О человечестве и религии

Наталья Ладица
Могут ли религии отрицать друг друга? Противопоставлены друг другу? Спорить друг с другом? С полной уверенностью могу утверждать – ни в коем случае. Откуда такая уверенность? Попробую объяснить.

По сути своей, каждый человек в своём развитии проходит определённые стадии, общие для всех представителей животного мира. Это эмбриональный период, младенчество, детство, юность, молодость, зрелость и возраст мудрости. В природе животные, как правило, до последнего не доживают, поскольку наряду с мудростью приходит и старость, а с нею – телесная слабость. Умереть своей смертью – невиданная роскошь, доступная лишь человеку. Благодаря этому людям подвластен ещё один приятный бонус – возможность передачи не только опыта, необходимого для дальнейшего выживания вида, но и некоторые философские умозаключения для их дальнейшего развития и переработки. Постепенно этими философскими (и религиозными в том числе) идеями проникаются все люди, кто-то принимая их, а кто-то отрицая. Здесь мы уже имеем возможность говорить не о ЧЕЛОВЕКЕ как таковом, а о ЧЕЛОВЕЧЕСТВЕ в целом видя в нём некий целостный организм. И необходимой составляющей его является именно религия как некая объединяющая идея. А развивается этот самый организм по тем же законам, что и другие, проходя те же стадии взросления.
Не думаю, что есть смысл затрагивать эмбриональное развитие человечества – в те далёкие времена наши предки были частью матери-природы, практически ничем не выделяясь из окружающего мира. Младенческий возраст также не представляет собой ничего экстраординарного – ему соответствует зачаточное представление о Боге как о прародителе, защитнике и подателе благ. Именно так в детстве ребёнок (не только человеческий) мыслит своих родителей.

Но вот человечество входит в пору детства. В этом возрасте ребёнок учится жить в доме своих родителей, познавая установленные правила, до каких пределов в своих шалостях он может дойти, распознавая, что опасно, а что нет. Хочу заметить, что умный родитель не станет ограничивать своё дитя строгими запретами, а лишь ненавязчиво позволит понять, что можно, а что нет. Нельзя трогать кипяток или огонь – можно обжечься. Нельзя играть острыми предметами – можно порезаться или уколоться. И так далее. Да, некоторые «шалости» могут быть смертельны для отдельных представителей человечества, но не спеши обвинять Бога в цинизме, не отказывай Ему в мудрости. Ведь речь идёт не о каждой личности в отдельности, а о человечестве в целом, а это – согласись – совсем иной масштаб.

Чем характеризуется детство? Принятие родителей за главный, непререкаемый образец (помнишь в детстве – мама всё знает!). Стремление к познанию окружающего мира (отсюда и множество религиозных течений, мифов, сказок и т.д., в общем, у каждого народа свои боги). Желание «порадовать маму» (кровавые, в том числе человеческие жертвоприношения, повсеместное запечатление богов в камне, картинах, поэтических произведениях, разного рода прославление их). Ещё говорят, что дети жестоки, но на самом деле это не так. Просто они очень искренние – всерьёз любят и так же всерьёз ненавидят (хотя и не долго). Они с трудом понимают, что другим тоже больно – ведь в данный момент он сам этой боли не ощущает. Напротив, чрезвычайно отзывчивые по природе своей, дети уже через миг каются в содеянном и от всей души жалеют того, кого обидели. Язычество, характеризующее детство человечества, учит человека жить природосообразно, не отделяя себя от окружающего мира и своего рода.

Но вот период многобожия закончился, сменившись мировыми религиями с преобладанием единого божества. О чём это говорит? Лишь о том, что человечество подросло и стало нуждаться в новых знаниях о Боге, о собственном предназначении в этом мире. Чему же учат мировые религии? Мой ответ может показаться странным, но – они учат милосердию, самоопределению и любви. А ещё и христианство, и ислам, и буддизм учат принимать решение и нести за него ЕДИНОЛИЧНУЮ ответственность. Ребёнок вырос из коротких штанишек, пора учиться быть взрослым. Когда это происходит? Когда дитя превращается в подростка.
Чем ещё характеризуется этот возраст? Отрицанием всего, что было раньше. Вспомните, с каким энтузиазмом христиане и мусульмане принялись громить и высмеивать язычества, как уродовали и разрушали статуи, древние храмы, как запрещались достижения литературы, медицины, науки – прямо как подростки в песочнице рушат песочные замки, построенные детским руками. Эти полудети всеми силами стремятся доказать, что они взрослые, не хуже родителей разбираются в жизни. Поэтому изначально миролюбивые вероисповедания извращаются – не имеющий достаточный жизненный опыт подросток не в состоянии сразу постичь всю мудрость и величие милосердия и любви. Подростки более жестокосердечны, потому что стремятся во что бы то ни стало завоевать своё место в жизни, а раскаиваются, как правило, лишь под угрозой наказания. Развитие науки и техники (научное познание в отличии от мифологического прошлого периода) убеждает человечество, что оно может и без «родителя». А потому преобладает стремление подчинить себе природу, забывая о языческой природосообразности, отрицание существование и приоритет Бога (помнишь, как у Марка Твена: «Да что этот старикан может знать?»). Но и возвращение к язычеству, увы, проблему не решит – инфантилизм никогда ни к чему хорошему не приводил.

Но есть ещё кое-что, что может говорить о подростковом возрасте человечества – стремление к общению с себе подобными и к романтическим отношениям (ранее человечество нуждалось лишь в покровительстве и присмотре). Не знаю, как тебе, уважаемый читатель, а мне это напоминает жгучее желание человечества выйти в открытый космос и найти там братьев по разуму. Общение с собственным «родителем»-Богом нам уже мало. А ещё у подростков развита агрессия, направленная на самих себя. Больше всего самоубийств и вообще размышлений на эту тему случается именно в этом возрасте. Не правда ли, напоминает наш современный мир?

Что же ожидает нас в будущем? Думаю не за горами то время, когда полудетская юность сменится вполне осознанной, кипучей взрослостью (примерно 20-25 лет), когда Бог-«родитель» снова станет авторитетом для повзрослевшего человечества. Быть может, тогда слова «гуманизм» и «милосердие» перестанут быть банальными штаммами и смогут соединиться с языческой природосообразностью. Тогда мировые религии смогут, наконец, по-настоящему мирными. Однако до этого счастливого времени нужно ещё дожить – не все подростки становятся взрослыми, некоторые погибают раньше (по глупости, как правило, потому, что «маму с папой не слушали»). Что поделаешь, трудный возраст…