Точим лясы-2

Кармелита Смит
  Сегодня пьём кофе  и точим лясы у бабы Павы. Она живёт в старинном  двухэтажном доме.  Он достался ей в наследство от родителей. На второй этаж ведёт широкая деревянная лестница с резными перильцами. Второй этаж имеет четыре комнаты, которые закольцованы вокруг печки. Рабочая панель печки выходит в одну из комнат, которая называется «стряпная», то есть кухня по современному. Из стряпной можно попасть в зал, затем супружескую спальню, из неё есть проход в детскую, а уже из детской попадаешь вновь в стряпную. Во все комнаты печь выходит израцовыми зеркалами.

      Вся мебель в доме 1904 года выпуска. В супружеской спальне стоит  большая  дубовая кровать с резными спинками, рядом большой кованный сундук вместо шифоньера. В центе зала стоит  круглый раздвижной стол с шестью венскими стульями, здесь же в углу  гордость любой казачки буфет - «горка» с праздничной посудой. У стены кожаный диван с зеркалом и полочкой, где в ряд поставлены мраморные слоники -символ семейного достатка. Рядом туалетный столик овальной формы с ножками в виде львиных лап, над которым   висит огромное зеркало в резной дубовой оправе.
 
      Баба Пава в зале сервирует стол ей помогает её подруга Марта Ивановна.
-Люди сейчас мрут, как мухи! - горестно вздыхает баба Марта, протирая фарфоровые чашки.
-Ой! И не говори, - Павлина Васильевна поставила вазочку с вишнёвым вареньем на стол и отправилась выключать чайник, который призывно свистел из стряпной.
-Я недавно ездила в город в гости, а попала на похороны.

- Ну! - отозвалась баба Пава из кухни.
- Представляешь, покойника даже в дом не заносили. Все на автобусах, на машинах добрались до кладбища, туда  из морга привезли покойного, похоронили и в ресторан. Быстренько помянули и по домам. Был человек и нет!
-Эко тебя зацепило-то как,  подруга! - баба Пава из кухни принесла большой медный кофейник и накрыла его  вышитой салфеткой. - Все там будем! Кто раньше! Кто позже!
-Я бы хотела, чтоб всё по людски было!

-О чём сыр-бор  соседушки? - в комнату вошла баба Дора.
-Да вот, сестрица твоя, от современных похорон  не в восторге! - ответила Павлина Васильевна. - Где Кузминична? Опять опаздывает!
- Да вот она, я! - баба Дуся плюхнулась на стул и загадочно посмотрела на своих подруг.
-Ну! И что на этот раз сказала одна дама? - сурово спросила баба Дора Кузминичну.
-У Валетихи, зять умер. Пришёл с работы, пообедал, лёг отдохнуть  и умер! - выпалила на одном дыхании баба Дуся.

-Господи! Уже и молодые мрут скоропостижно, - расстроилась баба Марта.
-Можно к вам? - в дверях появилась Валентина Григорьевна, по прозвищу Валетиха.
-Проходи, садись вот здесь, сейчас я чашку тебе чистую достану! - засуетилась баба Пава.
-Ну!  Где он сейчас? - спросила Дора Ивановна Валетиху.
-Та дома лежит. Ждём милиционера и врача. Чё делать-то!..
-Ну-ну! Мокроту не разводи! - строго сказала  баба Дора.

-Девоньки давайте сначала кофе попьём!  - предложила хозяйка дома и, не дожидаясь разрешения, стала разливать кофе по чашкам. Некоторое время все молча пили кофе,  наслаждаясь приятнейшим ароматом, который распространился по всей комнате.
-Пава! Неси ручку и бумагу, сейчас смету писать будем! - распорядилась  Дора и перевернула свою чашку вверх дном.

-Какую смету? - удивилась Валетиха.
-Сиди, кофе пей, да не перебивай!  У тебя сейчас все мозги набекрень! Бесполезно объяснять, - отмахнулась Дора Ивановна от соседки. - Пава! Пиши. Гроб, венки, большие платочки носовые по два на венок, 10 метров ткани, а лучше конечно  вафельные полотенца...

-Вафельные полотенца! - усмехнулась Кузминична. - Их сейчас днём с огнём не найдёшь!
- Сейчас всё найти можно, лишь бы деньги были! - сказала  баба Марта.
- ..Иконка, крест, свечи, венчик, - не обращая внимания на подруг , перечисляла Дора. - Записала? Припиши:  «Купить в церкви».
-Чё делать с платочками? И зачем столько полотенец? - спросила Валетиха.

-Да сильно же тебя  жизнью ударило! - Дора Ивановна тяжело вздохнула.
-Полотенца или ткань нужны, чтобы гроб в могилу опустить. Их потом могильщики забирают. А платочки привязывают к венкам, чтоб удобно было его нести. Кстати, кто несёт венок, потом платочек себе забирает, - пояснила баба Марта и с сочувствием посмотрела на Валентину Григорьевну.

-Наверное, надо добавить в список одежду для покойного, - подсказала баба Дуся и вопросительно посмотрела на Валетиху.
-Костюм у него есть, один раз только и одевал на моё шестидесятилетие... - Валентина хлюпнула носом.
-Ну-ну! Будя тябе! Успеешь нарыдаться! - баба Дора задумалась, смотря на список.

-А  трусы, носки, майка  есть? - не унималась Евдокия Кузминична.  - Всё новое надо. А ещё мыло, расчёска, тапочки...
-Тапочек точно нет. А может лучше туфли? - оживилась Валетиха.
-Можно и туфли надеть. Только тапочки обязательно в гроб положить нужно, - баба Дора погрозила указательным пальцем перед носом у Валентины Григорьевны.

-А помните? Ланка рассказывала, как к ней покойный муж во сне приходил и жаловался, что туфли ему жмут. Тапочки просил, бедолага! - вспомнила баба Марта.
-Ага! Они потом просили разрешения в гроб к новопреставленному  тапочки для Григория положить. Кто ещё кофе будет? - спросила баба Пава, озабоченно заглядывая в кофейник.
-А мыло с расчёской тоже в гроб  класть? - спросила Валетиха.
-Конечно. Расчесали покойника и ему в карманчик эту расчёску положи.  Пава подогрей кофе. Охолол ужо! - попросила баба Марта.

-Да и с мылом поаккуратней. У нас в хуторе умелицы этим мылом могут много народу известь. Поэтому, мыло тоже в гроб,  простынку, на которой обмывали покойного, сжечь. Воду с покойного вылить в нехожее место, горшок из под воды разбить -  Дора Ивановна перевернула кофейную чашку. - Я тоже пожалуй ещё горяченького кофейку выпью.
-А ещё денежку надо в карманчик пиджачка положить, -  полушёпотом посоветовала баба Дуся. - Желательно доллар американский с глазиком который!
- Ты ещё Ленина в кепке посоветуй.  Моя  бабушка говорила монету класть нужно, - сказала баба Дора.

-Ага! Когда   Золотой помер,  его брату Синчику приснился сон, - баба Пава в упор посмотрела на Дору. - Якобы,  Золотой  на том свете живёт в землянке. Синчик его спрашивает: «Почему в землянке живёшь-то?» А тот отвечает: «В домах живут у кого доллары есть!» 
- Он на земле всю жизнь только пил! Ничего не построил, не посадил, не вырастил. Так что землянка в самый раз для него, - прокомментировала  Дора Ивановна. - На самом деле монетка нужна, чтоб  Хеврону заплатить  за перевоз в иной мир.
-Я и не знала, что у покойников такая активная жизнь, - вздохнула Валетиха. - Чё ещё надо-то!

-Помыли. Одели. В гроб положили. Руки на животе складывали так, правую руку на левую, а чтобы не расползались, верёвочками подвязать надо, - баба Дуся сложила руки на животе и закрыла глаза.
-Дуська! На себе не показывают! - возмущённо сказала баба Марта.

-Подвязывают также челюсть и ноги. Смотри Валюха, все верёвки-подвязки развязать нужно на кладбище и положить в гроб, - баба Дора на минуту задумалась, а потом продолжила. -Верёвочки никому не давай. Кто бы тебя не упрашивал. Знаю я одну даму, дюже она любит их собирать, да пакости потом другим делать.
- Когда подвязки развязывать будешь, то незаметно расстегни ему верхнюю пуговицу на рубашке, - посоветовала Кузьминична.

-Зачем? - не поняла Марта Ивановна.
-Чтоб её дочка ещё раз замуж вышла!
-А я своему благоверному, не только пуговицу застегнула, так ещё и галстуком сверху завязала, - ужаснулась  баба Марта. - Дора ты знала за пуговицу?
-Нет! Мене -то зачем?  Незамужним без надобности!

-А как правильно гроб в доме ставить? - спросила Валентина Григорьевна.
- Ногами на восход солнца, головой на закат, - Павлина Васильевна внесла медный кофейник. Все дружно подставили свои чашки под новую порцию кофе. - Рядом с гробом поминальный столик нужно устроить. На него поставить иконку, рядом стакан с водой и прикрыть его кусочком хлеба. Свечку лучше вставить в стакан с зерном или рисом, ну что у тебя там есть.
 
-Если есть,  мёд можно поставить! - предложила баба Дуся.
-А мёд зачем? - удивилась баба Дора. - Я не помню, чтоб мёд ставили!
-А у нас в станице ставили...
-У вас в станице и пуговицу расстёгивали.., - упрекнула подругу баба Пава.
-Всё успокоиться не можешь, что я три раза замужем была, - самодовольно ответила Евдокия Кузьминична.

-Валюха, ты  в доме зеркала закрыла? - спросила Дора Ивановна.
-Зачем? - удивилась Валетиха.
-Во тундра! Душа в зазеркалье потеряться может, - возмутилась баба Дора. - Пава! Спасибо за хлеб - соль. Подруги, хватит лясы тачать! Айда к  Валентине Григорьевне на месте разберёмся шо к чему.

                ПРИМЕЧАНИЯ:

ЗОЛОТОЙ — прозвище парня из-за рыжих волос.
НЕХОЖЕЕ  место — там, где не ходят,
СИНЧИК — здесь как прозвище, означает кузнечик,
ОХОЛОЛ — остыл,
ХЕВРОН  - искажённое Харон или Хирон. В греческой мифологии лодочник, перевозящий души умерших через воды Стикса за плату.