Проверка

Валерий Карелин
- Нашли рыжего! Война войной, а обед по расписанию! –
Возмущение электрика на грозовое предупреждение метеорологов.

Старый Михалыч, опытный “ревизор” Энергонадзора, грустно смотрел в спину молодого человека. Орешкин – инженер, только после окончания ВятГУ, ловко перебирал стопку журналов и папок с инструкциями в “оперативном” шкафу. «Не найдёт, - вздохнул про себя Михалыч, - не подготовился. Хоть за неделю их предупреждай о своём приезде, хоть с начала года отсылай Планы внезапных проверок – никогда не будут готовы».

Грустный Орешкин мысленно вытер вспотевший лоб трудовой ладонью. «Где этого диспетчера носит?! – инженер гневно скосил глаза в окно, но никого не увидел. – Говорил же, чтобы ничего не трогали на полках. Эх, им хоть говори, хоть нас…».

– Пётр Михайлович, - Орешкин повернулся к инспектору с виноватым выражением во всей своей молодецкой фигуре. – Может, диспетчер взял для работы.

– Может, Володя, - Михалыч подивился своей доброте в голосе. «А, чё? – прощу молодого. Ещё нахлебается в инженерах, только начал свою жизнь». – Присаживайся, подождём твоего диспетчера. Кстати, в энергетике не самая последняя должность – это Диспетчер. Им тоже достаётся. И от своего начальства, которое считает, что диспетчер смену отстоял и – хоть потоп. И от потребителей электроэнергии, которые что? – считают “електриков” самыми ленивыми. Мол, сиди, по телефону треплись, в журнал пописывай, а ток – он сам по проводам бежит.

Михалыч потёр переносицу, хотел что-то поучительное вспомнить из своей долгой практики – наставить инженера: и диспетчеров уважать, и самому уверенней быть.

– Вот, из всего хорошего только этот анекдотический случай вспоминается. Пока ждём, расскажу. Сейчас-то мы взялись за энергетику, конечно, то проверки, то учёба на местах. А в прошлом веке бесшабашное отношение к Технике Безопасности и безалаберный подход иного руководства к своему авторитету порождали такие ситуации, что без смеха не вспомнишь. Вот, Володя, скажи: для чего обед?

– Ну, обед, скорее всего, это перерыв в работе.

– Правильно. Но у электриков он проходит по-иному – без отрыва от производства. И везде по-разному. Вот и в тот день бригады на линиях выполняли свою нелёгкую задачу по верховой ревизии, а значит, монтёры обедали прямо на опорах, крепко уцепившись когтями за поскрипывающую древесину, вольготно откинувшись на испытанные предохранительные пояса и подтянув на страховочных канатах термоса с горячей пищей к себе наверх.
А в кабинеты административной базы РЭС обеденное время на этот раз подкралось незаметно. Начальник, упитанный мужчина, первым засобирался на семейный обед домой, чтобы поддержать серое вещество мозга в боевой готовности руководить РЭСом. Естественно, по коридору к выходу находится кабинет мастеров, поэтому он завернул к своим непосредственным помощникам. Известие о начавшемся обеде последние приняли с огромным энтузиазмом, и теперь втроём пошли предупредить дежурного подстанции (в те времена, исполнявшего ещё и обязанности Диспетчера РЭС) о своей временной отлучке, как минимум, на один час. Почему такая расплывчатая цифра, Володя? В мире-то пунктуальности и точного времени? Потому что начальство на работу не опаздывает, а задерживается, в том числе, и за трапезой.
В “диспетчерской” вкусно пахло свежей ушицей, которую дежурный электромонтёр подстанции готовил с самого утра, изредка отвлекаясь на досадные мелочи – допуск бригад и сообщения, поступающие от вышестоящего Диспетчера ОДС и местного населения, потребителей электрического «света». От ароматов божественной ухи у руководства РЭС не на шутку разыгрался аппетит до такой степени, что не было сил ехать к себе домой. Оперативно дежурным была организована водочка, – а какая уха без сорокоградусной? – и обед начался. К шестнадцати часам все накушались до последней степени опьянения электриков – отключки. И картина послеобеденного отдыха в “диспетчерской” выглядела так: начальник, не отходя от места должностного преступления, тихо прикорнул под столом; старший мастер усиленно обогревал своим разгорячённым дыханием холодные в летнее время батареи отопления; просто мастер, ещё молодой паренёк, с пустой бутылкой под головой залёг у самого выхода; только солидный дежурный не покинул своё рабочее место, а лишь склонил голову на сложенные руки. В этот-то момент и зашла “внезапная проверка” во главе с главным инженером ПЭС. Оценив ситуацию сходу, ОН сказал нам: «Переписывайте всех лежащих на полу – с ними разберёмся премиями. Но тихонько, чтобы не разбудить диспетчера. Видите, как утомился на службе, а ему ещё до утра дежурить».
Михалыч улыбнулся своим воспоминаниям. Орешкин поддержал.

– Так что, Володя, постигай мораль.

Дверь открылась, и на пороге возник вернувшийся с обхода подстанции Диспетчер. Правая рука крепко сжимала недостающий Журнал учёта. В левой руке он держал пакет со свежей щучкой, близилось время обеда.

Пояснения:
РЭС – районные электрические сети.
ОДС – оперативно-диспетчерская служба.
ПЭС – предприятие электрических сетей.

Идея от 6 апреля 2003г.
4 января 2013г.