О преподавании с любовью

Надежда Сулейманова
Эта статья была написана для ребят - инструкторов проекта "Новыя цивилизация". Но, как показала практика, опытные педагоги также воспринимают её с интересом.

Введение.
Вам хорошо знакома роль ученика, не правда ли? Каждый день Вы, не зависимо от того, хотите или нет, идёте в школу, чтобы «увеличить количество извилин в объёме черепа». Теперь Вам предстоит примерить на себя новую роль – роль учителя. Кто-то из Вас не видит в этом никаких особых проблем, а у кого-то заранее внутри всё сжимается от необъяснимой тревоги. И первая, и вторая позиция неправильны.
Чем больше опыт учителя, тем более тщательно он готовится к каждому своему уроку. Всё знают и умеют только дилетанты. Не даром говорят: «Уверенность дилетанта – предмет зависти профессионала».
Преподавание – одна из сфер человеческой деятельности, которой можно научиться, даже не имея врожденных задатков к педагогической деятельности. Доказано, что по-настоящему талантливых учителей в российских школах не более 12 %, основная масса – это мастера, сумевшие хорошо овладеть приёмами своей работы и добивающиеся, благодаря этому, высоких результатов.
Конечно, «любое другое дело легче воспитания: прибыли больше, а ответственности меньше» (А.Никитина). И всё же, давайте попробуем. Россия сегодня очень нуждается в людях, которые не побоятся принять на себя всю ответственность за то, каким будет человечество на планете в ХХI веке. Образ этого человечества создаётся сегодня.
Итак, вы решили стать инструктором. Выбрали предмет, который собираетесь преподать ребятам, расписали содержание в тетрадке. Достаточно ли этого? Конечно, нет. Преподавание – это искусство, замешанное на науке. Чтобы хорошо учить, надо знать много больше того, что расписано в вашей тетрадке.

Педагогика базируется на многих науках, из которых главные – философия и психология.  Поэтому, не зная этих наук, преподаватель непременно допускает ошибки, даже не замечая этого. А расплачиваются за ошибки преподавателя ученики. Знания философии и психологии необходимы учителю как воздух. Зачем? Чтобы не навредить тем, кого он учит. То, как учитель интерпретирует те или иные явления бытия, зависит от уровня его философской культуры. Выбираемые им стиль общения с ребятами, методы подачи материала – от уровня культуры психологической. Высокообразованный педагог приходит на работу с радостью, получает от неё огромное удовлетворение и заряд жизненных сил, ремесленник от педагогики воспринимает свой труд как кару господнюю, а себя – мучеником в окружении дьяволят.

Педагогика – одна из самых сложных наук, потому что ни у одной из наук нет столь сложного предмета изучения. Предмет изучения педагогики – человек. «Познаваемо нами лишь то, что страстно любимо» . Поэтому, стать хорошим педагогом может лишь тот, кто больше всего на свете любит детей. Если дети Вас раздражают, займитесь чем-нибудь другим, в нашей жизни очень много возможностей проявить себя и самоутвердиться.

Позднее на занятиях по «Основам педагогики», узнав законы, закономерности, принципы процесса обучения и воспитания, Вы поймёте смысл и значение тех правил, о которых сегодня пойдёт речь. А пока Вам придётся лишь довериться многовековому опыту тех, для кого дети стали смыслом жизни, кто провёл немало часов в размышлениях о том, как сделать обучение интересным и привлекательным для ребёнка.
Итак, некоторые педагогические правила, которыми лучше не пренебрегать:

Подготовка к занятию.

Материал в Вашей тетрадке – это пока только информация, которую Вы намерены сообщить ребятам. Станет ли эта информация знаниями, умениями и навыками ребят, зависит от того, как Вы её ребятам сообщите.
Интерес к предмету начинается с интереса к личности преподавателя.  «Сначала педагог – потом его предмет». Если Вы сами, как личность, не вызовите интереса, то и то, что Вы намерены сообщить, вряд ли заинтересует ребят. Тем более, что заставлять их слушать Вас никто не станет, и возможность вызвать родителей нерадивых «для беседы» Вам не представится.

Главная функция (предназначение)педагогу  – помочь ребёнку добиться успеха.  Не учить, а помогать учиться и добиваться успеха. Ребята пришли слушать Вас курс для того, чтобы, возвратясь в свою школу, работать с другими ребята в этом направлении. Ваша задача – помочь им этому научиться.

Подготовка к занятию начинается задолго до его проведения. В пединститутах будущие учителя готовятся к своему первому уроку не менее двух недель. Они по десять раз переписывают план, репетируют урок перед зеркалом, друзьями и преподавателем. «Мартышкин труд»? Ни в коем случае! За любым талантливым выступлением стоит огромный труд репетиций. Занятие – маленький спектакль, в процессе которого актёры не только должны получить удовольствие от совместного общения, но и ещё чему-то научиться.

1. Положите перед собой столько чистых листов, сколько занятий Вы собираетесь провести. На каждом напишите тему. Посмотрите, нет ли «мелких» или слишком громоздких тем? Если тема мелкая – решите, что будете делать в оставшееся время или расширьте её, дополнив информацию из той же области. Если громоздкая, подумайте, нельзя ли её расчленить и сделать несколько занятий из одного?
Тема Вашего занятия показывает, о чём на нём пойдёт речь. Формулируйте её точно и однозначно. Она должна в сжатой форме отражать содержание информации, которую Вы будете сообщать.

2. Теперь определите цель. Всё, о чём вы будете рассказывать, ребята не усвоят, да этого и не надо. Цель занятия – то, чему смогут научиться ребята, если, конечно, они этого захотят. Учение – процесс внутренний. Нельзя чему-то научить, можно только научиться. Любая информация останется просто информацией, если у ребят не возникнет желания её присвоить, сделать своей.

Присвоенная информация становится знаниями. Способность применять знания на практике – становится умениями. Способность делать что-то автоматически, без поэтапного контроля каждой операции сознанием – навыками.

Вспомните начальную школу. Когда Вы учились писать, учитель объяснял Вам все этапы написания буквы. Вы их присвоили и знали, что строчная буква «П» состоит из прямой наклонной палочки и прямой наклонной палочки с закруглением вверху и внизу. Это знания.

Затем Вы выводили букву, диктуя себе: «Пишу прямую наклонную палочку – раз, и возвращаюсь наверх, пишу закругление вверху – и, пишу прямую наклонную палочку – два, пишу закругление внизу – и. Проверяю».

Затем эта операция сворачивалась, но Вы ещё долго диктовали себе: «Раз – и – два – и». Так поэтапно формировалось умение писать букву.

Сейчас при письме Вы и не помните про эти пресловутые «Раз – и», Вы думаете над содержанием того, о чём пишите. Умение стало автоматическим навыком, не требует усилий и контроля Вашего сознания. Так и во всём. Пока Вы учитесь вязать узлы, Ваше сознание контролирует каждую операцию, удерживая в памяти способ деятельности. Затем вы может это сделать автоматически. Способ деятельности помнит Ваша мышечная память. Иногда можно забыть, как делать (нет образа способа деятельности в сознании), а руки вспоминают сами. Это значит, знания и умения стали навыками и являются Вашим достоянием.

Задумывались ли Вы когда - нибудь над тем, почему одних учеников называют способным, а других нет? У каждого человека в генетическом коде заложена предрасположенность к тем или иным видам деятельности. Это природные задатки – Божий дар, который нам в течение жизни предстоит распознать в себе и максимально использовать.

Способности же нечто иное. Это умение человека увидеть способ деятельности в той или иной ситуации. Способности можно и нужно в себе развивать. Способными в школе называют тех, кто в новой информации умеет быстро выделить суть – самое главное. Выделив суть, ищет способ деятельности – возможность применения информации на практике. Одним выделять суть помогают природные задатки, но большинство людей этому учатся.

Умение выделять суть – интегративный показатель ума. Нет глупых ребят. Есть люди с органическими повреждениями коры головного мозга. У таких людей в результате повреждения интеллектуальные функции нарушены. Они обучаются в специальных школах. И есть ребята, которых не научили выделять суть и находить способ деятельности.

3. После того, как Вы чётко представили себе, что могут присвоить ребята в результате Вашего занятия, определите, как Вы их замотивируете на активное восприятие сообщаемой Вами информации?
Что Вы сделаете для того, чтобы ребята пожелали научиться тому, чему Вы предполагаете их учить? Этот этап занятия называется мотивационной установкой. Его лучше расписать подробно. Мотивация может быть в форме:
• Рассказа из жизни, когда за незнание пришлось горько расплачиваться;
• Забавной истории, когда незнание поставило человека в неловкую ситуацию;
• Убеждения ребят в том, что данная информация просто необходима им для дальнейшей успешной деятельности в проекте «Н. Ц»;
• Вопросов по теме, которые помогут ребятам понять, что для ответов им недостаёт информации, которую Вы собираетесь сообщить;
Представьте себя на их месте, и решите, а что замотивирует Вас самих?

4. Следующий этап подготовительной работы – выбор способов донесения информации до ребят.
Как информация становится знаниями? Сначала мы её воспринимаем глазами, ушами, руками. Точность восприятия зависит:
• от индивидуальных особенностей человека,
• от его внутреннего настроя на восприятие,
• от его эмоционального состояния в данный момент,
• от его отношения к тому, кто эту информацию сообщает,
и много другого, о чём подробнее речь пойдёт на занятиях курса «Основы психологии».
К процессу восприятия подключается мышление. Воспринимая, мы осмысливаем новое, сравниваем его с ранее известным, анализируем, сопоставляем, выделяем то, что важно и т. д. То есть, мы активно участвуем в процессе нашего обучения. Если мы этого не делаем, информация походит мимо нашего сознания.

Переработав информацию с помощью мышления, мы её стараемся запомнить. Подумайте, что Вы сделаете для того, чтобы ребятам было легче выделить главное и запомнить его. Для этого сами выделите главное, оформите его в виде рисунка, таблицы, модели, схемы. Повторите главное на занятии не менее 5 – 7 раз, но в разных формах.

После этого мы пытаемся воспроизвести новую информацию. Взываем к памяти, задействуем сохранившуюся в нашем воображении картинку нового знания. Сначала действуем по образцу, и лишь со временем творчески используем информацию в новых комбинациях.

Восприятие, мышление, запоминание сопровождаются вниманием. Внимание бывает непроизвольное и произвольное (при участии воли). Непроизвольное внимание вызывается помимо нашего желания: всё яркое, интересное, необычное вызывает наше внимание. Произвольное внимание человек вызывает в себе сам, усилием своей воли.
Внимание нужно суметь привлечь, поддержать и, в случае ослабления или переключения, восстановить. Это сделать легче, если Вы будете чередовать методы (способы подачи информации).
Методы могут быть следующими:
• Рассказ – монологическое изложение материала. Быть интересным рассказчиком сложно. Если Вы выбрали данный метод, прорепетируйте свой рассказ, проверьте, интересно ли слушателям то, о чём и как Вы рассказывайте. Рассказывают не только словами, но и всем своим существом.

• Беседа – её назначение состоит в том, чтобы с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить ребят к самостоятельному размышлению. Главное в беседе – уметь выдерживать паузу при обдумывании ребятами ответа. Запомните, нет неправильных ответов. Каждый неправильный ответ – ступенька в познании истины. Благодарите ребят за участие в беседе, снимите школьный страх перед неправильным ответом, и Вы получите интересных и думающих собеседников.

Наше сознание всегда существует в диалоге с кем-то или с самим собой. Неумение вести диалог суживает сознание человека, делает его доступным для внедрения всяческих догм и разрушающих личность программ. Не боитесь ребят, которые с Вами спорят. Используйте спор в учебных целях. Но и не превращайте беседу в способ выяснения отношений. Потеряете время и уважение ребят. Задаёте вопрос всем, выдержите паузу, необходимую для обдумывания. Выслушайте разные варианты ответа, поблагодарив всех за высказывания, и лишь после этого подведите ребят к какому-то верному (аргументированному) суждению или мнению.

• Лекция. Вряд ли у ребят появиться желание слушать лекцию в том виде, в каком она используется в школе: учитель диктует, а Вы записываете. Если всё же, Вы не видите иного способа сообщения информации, сделайте план лекции и опорные конспекты. Это поможет ребятам лучше воспринять информацию и выделить суть, связи и зависимости.

• Демонстрация. Вы должны не только уметь рассказать, но и показать способ деятельности. Поэтому, заранее позаботьтесь о том, чтобы:
;все ребята могли хорошо увидеть то, что Вы демонстрируете;
;смогли не только увидеть, но и практически попробовать;
;самое сложное в способе деятельности должно демонстрироваться поэтапно.

• Иллюстрация – сопровождение того, о чём Вы рассказываете с помощью плакатов, карт, фотографий, рисунков, схем, моделей. Иллюстрацию готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.

• Упражнение – «По-настоящему знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто на практике применяет». Упражнения переводят информацию в знания, знания в умения, умения в навыки. Упражнение – это повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества.

• Практический метод – самый распространенный из методов скаутинга. Его назначение – быстро перевести теорию в практику, знания в умения. Он состоит из пяти этапов:
; Объяснение, для чего нужно уметь делать что-то и как делать.
; Показ – поэтапный инструктаж о том, как делать.
; Проба – двое или трое ребят выполняют работу, а остальные наблюдают и под руководством инструктора делают замечания, если в процессе работы допускается ошибка.
; Выполнение работы – каждый из ребят самостоятельно выполняет задание. Инструктор помогает тем, у кого получается хуже всех, создаёт ситуацию успеха.
; Контроль – работы ребят принимаются и оцениваются. Если что-то Вам в работе не понравилось, критикуйте, сопереживая. Процесс усвоения у всех разный. Попросите ребят, которые не поняли, подойти к вам ещё раз. Но сделайте это наедине, а не при всей группе.
Этот метод привлекателен тем, что использует данные психологии, подтверждающие, что 80-85% теории усваивается лишь в практической деятельности.

• Игры – вспомните, как легко усваивалась Вами даже неизвестная ранее и довольно сложная информация в процессе политико – экономической игры. Это не случайно. В игре обучающие цели предстают перед ребятами в скрытой форме, прежде всего ребята хотят играть, а играя, учатся. Информация усваивается легко и быстро, потому что она необходима для успешного участия в игре.

• Обучающий контроль нужен не для того, чтобы кого-то устыдить и наказать. Он необходим инструктору для того, чтобы убедиться, что он работает с ребятами правильно. Чем больше ребят правильно выполняют контрольные задания, тем лучше с ними работал инструктор. «Двойка ученика – это, прежде всего, двойка учителя, не сумевшего помочь ребёнку добиться успеха».

5. Выпишите на каждый заготовленный для этого занятия лист всё, что Вам потребуется для его проведения на каждом этапе: демонстративный материал и иллюстрации, фломастеры и бумагу, скотч и кнопки – всё!

6. Заготовьте тесты или другие раздаточные материалы (если это поможет Вам).
7. Представьте все Ваши занятия, мысленно «проживите» их.
8. Итак, Вы продумали тему, цель, мотивацию, методы подачи информации, определили виды контрольных заданий. Подготовка к занятию завершена.
9. Прорепетируйте и настройте себя на успех. Положительный настрой обеспечивает 90 % успеха.
 
Проведение занятия.
Заранее ознакомьтесь с местом проведения занятия. До его начала подготовьте всё необходимое.
1. Начало занятия.
Начинающие инструктора обычно испытывают следующие психологические барьеры:
1. Барьер несовпадения установок. Не стоит раздражаться из-за того, что ребята не хотят Вас слушать. Примите вызов и измените ситуацию в свою пользу.
2. Барьер отсутствия контакта. Смотрите ребятам в глаза, обращайтесь к ним, активно привлекайте их внимание с помощью слов, жестов, эмоций. Не бойтесь казаться смешным. Смешон тот инструктор, который подражает человеку в футляре, напуская на себя ненужную суровость и степенность.
3. Барьер сужения функции общения. Если будете говорить только Вы, ребятам это быстро надоест. Ребятам нравится, когда на занятии они могут:
• отстаивать собственное мнение;
• ставить вопросы инструктору и другим ребятам;
• оценивать свою работу и работу других ребят;
• объяснять другим то, что они уже поняли и умеют;
• самостоятельно выбирать задания из нескольких предложенных инструктором;
• находить несколько вариантов выполнения задания.

4. Барьер негативной установки. Ребята не хуже и не лучше Вас. Просто сегодня роли распределись так. Кто знает, может завтра Вы будете чему-то учиться и у них? Поэтому не ставьте себя в позицию «собаки сверху». Вы – друзья, а друзья друг друга не поучают, а друг другу помогают.

5. Барьер боязни ошибок. Сделали что-то не правильно и ребята это заметили? Ну и что? Есть много способов извлечь из ситуации пользу. Можно просто посмеяться над собой, а можно сказать, что ошибка допущена намерено, чтобы убедиться в том, что Вас внимательно слушают и всё правильно усваивают. Есть методики, в которых приём «ошибка учителя» используется часто и успешно.

6. Барьер подражания. Не стоит изображать из себя Вашего любимого учителя физики, при всём к нему уважении. То, что хорошо у Марьи Ивановны может выглядеть смешным в исполнении Анны Петровны. Вырабатывайте свой индивидуальный стиль преподавания.

         С первого занятия формируйте у ребят «чувство мы». Мы будем учиться …, мы не успели…. И т. д. Вы – неразрывная часть учебной группы. Их успехи – Ваши успехи, их неудачи – Ваши неудачи.

Помните, дело часто не в том, что Вы говорите, а в том, как Вы это говорите. Говорите с ребятами так, словно они – ваши друзья, которым Вы намерены рассказать что-то новое и интересное. Используйте разговорный тон речи.

Прежде чем «завести» других, надо суметь «завести» себя. Хорошо, если Вы слегка возбуждены, глаза горят, Вы увлечены тем, что Вам сейчас предстоит. Ваш настрой подсознательно передастся ребятам.

Есть такое понятие «темперамент группы». Если большинство ребят – холерики и сангвиники (а у нас, в основном, такие), то медлительный «замороженный» инструктор очень быстро вызовет у них раздражение. Если группа спокойная, то эмоциональный инструктор типа «вечный двигатель» очень скоро их утомит.

При мотивации используйте приём «коммуникативной атаки»: «драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно» . Учитесь только во время останавливать себя. Ведь эффектно ещё не значит эффективно.

Итак, поздравляю, Вам удалось замотивировать ребят. Сейчас начнётся самое «нудное» – теория. Это смотря как её преподать и кто её будет воспринимать. У одних ребят теоретический склад ума, у других – практический. Практиков интересует вопрос, как делать, а теоретиков, почему так надо делать, а не иначе. Определите на первом занятии, кого у группе больше. Преподносите теорию с увлечением, это увлечёт и ребят.

В начале занятия внимание ребят активно включено грамотной мотивацией, затем его удерживать всё труднее. Сначала ребята могут слушать и независимо от того, интересно им или нет, затем волевой контроль ослабевает, они начинают шушукаться, вертеться и т. д. Значит, надо позаботиться о том, чтобы снова «включить» их внимание.

Обычно, неопытные инструктора делают замечания. Делать замечание всем – пустая трата времени, повышать голос – расписаться в своей слабости, выгнать кого-то с занятия – себя не уважать. Нужно  попробовать понять, почему ребятам стало неинтересно Вас слушать и изменить ситуацию. Лучше всего в таких случаях помогает чувство юмора.

Внимание ослабевает, если вид деятельности долго не меняется.
Привлечь внимание можно неожиданным вопросом, сменой деятельности, «лирическим отступлением» от темы. Если Вас не слушают, не пытайтесь перекричать ребят, не призывайте к их сознательности. Остановитесь, снова вернитесь к мотивации, но теперь мотивируйте не всю группу, а лишь тех, кто Вам особенно мешает. Обратитесь конкретно к нему, но, не обидев его своим укором, а мотивируя на дальнейшую работу. Покажите, что, то, о чём Вы сейчас рассказываете, для него важно, ему пригодится. Можете припомнить или придумать «случай из жизни», когда за своё невнимание Вы были наказаны лишением или неприятностями.
В любой группе всегда найдётся человек, который получит удовольствие от того, что попытается сорвать Ваше занятие. Не потому что он злодей, а потому что завидует Вашей роли инструктора. Попросите его что-то сделать вместо Вас. Сделайте из него своего помощника.

Окончание занятия.
        Закончите каждое занятие так, чтобы ребята захотели прийти на следующее Ваше занятие. Это может быть:
- сознательная недоговорённость темы: «А как ещё можно я расскажу в следующий раз».
- призыв к действию: «Уже во время похода Вы сможете применить эти знания на практике».
- комплимент ребятам: «Спасибо, что помогли мне …»
- вызов смеха с помощью шутки на тему занятия или анекдота.
- эффектная цитата
- трудный вопрос по теме, ответ на который Вы ждёте на следующем занятии.
- рассказ о забавном случае на базе или в походе.

Не скрывайте своих трудностей от кураторов или других педагогов. Они заинтересованы не меньше Вас в том, чтобы Вы добились успеха. Сразу после занятия обсудите все Ваши проблемы, или выпишите их, если нет возможности сразу обсудить. Проблемы надо решать, а не накапливать. Ведь нет не решаемых проблем, есть не принятые решения.
В старом учительском гимне, есть такие слова:
 
Может, будут в жизни неудачи,
Может, не везёт пока в любви,
Но всегда у школьного порога
Забывай все горести свои.
Учитель.
Сколько надо любви и тепла,
Чтобы слушали, чтобы верили,
Чтобы помнили люди тебя.
 

Эти слова относятся и к инструкторам, всем тем, кто принял на себя ответственность за то, чтобы помочь другими ребятам добиваться успеха.


Успехов и удачи!