулась и оттуда вышел… улыбающийся, веселый Борис Иванович.
   - Ты чего это разулыбался? – удивился я.
   - Самолет с московскими следаками посадили в Воронеже из-за непогоды, - ответил он, потирая руки. – Сегодня и завтра,  согласно прогнозу,  их здесь не предвидится. 
  На улице он закурил  и  сказал, почему уже совсем не радостно:
  - Представляю: прилетает эта когорта нацеленных на благое дело специалистов,  а дело…  уже раскрыто. Знаешь, что бы я сделал на их месте?
  - Не знаю.
  - Устроил бы пикет у здания Министерства иностранных дел. Уверен,  что  это с их подачи запаниковало наше начальство.  Ладно, давай работать. Вот тебе адрес, по которому проживает профессиональный похититель детей. Это в двух шагах отсюда, у рынка. Ты у меня понятой, понял? Но нужен ты мне там совсем по другой причине. Сегодня вечером тебе обязательно позвонит Фэй Вейсан. Зачем? Например, для того, чтобы извиниться за  неожиданное бегство из ресторана.
  - Не думаю. Он сейчас в таком состоянии, что ему не до этикета.
  - Ты плохо знаешь китайцев.
  - А ты хорошо?
  - А я их совсем не знаю. Но что-то подсказывает мне, что он позвонит тебе. Если не извиниться, то посоветоваться. Ты у него главный авторитет и последняя надежда.
  - Что же он надеется получить в результате общения со мной? По-моему, ты насеешь какую-то ересь.
  - Может быть, может быть… .  Но думаю, тебе будет полезно будет знать о содержании моей беседы с ранее судимым  Чуриным Виталием  Ивановичем. А сейчас не ломай себе голову и топай, куда я тебе сказал.
  Во дворе большого пятиэтажного дома я  сразу приметил сотрудников, которых Борис Иванович поставил здесь для наблюдения за подъездами. Их выдавала не одежда и даже не манера поведения, а настороженный взгляд, который не исчезал у них даже тогда, когда они играли с мальчишками в футбол или торговались с бабульками, продававшими семечки.  Я окинул взглядом обширное пространство двора и удивился тому, что людей в нем было очень мало: на игровой площадке с десяток пацанов гоняли мяч, и у одного из подъездов сидели две старушки. Но, приближаясь к дому, я понял причину такого безлюдья: во дворе   совершенно не было деревьев, и свободные от работы жители предпочитали отдыхать на улице, в тени платанов.
  Квартира ранее судимого находилась на пятом этаже, и Борис Иванович нагнал меня на третьем.
  - Во время допроса жалобно скажи мне, что ты спешишь, - проинструктировал он меня. – Что жена тебя на рынок за картошкой послала.
  - Может, еще сказать, сколько килограммов она мне велела купить?  - съязвил я.
  - Не надо. Главное, чтобы видно было, что ты спешишь, -  вполне серьезно ответил мне Борис Иванович, и я понял, что он думает сразу о двух, может и трех вещах: у него начисто пропало чувство юмора.
   Дверь в квартиру Чурина была полуоткрыта, и оттуда доносился разноголосый шум. Насколько я понял, там на всю катушку был включен  телевизор, по которому шла передача «Смехопанорама», кто-то слушал по радио концерт Долиной,  и разговаривали несколько очень подвыпивших мужиков. О футболе.
  Поэтому, когда мы вошли в комнату, на нас никто не обратил внимания. Ни трое малолетних мальчишек, сидевших у телевизора, ни две растрепанные женщины, курившие у балконной двери, ни четверо мужчин, оккупировавших круглый стол с выпивкой и закуской. 
  - Здравствуйте, дорогие хозяева! – зычно прокричал Варновский, и все присутствовавшие в комнате медленно, как при рапидной съемке, повернули к нам головы. – Принимайте гостей, хоть и незваных!
   - Кто такие? – отозвался здоровый мужик с наколками до локтя, и я сразу подумал, что это и есть Чурин.
  - А ты разве не узнал меня, Буклет? – приветливо ответил ему Борис Иванович. – Раньше мы с тобой регулярно встречались, а нынче я по тебе уже скучать начал. Ты вот что: собери всю свою компанию и прогуляйся по свежему воздуху, мне с  Виталей надо поговорить  с глазу на глаз. Детей тоже прихвати: им полезно будет подышать морским воздухом.
  Мужик с наколками выполнил просьбу Варновского быстро и молча, не забыв, правда, прихватить со стола бутылку водки. Детям он просто сказал: «Кыш!» и выключил телевизор.
  В комнате остался человек, о котором я никогда бы не сказал, что он принадлежал к преступному миру, тем более, занимался похищением детей. Он был невысок и щупл, и чем-то очень напоминал сельского учителя периода коллективизации. На носу у него нелепо торчали очки в проволочной оправе с круглыми стеклами, седые усики топорщились во все стороны, а на голове была надета тюбетейка со среднеазиатскими узорами.
  Как только вся компания покинула квартиру, он встал и вопросительно посмотрел  на Бориса Ивановича.
  - Ты присаживайся, Валерий Иванович, - сказал тот, но сам не сел, а сделал круг вокруг стола, внимательно  оглядывая комнату.
  -  Я к тебе надолго, - продолжил он после минутной  паузы. – Это вот понятой со мной, сейчас еще женщина подойдет, твоя соседка. Обыск я у тебя буду делать. Но до этого ты вот что мне скажи: как ты относишься к тому, что у вас вчера вечером случилось? То есть, к похищению мальчика у китайца Фэй Вейсана?
  - Я так и знал, что вы придете и будете меня об этом спрашивать, - жалобно сказал Чурин. – Клянусь Богом, я здесь не при чем. А отношусь я  к этому отрицательно.  И более того скажу: лохи это дело проворачивали, истинные лохи.
  - Это почему же? – уважительно спросил Варновский, присаживаясь напротив Чурина.
  - А потому что нельзя прятать ребенка в том доме, где он живет! – с возмущением в голосе ответил бывший «киднаппер».
  - Значит, ты тоже думаешь, что его прячут именно здесь?   
   - А вы разве нет?
   - Я – да. А иначе я не пришел бы к тебе с обыском. Но я считаю, что это – очень тонкий ход, чтобы сбить нас с толку. Мол, кому придет в голову искать похищенного рядом с его квартирой.
  - Да всему двору пришло такое в голову, потому что все видели, что пацан зашел в подъезд, а назад больше не появлялся! - продолжал возмущаться ранее судимый Чурин.
  Борис Иванович закурил и задумался.
  Я воспользовался этим моментом и решил выполнить его наказ.
  - Господин следователь, - расстроенным голосом сказал я,- отпустите меня, пожалуйста. Меня жена за картошкой на рынок послала, а я уже битый час за вами хожу.
  - За картошкой, говорите? – задумчиво  переспросил мой друг. – За картошкой – это хорошо. Но вы подождите еще с часик. Мы сделаем у этого  гражданина обыск, и я вас отпущу.  С огромной благодарностью.
  - Ну, что вы будете у меня искать? – чуть не плача закричал Чурин. – Мальчишку? Так куда я могу его спрятать в моей малогабаритной квартире?
  - Ты, Валерий Иванович, меня за дурака не держи, - укоризненно, но мягко сказал Варновский. -  Мальца  я у тебя искать не буду. А вот кое-что из вещичек он мог обронить здесь, когда ты его сюда заманил. Например, туфелька с ноги могла соскользнуть или еще что.
  - Не вы, гражданин следователь, подумайте хорошенько! – жалобно просил Чурин. – Куда я мог его сбагрить из этого дома, когда ваши сыщики, у каждого подъезда дежурят?
   - А чердак?   Разве он у вас с другими домами не соединяется?
   Чурин рассмеялся, на этот раз облегченно и весело:
  - Конечно,  не соединяется! Наш дом как перст один стоит на весь квартал.
  - Тогда   ответь мне, Валерий Иванович, на два вопроса, да поскорей.  Не дело мне человека задерживать, которого жена за картошкой послала. Первое: когда обычно похитители начинают требовать у родственников похищенного деньги?
  - Чем скорее, тем лучше. Пока они не надумали в милицию обратиться.
  - А если они уже обратились?
  - Тогда надо припугнуть их хорошенько: мол, убьем мы ваше чадо, и сразу указать им место передачи денег.
  - А если они уже третьи сутки ничего не требуют?
  - Это вы про девчонку, про которую по телевизору показывали?
  - Про нее.
  - Тогда они сделали это не ради денег.
  - А ради чего?
  - Чаще всего – ради мести. Но бывает и так: кто-то из разведенных супругов заказал им украсть ребенка для них. Тогда этот человек и платит, без всякой балды.
  - У тебя тоже такое было?
  Чурин потупился и даже покраснел:
  - Было.
  - И второй вопрос, -   твердо и не спеша  сказал Борис Иванович. – Куда бы ты спрятал в вашем доме похищенного мальчишку?
  - Только в одном месте: у хорошего знакомого или родственника, - так  же уверенно ответил Чурин. – Больше некуда. Шмонать вы умеете. За полчаса пройдетесь по всем чердакам и подвалам. А у родственников  мальчишку можно так ублажить, что он и подозревать ничего не будет.
  - Ну, что же, - тяжело вздохнул  Варновский, - я вижу, что на этот раз ты не причем. Чистенький, как говорится. Обыска я делать у тебя не буду, за помощь – спасибо.
  Борис Иванович встал и ласково обратился ко мне:
  - Вас я тоже не задерживаю. И вам - большое спасибо.
  Мы вышли из квартиры почти что вместе.
  - Слушай, Ватсон, - сказал мой друг, догоняя меня на лестнице,  - забеги на минутку в ЖЭУ, или как оно там сейчас называется, и выясни: живут ли в этом доме еще лица китайской национальности.   И позвони мне на мобильный. А  я опаздываю на очень важное  свидание. Да, кстати, прочитай на досуге эту записку, а вечером скажешь мне, что ты о ней думаешь.
  Сунув мне в руку листок бумаги, он обогнал меня, и, выйдя из подъезда, я увидел, как его старенький «Фиат» стремительно выскочил со двора.
  Со временем у меня был напряг, а потому я решил прочесть записку, как посоветовал мне мой друг, «на досуге» и  засунул ее в нагрудный карман рубашки. 
  В ТСЖ, как сейчас называлось ЖЭУ, мне  дали справку, что китайцев в их доме, кроме Фэй Вейсана,  больше не проживает, и я отправился в санаторий имени Луначарского, где меня ждала группа  отдыхавших, которые пожелали посетить выставку нашего экономического форума. Почему они не могли сделать это порознь, я так и не понял.
  Это были отнюдь не пожилые люди из прошлой общественной формации, предпочитавшие коллективизм, а мужчины и женщины среднего возраста  и класса, не захотевшие по каким-то причинам отдыхать в Анталье и Хургаде и сейчас, видимо, жалевшие об этом.
  Пока мужчины раздумывали, стоит ли им в такую жару идти пешком на выставку, а женщины бегали в номер за забытыми светозащитными очками, я позвонил Борису Ивановичу.
  - Сэр, - сказал я с чувством исполненного долга, - лиц китайской национальности в интересующем вас доме не обнаружено. Кроме известного вам Фэй Вейсана и его чад.
  - Спасибо, Ватсон, - услышал я сквозь шум мотора голос моего друга, - я всегда знал, что на вас можно положиться. Ты еще не на экскурсии?
  -    Выхожу.
  - Помни, о чем я тебе говорил. Среди этой пятерки, обслуживающей китайский раздел выставки будет человек, которого очень легко узнать: он совершенно седой. Присмотрись к нему, прояви интерес к его стендам. Дело в том, что все его товарищи живут в гостинице, а он  - в небольшом частном пансионате в двадцати километрах от города. Неудобно добираться каждый день на работу и с работы в такую даль, правда? Вот и я подумал точно так же.
   И тут я краем глаза увидел, как в холл санатория широким, почти мужским шагом, стремительно вошла русская жена китайского бизнесмена госпожа  Ли.
  - Эмма Александровна! -  закричал вдруг один из моих экскурсантов. – Здравствуйте, Эмма Александровна!
  Но она  не остановилась и даже не повернула головы, а, минуя лифт, побежала по лестнице.


                Отступление  восьмое.
                Сказка о неверном друге.

     Два друга, Пинг и Пенг, жили на противоположных концах деревни Фэйшуань.  Дом Пенга стоял у соленого озера, из которого отец мальчика при помощи  огромного колеса, приводимого в действие двумя круторогими волами, качал воду к себе во двор и выпаривал из нее соль. Поэтому он был самым богатым человеком в деревне, так как  соль у него покупали купцы со всей Поднебесной.
   А хижина Пинга  примыкала прямо к рисовым полям, и поэтому в ней было очень сыро, а во двор к ним часто заползали змеи, чтобы погреться.  Мама Пинга была батрачкой, то есть выполняла работу, которую ей предлагали зажиточные люди. 
  Как и почему подружились Пинг и Пенг, никто в деревне объяснить не мог, но крепче и надежней друзей не было, казалось, во всем мире.
  Утром, чуть свет Пенг бежал через всю деревню к своему другу и обязательно нес ему что-нибудь поесть, зная что Пинг часто  встает с постели и ложиться спать голодным. Потом он помогал ему выполнить кое-какую работу по дому, так как мама Пинга работала с утра до ночи. Они выносили на просушку циновки из вечно сырой хижины, а когда долго шли дожди, то даже вычерпывали из нее воду. Потом они пропалывали рис на крохотном кусочке земли, который принадлежал вдове. Зимой Пенг обязательно прихватывал с собой вязаночку дров, так в их доме было очень холодно, а у Пинга не было даже теплого одеяла, чтобы укрыться.
  Однажды кто-то рассказал отцу Пенга о его дружбе с бедным мальчиком, и тот запретил ему посещать дом Пинга.. Тогда он через других мальчишек передал ему, чтобы тот приходил в центр деревни, к  храму, куда тайно продолжал приносить для друга  еду и   подарки. 
  Зима того года выдалась особенно жестокой, с морозами и ветрами, и Пенг с ужасом думал  о том, что друг его может замерзнуть в своей жалкой камышовой хижине. И однажды он решился на проступок, о котором раньше не мог и подумать, потому что был очень честным мальчиком и любил своих родителей. Он вытащил из шкатулки отца десять юаней, и когда все легли спать, выскользнул из дома и побежал на другой конец деревни.
  По пути он очень замерз, так как с гор дул пронизывающий ветер и дорогу перемело высокими сугробами, через которые надо было перелазить на четвереньках. 
  Он добрался к дому своего друга во время: его почти целиком накрыло снегом,  входная  дверь была сорвана вьюгой, и по комнатке вовсю гулял ветер. Пинг и его мама лежали на полу, тесно прижавшись друг к другу и укрывшись всем тем тряпьем, что было в доме.  Они замерзали, что было видно по кончикам их носов, торчавших снаружи. Они были совсем белыми, и снег, попадавший на них уже, не таял.
Первым делом Пенг приладил оторванную дверь, а затем выгреб из очага наваливший туда снег. С собой у него было совсем немного дров, которые он засунул себе  под полушубок, трут и кресало, и с их помощью он   разжег  огонь в очаге. После этого он принялся растирать лицо своего друга шерстяной рукавицей, и тот вскоре с трудом открыл глаза.
  - Пинг! – закричал Пенг. – Ты не должен спать! Я пока поставлю на очаг котелок с водой, а ты приведи в чувство свою матушку. Я  брошу в огонь все, что может гореть в твоей хижине, но вы не ложитесь спать, а следите за огнем до утра. Я оставлю тебе свой полушубок и десять юаней. Завтра вы сможете купить на них дрова и еду.
  Он сделал так, как и сказал и поспешил вернуться домой, так как там его уже наверняка хватились. Теперь идти по вьюге через всю деревню ему было еще трудней: у него не было теплой одежды, а ветер дул ему навстречу.
  Суровый отец принял решение, не дожидаясь утра.
  - Завтра я отвезу тебя в монастырь, - сказал он. - Там ты будешь, жить, учиться и постигать искусство ушу.  И еще я надеюсь, что монахи научат тебя выбирать друга из достойных людей. 
  Так были разлучены Пинг и Пенг, и не было для них больше горя, чем эта разлука.
  Но прошел год, и отец  Пенга разорился, так как в их местах произошло землетрясение и соленое озеро  ушло в огромную трещину в земле. Теперь он вынужден был выращивать рис, и ему был нужен помощник. Он забрал сына из монастыря, и тот первым делом побежал к своему другу  на другой конец деревни.
  И каково было его удивление, когда вместо убогой хижины он увидел роскошный дворец, окруженный просторным двором с диковинными деревьями, по которому разгуливали фазаны и павлины. В тени деревьев играл оркестр и танцевали девушки в шелковых одеяниях, а на возвышении из пуховых подушек сидел Пинг и ел халву из золотой чаши.
  Пенг бросился к своему другу,  чтобы обнять его и расспросить, как произошло это чудесное превращения, но два сильных стражника выбросили его со двора.
  Пенг кричал:
  - Пинг,  посмотри, это  я, твой друг Пенг!
  Но музыка играла слишком громко, и танец красивых девушек был так завлекателен, что Пинг даже не повернул головы.               
   Пенг присел у фанзы одного из крестьян и загрустил.
   - Ты наверное, не знаешь, что случилось в твое отсутствие, - сказал крестьянин, разгадавший его грусть.  - Я расскажу тебе все, что знаю.
  И он поведал Пенгу эту удивительную историю.
  Однажды, когда Пинг вернулся домой с поля, где батрачил вместе со своей матушкой, он увидел  в своем дворе красивую змею, которая грелась на взгорке в лучах заходящего солнца. Он  поднял мотыгу, которую держал в руках,  и уже был готов разрубить змею надвое, когда она вдруг заговорила.
  - Мальчик, -  сказала она человеческим голосом – не надо убивать меня. Здесь, под твоей хижиной, зарыт огромный клад, который я охраняю вот уже много лет. Но вчера владелец этого клада, престарелый дракон У-Ру,  был убит молнией, и клад теперь принадлежит мне. Если ты отпустишь  меня к моим детям, я расскажу тебе,  как к нему добраться, и ты станешь самым богатым человеком  не только в родной деревне, но и во всей Поднебесной. Есть только одно условие, которое  позволит сокровищам дракона перейти в твои руки.  Ты должен забыть о том, что на свете есть любовь и дружба. И тогда ты станешь  богатым и сильным. 
  И при  этих   словах на ее голове вспыхнула золотая корона.
  - Я согласен, согласен! – закричал Пинг. - Я хочу быть богатым,  и мне не надо ничего, кроме богатства.
  Вот так закончил свой рассказ старый крестьянин, но Пенг  не поверил ему.
  - Не может быть, чтобы Пинг забыл нашу дружбу, - сказал он. – Я помнил о ее теплоте  даже тогда, когда монахи учили меня суровому искусству повиноваться и подчинять, когда я забывал в жестокой схватке ласку матери, но чувствовал плечо друга.
  И он снова отправился к роскошному дворцу Пинга.  Стражники опять хотели прогнать его, но их хозяин приказал им пропустить Пенга.
  - Что тебе надо, незнакомец? – спросил он, не глядя ему в глаза.
  - Как?! – воскликнул Пенг. – Ты не узнаешь меня? Это я, твой друг Пенг. Ты вспомни, сколько мы пережили с тобой, хорошего и плохого! Это невозможно забыть!
  - Я не знаю тебя, - надменно ответил ему Пинг. – Уходи и больше никогда не появляйся около моего дворца.
  Пенг ушел, не понимая, как такое могло случиться.
  А через неделю ко дворцу Пинга подъехало множество повозок, запряженных лошадьми, верблюдами и ослами. На них погрузили все сокровища, хранившиеся во дворце и куда-то увезли. А вместе с сокровищами из деревни исчез и сам Пинг. Никто в деревне не знал, куда он уехал, но люди не жалели об этом.  Ведь за все время, когда Пинг разбогател, он никому не помог даже куском хлеба.
  А  Пенг работал на рисовом поле и больше не вспоминал о той дружбе.
  И лишь иногда ему становилось грустно оттого, что живет где-то под  этим  небом человек с холодным сердцем змеи, его бывший друг по имени Пинг.