Колпак

Николай Ника Квижинадзе
Ника Квижинадзе

Колпак
(На чужой каравай рот не разевай)

Пьеса-шутка в одном действии

Ночь. Звездное небо. Опушка леса. Пенек. Появляется Маг. Он достает из-под плаща колпак, кладет на пенек и исчезает.

На сцену выходит Осел.

ОСЕЛ (поет). Вот вам ослиная доля -
Держат, нас, бедных, в неволе,
В гору с поклажей гоняют,
Грубо ногами пинают.
Хочется птицей беспечной
Мне улететь в бесконечность.
Ну, а меня нагружают
Плетью, кнутом погоняют.

Замечает на пеньке колпак.
 
Иа! Колпак! Чей? (Оглядывается). Есть здесь кто-нибудь? Нет никого. Значит, будет мой! Иа!.. (Надевает колпак.) А что, наверно, хорош я в колпаке? А? То-то! Эх, если бы еще и уважения к нам, ослам, было больше! Вы мне можете объяснить, почему это ослами называют кого не лень? Говорят, например, ишаку: ну ты и осел! А он ведь ишак, не более того! Ему до осла расти и расти. Так нет, осел он, видите ли! А то, что у него морда настоящего ишака, это никого не смущает! Бессмыслица какая то. Да и обидно! А еще ослы находчивые! Ну, будь я какой-нибудь там мартышкой или бараном, разве смог бы я найти такой вот колпак? Да ни в жизнь! Иа! Эх, родился бы я птичкой! Ни забот тебе, ни хлопот. Прыгай себе беззаботно с ветки на ветку, лети куда хочешь, - никто слово не скажет. Благодать! А тут паши от зари до зари за здорово живешь! Слова доброго не услышишь! Жаль! 

Входит Пес.

    ПЕС(поет).            Ах, боже, боже мой,
                Бездомный я такой,
                Бездомный и голодный, ой-ой-ой.
                Бродить туда-сюда -
                Какая ерунда.
                А дома был бы сытым я всегда.
                Мне б хлеба корочку,
                А лучше косточку
                Да и от мяса я не откажусь.
                Ах, боже, боже мой,
                Такой я нынче злой,
                Что лучше не встречаться вам со мной.

Гав-гав! Ты, осел, чего это мой колпак нацепил? Гав-гав!
    ОСЕЛ. Иа! С чего это ты взял? Я его первый нашел. Иа!
    ПЕС. Гав! Правильно, ты нашел то, что я здесь оставил.
    ОСЕЛ.  Ты это кого обдурить вздумал? Меня? Два знаешь ли ты, пес, что нет животного умнее осла. И благороднее, кстати.
    ПЕС. Вы, ослы, в последнее время совсем распоясались – от ваших пространных речей тошнит. А мне мудрствовать не с руки. Подумал – сделал! 
             
Срывает колпак с Осла и надевает на себя.
 
    ОСЕЛ. Иа! Как это понимать?
    ПЕС. Гав! Как хочешь, там и понимай! У нашего брата принцип жизни такой: лови мгновение, иначе останешься голодным.   
    ОСЕЛ. Я даю тебе ровно минуту на раскаяние, но потом перейду к действию. Ты разве не знаешь, что ослы тоже умеют кусаться?
    ПЕС. Знаю, знаю, только, думаю, у меня побольнее кусаться получится! Ты когда-нибудь пробовал отнять у пса любимую кость? И не советую пробовать! 
    ОСЕЛ.  Ах так! Ну, держись!
    ПЕС. Стой! Кто-то только что рассуждал о благородстве? Не ты ли?
    ОСЕЛ.  Ну, я. И что?
    ПЕС. А то, что нестыковочка получается. Я бы на твоем бла-го-род-ном месте уже давно бы плюнул на МОЙ колпак, да еще бы и поблагодарил меня за то, что я не дал тебе его немного поносить, – уж очень ты в нем глупо выглядел, честное слово! А ты! Топаешь копытами, грозишься искусать! Нет в мире доброты, нет великодушия! Другой бы так сказал бездомной псу: бери, друг, колпак, раз он тебе так нравится и ступай с миром. Пусть согреет он твою истерзанную одиночеством душу, пусть залечит раны, полученные в драках с дворовыми псами, пусть принесет тебе удачу и умиротворение.

(Поет).     Устал я греться
            У чужого огня,
            Но где же сердце,
            Что полюбит меня.
            Живу без ласки,
            Боль свою затая,
            Да, жизнь в опаске
            Судьба моя.

    ОСЕЛ. Ишь ты, разжалобить меня вздумал! Не на того напал! Это мы, ослы, достойны жалости, это на нас все привыкли ездить да помыкать нами. А вы, псы да собаки, подхалимы. О, это подлое виляние хвостом! О, этот лицемерный собачий взгляд преданности! О, этот фальшивый лай по поводу и без! Все! Конец! Ты меня достал! (Нападая на Пса.) Мой колпак!
    ПЕС (защищаясь). Нет, мой!
    ОСЕЛ. Мой!
    ПЕС. Мой!

Входит Кошка.
   
    КОШКА (поет).                В кошкин час,
                Ночью на крыше,
                Крепче держись, не робей,
                Не пищи и не вой.
                В кошкин час,
                Действуй потише,
                Резче когтями по морде,
                И куш будет твой.
                Только не надо
                Не надо, не надо
                Прощать и жалеть никого.
                Только себя
                Уважать в жизни важно 
                Только себя одного.

Мяу! Вы не видели случайно мой колпак? Я его уже целый час ищу! А.., так вот же он! (Хватает колпак и надевает на себя). Спасибо, ребята! Мяу!
    ОСЕЛ. Ты чего! Иа!
    КОШКА. Мяу! Не поняла?
    ПЕС. Гав! Ты чего это здесь ваньку валяешь! Разве это твой колпак?
    КОШКА. А чей же? Мяу!
    ПЕС. Докажи. Гав!
    ОСЕЛ. Именно. Иа!
    КОШКА. Я ничего доказывать не собираюсь. Мяу! Сказала мой - значит мой.
    ПЕС. Караул! Грабят средь бела дня! Гав!
    ОСЕЛ.  Иа! Ну, наглая!
    КОШКА. Нет, вы слышали, борьбу за существование он называет наглостью? Мяу! Я добыла этот колпак вчера, нет, позавчера... Короче, не помню когда. Это была смертельная схватка! Слышите? Их было десять! Матерых жирных котов! И против них была одна я, хрупкий котеночек! Да! Я дралась, как лев! Мяу! И чудом осталась жива! А они пришли на готовенькое и делят чужое добро! Вы вообще, нормальные? У вас все дома?
    ПЕС. Это у тебя не все дома! Гав!
    ОСЕЛ.  У нас здесь цивилизованное общество, а не джунгли! И надо держать себя в рамках приличия.
    КОШКА. Не смеши, цивилизованное общество! А кто по-твоему грабит  лес, кто травит водоемы, откуда эти зловония в воздухе? Кругом одни жулики, воры да бандиты, мяу! И вот такие вот смешные типы бродят в поисках легкой наживы! Тьфу! Противно смотреть!
    ПЕС. Гав! А ну-ка ты, котеночек, положь колпак на место! А не то я твою башку живо отгрызу! 
    КОШКА. А я тебе глаза выцарапаю, собачье отродье.
    ОСЕЛ. Иа! Ну все, терпение мое кончилось!
    КОШКА. И что?
    ПЕС (бросаясь на Кошку). Гав! Мой колпак!
    КОШКА. Мой! Мяу!
    ОСЕЛ (бросаясь на обоих). Иа! Мой колпак!

Входит Гусь.

    ГУСЬ (поет).              Глупо искать умнейших средь людей и зверей.
                Лучше искать умнейших среди нас, гусей.
                Вы обращайтесь смело прямо ко мне
                Однако, совет мой в цене.
                Я справедлив, умен и честен, уважаю закон.
                Правда, люблю щипаться... Моя слабость, пардон.
                Хотите жить спокойно, вам мой совет:
                Не суйте нос туда, куда не след.
                Га-га, гуси-лебеди летят
                В далекие края.
                Га-га, то, о чем они кричат,
                Знаю, знаю только я.

Га-га! Вы чего это тут не поделили?
    ПЕС. Да вот, мой колпак! Гав!
    КОШКА. Мой! Мяу!
    ОСЕЛ. Мой колпак! Иа!
    ГУСЬ. Ах, этот! Га-га! Немедленно верните мне его. (Надевает колпак на себя.) Кто его у меня украл?
    ОСЕЛ. Что ты сказал? Иа!
    ГУСЬ. Что слышал. Грязные воришки, я на вас управу найду! Ишь, чего вздумали – делить чужую собственность! Да вы знаете, что за это бывает?
   ПЕС. Что? Гав!
    ГУСЬ. Сначала отрывают хвост. Га-га!
    ОСЕЛ. О чем это он? Иа!
    ГУСЬ. А потом уши! Га-га!
    КОШКА. Ты нам зубы не заговаривай. Мы сами ученые. Говори, откуда взял, что колпак твой?
    ГУСЬ. Га-га! Да этот колпак мне дедушка на день рождения еще год тому назад подарил.
    ПЕС. Дедушка? Гав!
    ГУСЬ. Дедушка. Га!
    КОШКА. Тот самый, который в суп попал? Мяу! Выходит, теперь твоя очередь!
    ГУСЬ. Не смешно.
    ОСЕЛ. Что я слышу!? Они спорят из-за моего колпака!      
    ПЕС. А ну, разойдись, гав! Сейчас я из гуся паштет буду делать.   
    ОСЕЛ (Псу.) Я же просил не лезть в мои дела! (Гусю.) Предупреждаю, начинаю лягаться, потом буду кусаться, а потом…
    ГУСЬ. Суп с котом!.. (Кошке.) Шутка! 
    КОШКА (Гусю). Да, пора тебе шею свернуть!
    ГУСЬ (Кошке). Вы где воспитывались? Шею свернуть! Совсем распоясались, когти пораспускали и думают, что им все позволено.
    ОСЕЛ. Тут я вас поддерживаю, но в остальном…
    ГУСЬ.  Спасибо, коллега! Только мне ваша ослиная поддержка ни к чему. Сами, как говорится, с усами! Так вот! Ум силой не возьмешь! Я на вас в суд, в суд подам, вот что я сделаю! Вы у меня попляшите! 
    КОШКА. Нет, вы только гляньте на этого профессора кислых щей. Рви его, мяу, в клочья!

Все бросаются на Гуся. Входит Свинья с поросятами..

    СВИНЬЯ (поет).   
Мы правдолюбы, мы честные свиньи,
Мы образец чистоты и труда.
Мы патриоты родного болота -
Визжать и хрюкать готовы мы всегда.
Старайтесь жить и работать по-свински,
Во всем старайтесь на нас походить.
И к вам придет непременно удача
И будут вас уважать и любить.

 Хрю! Вы это чего, товарищи?
    ГУСЬ. А ты, свинья, пошла вон отсюда. Га-га! Без тебя разберемся.
    СВИНЬЯ. Что значит без меня!?.. Хрю-Хрю! Дайте глянуть, за что деретесь. (Берет колпак.) За колпак?
    ПЕС. Он мой! Гав!
    ОСЕЛ. Мой! Иа!
    КОШКА. А я говорю мой! Мяу!
    ГУСЬ. Га-га! Руки прочь от моего колпака!
    СВИНЬЯ. Хрю-хрю! Как вам, право, не совестно. (Надевает колпак.) Где ваша порядочность? Колпак этот я вчера лично на базаре купила.
    ОСЕЛ. Врешь! Иа!
    ГУСЬ. Га-га! Да это самое настоящее свинство!
    СВИНЬЯ (Гусю). Я вижу, вы подразумеваете под свинством нечто плохое, негативное! А ведь это не так! Зайдите к нам в свинарник и вам популярно объяснят, что свинство – это и есть самая настоящая порядочность. Вот почему свинья по природе своей не способна на подлость. 
     ГУСЬ (Свинье). Лекции мы сами можем читать, грамотные. Га! А вот так откровенно вводить общественность в заблуждение, пока еще не научились. Спасибо за урок!
    КОШКА. Мяу! Нет, вы видели, это рыло!
    ПЕС. Гав! Эту свиную отбивную!
    СВИНЬЯ. Зря вы так волнуетесь, товарищи! Хрю-хрю! Лес, он все видит. Он видит, например, каким бесчестным образом вы хотите лишить меня моего дорогого колпака. Но правду не утаишь! Ее не спрячешь! Хрю! Да здравствует справедливость!
    КОШКА. Еще один демагог! Ты откуда взялась, кто тебя звал? Мяу!
   СВИНЬЯ. А меня звать не надо! Я прихожу по велению сердца. Прихожу тогда, когда чувствую, что попираются права живых  существ, когда сильный издевается над слабым, когда хамство переходит все дозволенные границы…
    КОШКА. Не знал, что хамство имеет границы. Мяу!
    ПЕС (Свинье). Слышь, ты, палочка выручалочка, у тебя еще есть шанс уйти отсюда живой! Ложь колпак на место! Гав!
    ГУСЬ. Точно! (Показывает на свою голову). На место!
    ОСЕЛ. На место! Иа!
    КОШКА. На место! Мяу!
    ПЕС. Мой колпак! Гав!

Все бросаются на Свинью. Входит Ворона.

        ВОРОНА (поет).              Ах, идет красавица.
                Вся из себя нарядная,
                Все сбегаются смотреть,
                Ворона ненаглядная!
                До чего я миловита,
                До чего я хороша!
                До чего я именита,
                До чего я молода!

Кар-Кар! Что за шум, а драки нету. Ух ты! Колпак! Какой красивый! (Надевает колпак.) Ну, как я выгляжу? Кар!
    ПЕС. Ты чего это делаешь? Гав!
    ВОРОНА. А что я делаю? Кар!
    КОШКА. Мяу! Ты к чему своим грязным клювом притронулась, воронья твоя душа?
    ВОРОНА. К чему притронулась? Кар!
    ОСЕЛ. А разве не понятно? Иа!
    ВОРОНА. Вы какие-то чудные! Кар! Чего тут понимать то? 
    ГУСЬ. Не догадываешься? Га!
    ВОРОНА. Не догадываюсь! Кар!
    СВИНЬЯ.  Не пожалеешь? Хрю!
    ВОРОНА. Не вижу предмета жалости. Кар!
    ПЕС. Гав! Ты напялила на себя мой колпак, понимаешь?
    ОСЕЛ. Мой! Иа!
    КОШКА. Мой! Мяу!
    ГУСЬ. Мой! Га-Га!
    СВИНЬЯ. Мой! Хрю-хрю!   
    ВОРОНА. Ой-ой-ой, как вы все ошибаетесь! Кар! Ну, разве не видно, что это мой колпак? Вы только посмотрите, как он на мне сидит… Видите?.. А так?.. Ну что?
    ОСЕЛ. Когда это, наконец, кончится? Когда, наконец, вернут мне мой колпак?
    ВОРОНА. Что ты такое говоришь, бедный глупенький ослик? А вы?.. Фу, какие все злые! Да постарайтесь понять, что красивые вещи созданы для красивых! Посмотрите на себя со стороны, и вы все поймете! А ведь мир не может существовать без гармонии. Он не терпит, когда уродство претендует на изящество, когда изысканность и утонченность соседствует с грубостью, пошлостью и дурным вкусом.
Смотрю я на вас и думаю: да ведь они, небось, ни одной книги в жизни не прочитали. Вы не животные, вы – звери! Нет, нас погубит эта всеобщая безграмотность. И отсутствие культуры! 
     ВСЕ: Мой колпак!

Все бросаются на Ворону. Входит Петух

    ПЕТУХ (поет).              Строгость к лицу мне, право,
                Куры кричат мне: «браво!»
                В бой я иду, бывало,
                Смело подняв забрало.
                Клювом я землю рою,
                Шпоры готовлю к бою.
                Ужас повсюду сею я.
                Ранним утром, на рассвете,
                Услышат взрослые и дети.
                Мой петушиный крик
                Мой голосок
                И солнце мир озарит.
                Ранним утром, на рассвете,
                Когда еще природа спит.
                Клич мой боевой,
                Клич мой огневой
                О новом дне возвестит.

Кукареку!
    КОШКА. Еще один недоросль! Мяу!
    ГУСЬ. Петухов тут еще не хватало!
    ПЕТУХ. Что такое? Кто? Куда? Кого? (Гусю). На драку нарываешься? Очень хорошо! Ну, давай, давай!..
               
                Петух и Гусь бросаются друг на друга.
   
    КОШКА. Так его, так! Мяу!
    ПЕС. Зубами его, зубами! Гав!
    ВОРОНА (разнимая дерущихся). Остановитесь, драчуны! Кар! Вам что, делать нечего? Посмотрите вокруг – как прекрасен этот лес! И я на фоне его! На пеньке. В своем любимом колпаке!
    ОСЕЛ. Иа! В моем колпаке!
    ГУСЬ. В моем! Га!
    ПЕТУХ. Кукареку! Кто в лес, кто по дрова! Сумасшедший дом! Придется мне немедленно разобраться с каждым из вас по отдельности! Кто первый?
    СВИНЬЯ (Петуху). Я с вами полностью согласна! Хрю! Пора остановить это безобразие! Нас поддержат массы. Действуйте, товарищ, восстановите справедливость. Верните, наконец, мне мой колпак!
    ГУСЬ. Мне колпак! Га-га!
    КОШКА. Нет, мне! Мяу!
    ПЕС. Мне! Гав!
    ОСЕЛ. А мне? Иа!
    ПЕТУХ. Скажу честно. Мне не жалко мой колпак. Я, если угодно, прямо сейчас могу подарить его любому из вас. Только зачем лукавить? Кто, куда, за что? У нас в курятнике за неправду и глаз могут выклевать! Вывод? Надо знать свой шесток!
Кто здесь не знает? Ты?.. Ты?.. А может ты?.. Не пощажу! Кукареку!
    ВОРОНА. Ну что ты тут раскудахтался, иди своей дорогой! Не мешай наслаждаться красотой бытья!
    ПЕТУХ. Ах, так? Кукареку! Ну, держись! Сейчас ты у меня попляшешь!.. На воре шапка горит! Гляньте, как колпак раскалился! Горит! Пожар! Пожар!
    ВОРОНА (вскакивая, срывая колпак с головы и бросая его на землю).  Кар! Где горит? Почему?
    ПЕТУХ (надевая колпак и садясь на пенек). Кукареку! Давно бы так!
    ВОРОНА. Фу! Как грубо!
    ГУСЬ. Не пора ли из этого петуха бройлер сделать? Га-га! И аппетитно и сытно!
    КОШКА. За шкирку его и в воду! Топить! Мяу!
    ПЕС. На мыло его! Гав-гав!
    ОСЕЛ. На сковородку, точно! Иа!
    СВИНЬЯ.  В изгнание! Хрю!
    ПЕТУХ. Что? Почему? Кого? Куд-куда? Все на одного?
    ГУСЬ. Так ты один? Бей его! Га!

Все бросаются на Петуха. Входит Волк.

    ВОЛК (поет).              Волк идет по лесу
                Лес весь замирает
                Страх и уважение кругом.
                И никто, никто
                Заранее не знает,
                Будет съеден счас или потом.
                Не волнуйтесь, братцы,
                Это ведь не больно,
                Это ведь не страшно - умирать.
                Никаких сомнений,
                Никаких мучений.
                Чик – и шкуру можно уж сдирать.

Что за базар?
    ВОРОНА. А вы разве не видите – у меня отнимают последнее! Кар! Мой колпак!.. И некому меня защитить, слабую беззащитную. Но вот он, мой избавитель, (Показывает на Волка.) мой кумир. Он спасет меня, спасет красоту, а красота спасет мир!
    ВОЛК. За красоту жизнь отдам! Ха-ха!
    ПЕС. Гав! Привет, брат! Не признал? Я тебя еще от голодной смерти спас. Не помнишь, зимой? Кости тебе таскал. От сердца, можно сказать, отрывал. Вспомнил?
    ВОЛК. Что-то с памятью моей стало!.. Короче, чо надо!
    ПЕС. Видишь на петухе колпак? Он наш, понял? Твой и мой! Гав!   
    ОСЕЛ. Иа! Все не так. Его у меня отобрали! И это сделал именно пес! Самым подлым образом! Я вижу, у вас доброе и отзывчивое сердце. Вы поможете униженному и оскорбленному, протяните ему лапу помощи.
    ВОЛК. А что! У меня и впрямь доброе сердце. Жертву свою я, обычно, не мучаю. Чик - и готова!
    ГУСЬ (доверительно Волку). Позволю вам открыть истину, коллега. Весь этот сброд раскудахтался по поводу именно моего колпака. Я хотел бы в торжественной обстановке вручить его вам. Из уважения к вашим заслугам перед лесом. Если бы не вы, не было бы у нас порядка. Ведь порядок – это страх. Спасибо вам, коллега, за то, что вы есть. Га-га! За право родится, жить и умереть рядом с вами в этом распрекрасном лесу!
    ВОЛК. Пожалуйста! Заходите в гости. Люблю по вечерам лакомиться гусятиной!
    СВИНЬЯ. Я обращаюсь к вам от имени обитателей леса, как к ответственному и всеми уважаемому лицу, который не спит по ночам в думах и заботах о своих лесных собратьях. Вы немедленно, не сходя с этого места, прекратите этот беспредметный спор из-за моего колпака. Хрю! Признаться, я несла его вам, чтобы посоветоваться, куда бы его лучше пристроить. Теперь я вижу - куда (и со мной вместе это увидел сейчас весь лес!) Он должен украсить (Волку.) ваш лик. А потом, потом мы запечатлим этот лик в камне в назидание потомкам. Пусть знают, что жил-был когда-то настоящий волк, который дружил со свиньями и сам был почти что свиньей. Только сначала давайте поставим все точки над i и признаем, наконец, что колпак был, есть и будет мой, простите, (Волку.) -  ваш!
    ВОЛК. В камне говоришь, мой лик? А что! Ничтяк! Пусть помнят, малявки, отца родного!
    КОШКА. Привет, серый! Ты не устал еще от этой говорильни. Слушай сюда. Видишь, какой аппетитный петушок сидит на пеньке? Это я его сюда привела. Тебе! Каков, а? А теперь представь его в жареном виде. Представил? 
     ВОЛК. Еще бы! (Петуху.) Эй ты, осел, покажь колпак!

Срывает с Петуха колпак и надевает на себя.

     ОСЕЛ. Это я осел, а не он! Иа!
     ВОЛК. И ты осел!.. А теперь слушай меня, братва! Колпак мой. А кто не согласен, тому пасть порву!

Пауза.
    
      СВИНЬЯ (шепотом). Товарищи! Мы не должны молчать. Хрю!
      КОШКА. Против лома нет приема! Мяу!
      СВИНЬЯ. Мы должны объединиться, товарищи! И восстать!    
      ПЕС. Как это? Гав!
      ВОРОНА. Свинья права. Нас много, а волк один! Кар!
      ПЕТУХ. Поддерживаю. Кукареку!
      ГУСЬ. Присоединяюсь. Га!
      СВИНЬЯ. Кто начнет, товарищи? Может Кошка? Хрю!
      КОШКА. Что я осел – начинать!? Мяу!
      ОСЕЛ. А почему я, почему я? Иа!
      СВИНЬЯ. Трусость, товарищи, не самая лучшая черта характера!
      ПЕТУХ. Что ты сказала!? Трусость? Смешно! (Громко.) Долой узурпатора! Кукареку!
      ВОЛК (подскочив от неожиданности). Чо надо!?
      КОШКА. Шоколада! Мяу! Катился бы ты отсюдова, серый, по добру по здорову!
      ГУСЬ. Точно! Вон! Га-га!
      ВОЛК. Чо!?
      КОШКА. Мяу! Сматывай удочки, пока цел!
      ПЕС. Гав! Загрызу!
      ПЕТУХ. Заклюю! Кукареку!
      ВОЛК. Молчать, молокососы. Живьем поглотаю!
      ВОРОНА. Кар! Между прочим, из волка может получится хороший шашлык! Я пробовала!
      ОСЕЛ. Иа! Люблю шашлык!
      ВСЕ: Мой колпак!
   
Входит Медведь.

    МЕДВЕДЬ (поет).                Что за шум, ну что за гам?
                Вопли, крики, визги, писки,
                Охи, ахи, вздохи - тарарам.
                Кто посмел, ну кто посмел
                Разбудить меня, устроить этот
                Балаган и беспредел.
                Вы сейчас ответите за все.
                Шумное и глупое зверье!

Вы что не поняли?  Я вас спрашиваю - кто посмел меня разбудить?
    ВОЛК. Это все вот эта вот мелюзга! Разобраться с ней?
    МЕДВЕДЬ. Я сам. А это что у тебя на голове?
    ВОЛК. Это? Колпак. Я его вчерась в карты выиграл.
    ВСЕ: Врет!
    МЕДВЕДЬ. Тихо! Уши заложило. Чего орете? Пусть говорит…
    СВИНЬЯ. Я, я буду говорить! Хрю! Общественность возмущена поведением Волка, который наглым образом присвоил мой колпак. Тут и до революционных волнений недалеко. Нам это надо?
    МЕДВЕДЬ. Не надо. (Остальным.) А вам всем чего надо?
    ВОРОНА, ГУСЬ, КОШКА, ПЕТУХ, ОСЕЛ, ПЕС (хором). Какой же ты простак! Мне нужен мой колпак!
     МЕДВЕДЬ. Опять шумите!?.. Развели тут балаган, понимаешь, - ни покоя, ни отдыха! Учишь вас, учишь хорошим манерам да достойному поведению, никак не научишь. А все потому, что совесть потеряли. Распоясались вконец. Возомнили себя черт знает кем и рубите с плеча. В результате губите то, что веками строилось. Это я во всем виноват! Дал вам послабление, дал свободу. А вы и не поймете, что с ней делать, окаянные! Тыркаетесь в разные стороны, как малые дети, перебранки по пустякам устраиваете, а дорожку-то к всеобщему счастью так и не находите. И не найдете! Потому что каждый только о себе и думает – о том, где бы ему пожирнее кусочек отхватить. Бездельники, загубили лес! Эх, где мои молодые годы, показал бы я вам, как надо жизнь строить!..
 (Волку). Поди сюда. Примерь-ка мне этот колпак! Я сказал!

Волк снимает колпак с себя и надевает на Медведя.

    ВОЛК. Обижаешь, начальник.
    МЕДВЕДЬ. Поговори у меня еще. Ну как?
    ВОРОНА. В этом моем колпаке вы похожи на шута горохового. Кар!
    ГУСЬ. Га-га! На протухшую говядину!
    КОШКА. Мяу! На дохлую крысу!
    ПЕС. Гав! Тупого бегемота!
    ОСЕЛ. Иа! На пугало!
    МЕДВЕДЬ. Что!?
    ВСЕ: Мой колпак!

Входит Лиса.

    ЛИСА (поет). Чую
                Я всегда добычу чую,
                Я всегда наживу чую,
                Дружочек, от меня не ускользнешь.
                (И меня не проведешь!)
                Чувство,
                О, лисье мое чувство,
                О, лисья моя хитрость
                Дружочек, со мной не пропадаешь.
                (И впросак не попадешь!)
                Счастье,
                Одной гулять на воле,
                Всегда быть в крупной доле
                И оставлять всех в дураках.

Ну что вы так все расшумелись? В чем дело?
    ВОРОНА. Лисонька, милая, выручи. Вспомни про сыр, который я тебе уступила. Видишь колпак. Он мой! Но все здесь присутствующие заявляют прямо противоположное.
    ПЕС. Гав! Колпак мой!
    ПЕТУХ. Как неприлично! Он мой! Кукареку!
    ОСЕЛ. Как это мой колпак может быть одновременно и чьим то. Иа! Тут какая то ошибка!
    КОШКА. Мой! Мяу!
    ГУСЬ. Га! Мой! Вне всяких сомнений.
    СВИНЬЯ. Хрю! Он мой, товарищи!
    ВОЛК. Мой, кумушка!
    МЕДВЕДЬ. Колпак на мне, значит - мой!
    ЛИСА. Стоп! Давайте разберемся по-существу. Для этого надо восстановить цепочку событий. Прошу колпак мне. (Снимает с Медведя колпак.) Кто первым увидел колпак?
    ОСЕЛ. Я увидел. Вот на этом пеньке.
    ЛИСА. И что же ты сделал?
    ОСЕЛ. Я спросил, есть здесь кто-нибудь?..

Далее все предыдущее действие пьесы повторяется в пантомиме, в ускоренном темпе.

    ЛИСА. Понятно. Теперь слушайте мое заключение. Колпак не может принадлежать Ослу, поскольку он сам признался, что нашел его. Правильно? Идем дальше. Он не может принадлежать ни Псу, ни Кошке, поскольку их претензии ничем не обоснованы. Гусь год тому назад был всего лишь маленьким гадким утенком, а, стало быть, дедушка не мог подарить ему такой большой колпак. А свинья?  Зачем ей тратиться на какой то там колпак, когда он на ней и не удержится. Волк претендует на колпак по привычке присваивать чужое, Ворона из зависти и вредности, Медведь – по праву сильного. Ну, а Петуху с его хохолком колпак – курам на смех!.. Так чей же на самом деле колпак?
    ВСЕ. Чей?
    ЛИСА. Вот вам правда! Этой мой колпак! Я его специально оставила на пеньке, чтобы еще раз убедиться в том, насколько порочен наш лес, сколько в нем зла и лицемерия. Вы все жалкие лгуны, готовые из-за какого то там колпака пойти на подлость и даже на преступление! Как же вам всем не совестно! Призываю вас, покайтесь. И сделайте это прямо сейчас. Завтра может быть уже поздно. (Все падают в раскаянии на колени. Лиса надевает колпак.) Прощайте, мне жаль вас!

Входит Иван.

ИВАН. Привет всем! Что за зоопарк?
ЛИСА. Ты кто?
ИВАН. Я то? Шут гороховый - Иван-дурак. (Видит на Лисе колпак.) А вот и мой дурацкий колпак!

Срывает с Лисы колпак и надевает на себя.
Немая сцена.
Внезапно лесные обитатели срываются с места и, обгоняя друг друга, убегают.

ИВАН.  Стоп. (Все замирают.) Куда это вы собрались? Теперь мы одна компания.  (Достает из мешка колпаки). Бери - не жалко, на всех хватит.
(Надевает на лесных обитателей колпаки.) Айда со мной по миру народ тешить.

Звучит русская народная. Все пляшут.

Конец.

#колпак
#никаквижинадзе
#пьесадлядетей
#сказка