Колокол

Людмила Самойленко
               
    Начался январь 1943 года.Надежда брела по глубокому снегу. Казалось, что каждый шаг станет последним. Позади догорала её родная деревенька. Немцы были измотаны боями, морозами, снегами, ненавидели эту страну, которой конца-края нет и старались уничтожить всё, что встречалось на их пути.
Немногочисленные оставшиеся в уцелевших домах жители разбежались, как только начались поджоги. Бессилие и растерянность  на какое-то время помутили разум Надежды. Она брела в соседнее село – 5 км. борьбы с холодом, намётами снега и отчаянием. Позади неё молча, как взрослая, стараясь вступать в её следы, шла шестилетняя Раечка, закутанная по самые глаза в большую шаль. Девочка держалась за подол маминой юбки, боясь выпустить его из озябших рук. Надежда не помогала доченьке: на каждой руке она держала по ребёнку.
    Надя забеременела перед началом  войны. Деревенских мужиков мобилизовали в первые же дни. Муж Фёдор с тяжёлым сердцем расставался с женой: родня жила в соседнем селе, и Надя оставалась на хозяйстве одна. Он не получил желанный треугольник, не узнал, что у него родились сын и дочка.Фёдор погиб в ноябре срок первого в боях под Москвой.
    Начало смеркаться. Впереди из-под снега просматривались холмики. Память  вела женщину  в нужном направлении, к селу. Она дошла до одного из холмиков, но не сразу поняла, что и не холмик это темнеет. Припорошенный снегом лежал убитый солдат. Шапка с него не упала, была завязана под подбородком, и на ней тускло проблёскивала звёздочка. Надя  осмотрелась вокруг и увидела то, что она принимала за холмики, были тела погибших солдат. Чем ближе она подходила к селу, тем чаще попадались ей на пути припорошенные снежной сединой холмики. Также снегом припорошило, наверное, в подмосковных снегах её Федю. Она запричитала вголос, как причитают по умершим родным деревенские бабы на похоронах. Дети отозвались громким плачем. Надежду оставили последние силы.  Опустившись в снег, она уже не могла вспомнить, зачем оказалась здесь, в чистом поле, мысли путались, она замерла. День затухал, стемнело.
    И вдруг, приглушённо раздались редкие удары колокола.Услышав их, Раечка стала тормошить мать. Они повернули головы в сторону звучавшего среди степи и снегов Чуда. Родное село мужа ударами колокола призывало их к спасению,крову и теплу. Малыши перестали плакать, чувствуя, что в мать вливаются силы. Надежда встала. Дочка снова ухватилась за мамину юбку,и они побрели на призывный звук, оповещавший о приближении Рождественской Ночи.


Номинирован на премию "Русь моя"