2. Что такое искусственный интеллект?

Владислав Логинов
           Эту часть статьи хотел бы начать с разоблачающего меня заявления: я плохо знаю глубинную психологию. Это утверждение имеет основание быть высказанным хотя бы потому, что я отношусь к глубинной психологии и психоанализу, как ее предтечи, с  огромным уважением и понимаю, что ни количество времени, потраченного мною на ее изучение, ни доступная мне литература по этому предмету в необходимый момент, не дали мне возможности набрать критическую массу информации и собственных рассуждений для высказывания, сколько бы то ни было интересных мыслей на языке науки «Глубинная психология». Подчеркну: мысли высказанные на языке глубинной психологии.
       Но всем хорошо известно, что проблематика глубинной психологии настолько же  важна, насколько и интересна. Это обстоятельство заставляет и дилетантов, вроде меня, иметь собственное мнение по некоторым ее  вопросам.
Объекты моих научных интересов – память и мышление, т.е. объекты изучения общей и когнитивной  психологии. Соотносятся ли они с объектами изучения глубинной психологии? Посмею утверждать, что да, соотносятся!
           Еще учась в Харьковском институте радиоэлектроники, я начал заниматься некоторыми психологическими вопросами, возникающими при решении задач такой, тогда экстравагантной  науки, как искусственный  интеллект.
           Когда меня студенты спрашивают: «Что такое искусственный интеллект?» я всегда, и с полным для того основанием, говорю: «Искусственный интеллект? Это очень просто! Просто, хотя бы по постановке задач для исследования».
Приведу в качестве примера ряд чисел:
…. 47, 82, 15, 23, 11, 96, 74 ….
Попробуйте найти в этом ряду минимальное и максимальное число.
Я уверен, Вы получите совершенно правильный результат -  11 и 96. Но разрешите задать Вам простой с виду вопрос: «КАК Вы ЭТО сделали?»
Вот с этого простого вопроса: «КАК ЭТО (что угодно, но интеллектуальное) делает человек?»,  точнее, с попыток ответить на него, и начинается проблематика искусственного интеллекта.
           Ответы на приведенный выше вопрос бывают самые разные, но первое чувство, возникающее у тех, кого я спрашиваю, всегда одно и тоже – чувство недоумения и растерянности. И большое желание ответить: «Не знаю как, но я это делаю!»
А одна моя студентка ответила на него  совсем просто:
• «Как я это сделала, объяснить не могу. Это продукт моего мышления».
Я ее спросил:
• «А Вы, лично Вы, в этот момент что делали? Рядом стояли?»
Вразумительного ответа на вопрос получено не было.
         Если обратиться к последнему изданию «Большого психологического словаря» под редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко, то в толковании термина «Глубинная психология» прочтем следующее:
         «Это общее название большого количества концепций в психологии и психиатрии, в основе которых лежит положение о ведущей роли бессознательных, инстинктивных и интуитивных процессов в психической жизни и деятельности человека, в формировании его личности».
         Математика, столь близкая для меня по первой моей профессии – инженер-математик, среди других видов деятельности человека не является каким-то исключением. Но надо все-таки помнить о том, что для ученого и инженера-математика – это инструмент профессиональной деятельности, для математика-профессионала – почти религия, а для обычного человека – камень преткновения.
Трудно и, к сожалению, до настоящего момента слишком по-разному,   определяемые по содержанию понятия «ИНТЕЛЛЕКТ», «ИНСАЙТ», «ИНТУИЦИЯ», «ЭВРИСТИКА», лежат в основе попыток объяснения результатов творческого процесса и, в том числе,  математического творчества – математических открытий.  В основе каждого из них – представление о содержании процесса решения новых, творческих задач, опирающегося в основном не на регулярный логический алгоритм, а на нечто иное, подсознательное:
• Всеобщее в случае понятия  «ИНТЕЛЛЕКТ» – как общей способности к познанию и решению проблем, которая лежит в основе успешности ЛЮБОЙ деятельности, а также основы других способностей, связанных с успешной «АДАПТАЦИЕЙ» к новым жизненным задачам.
Это важно и серьезно, но как-то малоопределенно. Создатель первого интеллектуального теста А. Бине однажды пошутил, сказав: «Интеллект? Да это же просто то, что оценивает мой тест!» Но в каждой шутке только доли шутки, а остальное правда. И, к сожалению, в давней шутке Альфреда Бине оказывается, к настоящему моменту развития наших представлений по этому вопросу, слишком много правды.
• Всеобщее в случае «ИНТУИЦИИ», как мыслительного процесса, состоящего в нахождении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связанных логически или недостаточных для получения логического вывода.
Если говорить возвышенно, то интуиция – это то, чем руководствуются влюбленные и художники. Интуиция нужна и ученому и игроку в кости. Интуитивное начало – золото таланта высшей пробы. Сальери всех времен и народов лишены этого моцартианского начала. В своем эссе о пушкинском «Моцарте и Сальери» известный писатель Фазиль Искандер высказал, причем интуитивно, точную догадку: «Мастерство художника – это умение заставить работать разум на уровне ИНТУИЦИИ».
• Частное, как в случае «ИНСАЙТА», т.е. внезапного, нелогического понимания, «схватывания» отношений и структуры проблемной ситуации, нахождения решения задачи.
Вспомните, хотя бы происхождение нашего знания о том, что такое «ИНСАЙТ» и о голом мужике, бегавшем в далекие от нас времена по далеким от нас географически греческим Сиракузам, т.е. об Архимеде и его ставшем столь знаменитом ликующем возгласе: «ЭВРИКА!!!». Давая самый вольный перевод слову «эврика», это восклицание можно расшифровать так: «У меня только что появилась действительно очень хорошая идея».   
• Или и как частное и как общее -  технология мышления и наука о мышлении - «ЭВРИСТИКА», как раздел психологии, который возник в попытке ответить на вопрос древнегреческих философов: «Каким образом мы можем искать то, чего не знаем, а если мы знаем, что ищем, то зачем нам это искать?».  Или как яркой идее, освещающей путь в сумраке наших предыдущих бесплодных размышлений и дающей точное представление о том, по какому пути идти, чтобы разрешить мучившую  не только нас проблему, или частную, но сложную задачу.
           В современном представлении это выражается в непосредственной связи эвристических и творческих решений. Если центральным элементом творчества является озарение (инсайт), что связано с нахождением нового, оригинального решения проблемы, то «ЭВРИСТИКА» – это наука о том, как должна быть организована творческая деятельность, уяснение того, какие методы, приемы и правила лежат в ее основе, т.е. как формировать условия для того, чтобы инсайт возник.

                См. продолжение в других частях монографии "Микроструктурирование мышления ..." в этом же разделе моей страницы.