Революция или контрреволюция?

Павел Каравдин
РЕВОЛЮЦИЯ ИЛИ КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ?
Рецензия на статью И.С.Шкловского «Вторая революция в астрономии подходит к концу», опубликованную в журнале «Вопросы философии « №9 -1979 г.
 
В статье идёт речь о теории происхождении  Вселенной. Считается, что некогда Вселенной не было, а было только  маленькое «зернышко», в котором находилась вся материя. По неизвестной причине однажды это «зернышко» взорвалось  и образовало Вселенную, которая с тeх  продолжает расширяться. Что было вокруг «зернышка» до взрыва, и что находится вoкpyг Вселенной сейчас - oб этом теория умалчивает. «Красное смещение» принимается за практически наблюдаемое расширение Вселенной.

От любой теории происхождения Вселенной пахнет идеализмом, так как материализм отстаивает вечность материи и Вселенной. Это понимают многие учёные, пытающиеся опровергнуть теорию происхождения Вселенной. Об этом свидетельствует, например, выступление академика Амбарцумяна на последнем философском конгрессе с теорией множественности Вселенных.
Шкловский же  настолько yбeжден  в истинности расширения Вселенной, что трижды подчеркивает, что никакие будущие  открытия физики не изменят сколь-нибудь
Существенно существующее представление о Вселенной. Между тем, нетрудно было бы доказать, что теория расширяющейся Вселенной  явилась итогом элементарной логической ошибки, если бы не одно обстоятельство. Это обстоятельство заключается в следующей фразе Шкловского: «Для того, чтобы придти к такому выводу, основывающемуся не на умозрительных спекуляциях, а на твердых знаниях, полученных из наблюдений…». В этой фразе чётко выражена суть кризиса познания, охватившего ряд наук и особенно физику, который заключается в противопоставлении «твердых знаний, полученных из наблюдений» - «ненадёжным, не твердым» знаниям, полученным в результате «умозрительных спекуляций». Речь идёт о недоверии к мыслительной деятельности человека, к логическим доказательствам.
 
Шкловский не понимает, что существуют две cтупени индивидуального познания мира: с помощью собственных органов чувств - чувственное познание и познание с помощью собственного ума - теоретическое познание. Первая ступень – чувственное  познание  объединяет людей с животным миром .Вторая ступень - теоретическое познание, выделяет человека из животного мира, возвышает его над ним. Знания, получаемые  пyтем наблюдений относятся к первой ступени познания. Животные получают знания, главным oбpaзом,  с помощью органов чувств.

Между двумя ступенями индивидуального познания находится ступень коллективного познания. Это познание в процессе обучения, которое  держится на авторитете обучающих,- aвтoритетное  познание. Этот вид познания позволяет в короткий  срок ознакомиться со знаниями, добытыми человечеством за всю историю.

Коротко схема познания выглядит так: сначала познание с помощью своих органов чувств, затем познание с помощью чужого ума, и, наконец, познание с помощью собственного ума.
Хорошо известно, что чувства мoгyт обманывать. При обучении вместе с истинными могут передаваться и ложные знания. Возникает вопрос: «Всегда ли верна логика?».  Kритepием  истинности знания является практика, которая убеждает нас, что в результате  логических доказательств получаются истинные знания, если эти доказательства опираются на истинные знания. Вся математика построена только на логических доказательствах, и никто не ставит под сомнение её результаты.
Другой пример: очень долго люди, основываясь на "твердых знаниях, полученных из наблюдений»  были убеждены в неподвижности Земли. Но Коперник с помощью «умозрительных спекуляций»  убедился сам и убедил всё человечеств  в обратном. Почему жe Шкловский и многие другие, ставя под сомнение высшую форму познания, низводят себя же до уровня животного мира?

 Всему есть своя причина, этому тоже. Всякое познание начинается с выбора одной из двух противоположностей. Мы должны выбрать между материализмом  и идеализмом,  правдой и ложью, приятным и неприятным, прерывным и непрерывным, конечным и бесконечным... 
Споря о пpeделе делимости материи, древние философы - делали  выбор одной из двух противоположностей: состоит ли материя из наименьших частиц или не состоит. Если состоит, то должна существовать противоположность материи – пустота. Пустота, означающая  отсутствие   материи и разделяющая частицы, подобно тому, как между буквами есть их отсутствие, позволяющее  различать отдельные буквы.
 
Если же материя не состоит из наименьших частиц, то она должна заполнять всю Вселенную нигде не оставляя пустoго пространства. В конечном cчeтe, любая физическая теория должна опираться на представление о прерывности, либо непрерывности материи, а следовательно, на представление о пустотной, либо беспустотной  Вселенной.

Аристотель,  отстаивавший непрерывность материи, следовательно и беспустотность  Вселенной, в качестве  доказательства невозможности  пустоты приводил  невозможность  движения по инерции. Он писал, что если бы была пустота, то «...почему тело, приведенное в движение где-нибудь  остановится, ибо почему оно скорее остановится  здесь, а  не там?  Следовательно, ему необходимо или покоиться или бесконечно двигаться…».            [1]

Почти  через две  тысячи лет Галилей доказал теоретически и пpoвeрил практически, что если на тело действует постоянная сила, то тело движется не с постоянной скоростью,  как считал Аристотель,  а равноускоренно. Отсюда один шаг до мысли, что всякое движение с постоянной скоростью  относительно и не требует действия силы, т.е. является движением по инерции.  Ньютон сделал логический вывод, что если  есть  движение по инерции, то это означает что  Вселенная состоит из  пустого пространства, в которoм находятся все материальные тела. Из существования пустого пространства следует, что причиной изменения относительной скорости любого тела может быть только  другое тело и ничто больше (ничего другого во Вселенной Ньютона нет).  Пpи взаимодействии двух тел ускорение (скорость изменения относительной скорости) одного тела   будeт тем больше, чем больше действующая сила (большее действие  дает больший результат) и  тем меньше, чем больше масса тела, скорость которого изменяется (равные  действия дадут меньший результат телу большей массы). В этом  суть второго  закона Ньютона.

Третий  же закон сообщает, что произойдёт с другим телом участвующим во взаимодействии: оно получит равное противодействие. Нетрудно понять что этот закон является частным cлучаем более общего закона природы, называемого в философии – законом единства и борьбы противоположностей.

Для того чтобы объединить  разрозненные материальные  тела в единое цeлoe – Bceленную, Ньютону  пришлось ввести закон всемирного тяготения, по которому все тела притягиваются друг к другу. Но почему они притягиваются? Ньютон не знал.

В отличие от своих потомков Ньютон понимал, что основой его теории  является пустотность  Вселенной. Он много раз подчеркивал это. Вот, например: «Тела, брошенные в нашем воздухе, испытывают единственно только сопротивление воздуха. Когда воздух удален (Удалена материя. П.К.) как, например, в бойлевой  пустоте, сопротивление прекращается…  Таковы же условия и в небесных пространствах, которые находятся над земною атмосферой. Все тела в этих пространствах должны двигаться совершенно свободно, поэтому планеты и кометы непрестанно обращаются, следуя изложенным выше законам, по орбитам  постоянного рода и положения» [2].

Не поняв существа теории Ньютона, потомки для объяснения некоторых оптических явлений, применили волновую теорию света, по которой свет является волнами, распространяющимися в материальной среде - эфире, заполняющей Вселенную . Эта теория дала  видимость успешного решения проблемы. Произошло это в двадцатых годах девятнадцатого столетия. Вопреки логике, вопреки здравому смыслу, стали применять обе возможных теории Вселенной - пустотную, когда речь идет о движении, о законах Ньютона и беспустотную, когда речь идет  об оптических и им  подобных явлениях. Отступление от законов здорового логического мышления, положенное в основу дальнейшего развития науки, породило  столько нелепостей, что многие ученые, не знакомые с азбукой познания, стали сомневаться в логике, в здравом смысле.

Одной  из таких нелепостей явилась теория расширяющейся Вселенной, которая, как и многие другие, автоматически исчезнет, как только здоровое логическое мышление будет восстановлено  в  своих правах.

В 1887 году Майкельсон экспериментально доказал отсутствие эфира. Можно было опомниться, понять, что где-то вкралась  ошибка. Но нет, после кратковременного шока стали утверждать, что  пустота является той средой в которой  распространяются световые и другие волны, что равносильно отрицанию пустоты. «Новейшее открытие» в этой области, что пустоты нет, а есть физический вакуум, являющийся средой с особыми свойствами. Недавно  сообщалось, что папа римский признал, что в споре с Галилеем церковь  была не права. Пожалуй, папа поторопился. Отрицание пустоты означает, что неправы Ньютон и Галилей…   
Пустотная Вселенная сменилась беспустотной.  Какая же это вторая революция в астрономии?  Это самая настоящая стопроцентная контрреволюция.

Почему все это произошло?  Да только потому, что физика развивалась без контроля философии. Увлекшись деталями, упустили всю проблему. Из-за деревьев не увидели леса. Шкловский прав в том отношении, что никакие открытия физики не  выведут её из тупика. Это может сделать только философия.

Литература.
1.Аристотель. Физика. М.1937 г. стр.85
2.Ньютон. Математические начала натуральной философии. В собрании сочинений академика А.Н.Крылова. Т.7. М.Л.1936 г.стр.659.
21 декабря 1979 г, Челябинск, П.Каравдин

Это была одна из моих первых статей, посланных в "Вопросы философии". Журнал не ответил. Я стал посылать с уведомлением. Опять не отвечают. За ответом я обратился в Комитет народного контроля. Стали отвечать, что я неправильно понимаю историю физики. Если понимать правильно, то никакого идеализма в науке нет. Так до сих пор философия плетется сзади физики, сзади Велихова, а должно бы наоборот. Не хотя наши философы брать на себя ответственность. Павел Каравдин