Рассказ о Чернобыле-2 продолжение

Анатолий Раздерин
Продолжение воспоминаний о ЧАЭС-2
И так, как я уже обещал ранее, хочу продолжить свои воспоминания о работе на Чернобыльской АЭС имени В.И.Ленина.
     Первый мой выезд на станцию выпал как раз на день моего рождения, то есть на третье ноября,  Меня включили в состав экипажа пожарного подразделения.  Свободных мест в машине, было тоже пять. Выехали утром.  Дорога была  длинною в тридцать километров, по пути на станцию, нам встречались деревенские сёла, в этих сёлах когда-то жили и трудились люди, они, наверное, были вполне счастливы и устроены. Однако вот грянула коварная беда, и  им пришлось в срочном порядке бросить все трудом своим нажитое, и покинуть свои родные жилища. Картина открылась моим глазам весьма печальная, я до этих пор не знаю с чем сравнить, всё то увиденное мною в тот день. Прошло уже двадцать шесть лет, весной в апреле будет  27 лет, время идёт неумолимо вперёд, жизнь на земле продолжается, одни уходят, другие приходят. Всё в движении и никто  не собирается останавливаться в своём развивающимся движении .
Мои эмоции давно приутихли, нет и тех прежних ощущений, только память кое-что всё еще хранит. Трудно рассказывать о тех переживаниях, которые пережили жители этих красивых мест, но все-таки ощущалась энергетика произошедшего горя.
Горе, это, наверное, не совсем то слово, скорее подойдёт слово катастрофа, объятое всеобщим горем.
За несколько километров до самой станции я увидел через окно машины рыжий лес.
Не зелёный, а именно рыжий, так обычно выглядят, засыхающие растения. Так вот, по обе стороны дроги стоял засохший лес. Зрелище впечатляющее, а на горизонте показалась и сама станция, та самая, которую хотелось не без волнения увидеть. И вот мы подъехали, и я всё увидел своими глазами. Подъехали мы на площадку перед первым блоком АЭС. Наш командир в чине ст. лейтенанта пошёл в управление, который находился на первом блоке, чтобы получить задание для выполнения работ на соответствующем участке.
Пока наш командир ходил за заданием, мы рассматривали ту самую видимую часть развороченного 4го блока станции. Над самой станцией висел в воздухе дирижабль, который был привязан канатом, чтобы ветром не унесло куда-нибудь. Рядом с 4м блоком стояли подъёмные краны на гусеничном ходу. Говорят, что эти подъёмные краны были с дистанционным управлением, при помощи этих управляемых машин возводили тот самый
Саркофаг, который и ныне стоит. Через несколько минут, возвратился и наш старший лейтенант. Мы все сели в машины, а нас было два экипажа, и поехали на другую сторону станции. С обратной стороны станции были расположены всякие цеха, или мастерские, точно сказать не могу что именно, в моем понимании это цеховые помещения. На соответствующей бумаге от управления, этот объект назывался КСКа, вот его то, нам и предстояло помыть, не внутри, а снаружи, стены и асфальт. Помыть дело не трудное, подключили рукава, дали воду и понеслась, смывали радиацию, чтобы отряд химиков сокращенно БСО, отряд специальной обработки, мог выполнять свои задачи. Воду мы слили из двух машин, замерили уровень радиации, нормально, работать можно, мы быстренько собрались и поехали. Нет, не домой, а на третий блок в баню. Там, действительно, была баня, правда все стены были отделаны свинцовыми листами. Вход в баню расположен со стороны разрушенного 4го блока, анекдот, нет, просто так получилось. Вблизи четвертого блока мы оставили наши машины, и пошли в баню. Там нас проверили дозиметром на предмет радиоактивной зараженности, если одежда напиталась выше нормы, её нужно снять и выбросить на утилизацию, а если нет, то помывшись, одеваешь то, в чём приехал, и выходишь на улицу, где стоят наши совсем не заражённые машины. Естественно мы там не бегали, всё делали спокойно, степенно, с перекурами, потом одевали маски лепестки на помытый нос и ехали домой. На обратном пути, сделали остановочку, нужно было отметить наш, так сказать наряд-задание, там же в этой бумаге и ставили дозу облучения за время работы. Работали, максимум минут двадцать пять, а с баней и прочей канителью всего часа два на территории станции.
И еще я забыл отметить, внутри самой нашей машины, был фон не хуже чем на четвертом блоке, за это нам добавляли 0,2рентгена час, то есть 30км туда и столько же обратно. Это называлось дорожная радиация, чуть позже её отменят, я вам потом расскажу. На выезде с территории станции, где то не больше километра, была организованна мойка машин. Стояли АРСЫ, это машины для дезактивации, с экипажами по три человека, водитель и два мойщика, в костюмах которые были на вооружении в СА. Защитный комплект от оружия массового поражения. Струёй воды под давлением в два пистолета, ребята лихо смывали грязь с наших машин. Вся вода и грязь, стекали с асфальта в вырытые ямы рядом с дорогой. А вокруг стоял засохший лес. Ямы были внутри отделаны полиэтиленовыми большими мешками. Помывшись сами и машины тоже обезвредив от опасной грязи, мы продолжали путь, туда, откуда приехали, то есть в бригаду. На протяжении всей дороги, через каждые 10км. Стоял кпп,  где дозиметрист проверял машину на загрязнение, наша, никогда бы не прошла, да и отмыть её уже было делом невозможным. Поэтому все машины нашей бригады, имели пропуск свободного возвращения на базу. Тридцать километров, дальше на них никуда не ездили, на станцию и обратно. По возвращении в свою роту, в своей записной книжке я отметил свой первый выезд, и свои первые 1,3ренгена, а максимальная была 25ренген. Кто набирал 25, тот сразу уходил на демобилизацию, просто выезжал домой к своим родным и близким. Я кратко рассказал вам о своём первом выезде на станцию, по мере возможности буду добавлять свои воспоминания, и вы узнаете, только одно мнение из числа очень многих трудившихся в одно время вместе со мной. Прошу прощения за неумелый слог моего рассказа…