Три сестры

Михаил Ганкин
  МИНСК.  ТРОИЦКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ.
 Относительно старый, случайно сохранившийся квартал города.
 Несколько лет тому, его отреставрировали до карточного блеска.
Сегодня, это как бы островок исторической части, несмотря на то, что по возрасту относится всего навсего к концу 19 века и на вид не представляет никакой архитектурной ценности.

Во время второй мировой войны Минск был основательно разрушен, а здания которые уцелели и могли бы быть восстановлены, были снесены бульдозерами, а на их месте построены сталинские пятиэтажные коробки, которые до сегодняшнего дня создают облик "современного" МИНСКА.

До войны население Минска составляло около 238 тысяч человек,(сегодня один
миллион девятьсот тысяч) при том коренных Белорусов было не более двадцати процентов, Русские, Татары, Поляки и Цыгане -составляли ещё около тридцати процентов, а большую половину жителей составляли Евреи.
 Это было связано с так называемой чертой оседлости, которая с царских времён проходила по территориям Беларуси и Украины.
 До войны на территории Белорусской ССР проживало 950 тысяч Евреев.
После известного ХОЛОКОСТА,по переписи 1959 года, численность Еврейского населения сократилась до 150 тысяч человек.
 К 1970 году численность уменьшилась более чем в 3 раза и составляла уже 47 тысяч человек,а по переписи 2009 года на территории Беларуси проживало около 13 тысяч человек. Для сравнения 950 тысяч (1939 г.) 13 тысяч (2009 г.) Где 937 тысяч???

Но мой рассказ не об архитектуре и народонаселении.

 Прошло много лет после событий о которых пойдёт речь, я уже более пятнадцати лет живу в Западной Европе, но ежегодно приезжаю на малую родину повидаться с родными и заодно отдохнуть и подлечить пошатнувшееся здоровье в местных санаториях.
 Живя в чужой стране, я очень скучаю по общению, по родному языку  и  поэтому отдыхать приезжаю  в Беларусь, а не в Италию, Испанию или Турцию об отдыхе в которых когда-то мечтал, прожив почти всю сознательную жизнь в Минске.
 Недавно во время очередного моего приезда в Минск, я как всегда, купил путёвку в санаторий "НАРОЧЬ".
  Отдыхая в санатории, случай свёл меня с коллегой - интересным человеком, бывшим звукорежиссёром недавно вышедшим на пенсию.
 Мы познакомились за одним столиком в столовой, куда меня определила диетсестра.
Волей - неволей мы ежедневно встречались за завтраками, обедам и ужинами, и естественно,  часто общались в течении всего срока моего пребывания.
Во время наших одиноких прогулок мы много говорили на разные темы.
И вот однажды он рассказал мне  историю,свидетелем и участником, которой он был.

ИТАК  ПО  ПОРЯДКУ:
 
 Вы наверное знаете, как минчанин, начал свой рассказ мой собеседник, где находится ТРОИЦКОЕ ПРЕДМЕСТЬЕ.
 Именно там началась история о которой я вам расскажу.
Это было одно из красивейших и самых зелёных мест города, в котором я прожил почти шесть лет. Окна нашего дома выходили прямо на берег реки СВИСЛОЧЬ, а рядом находилась знаменитая баня, которую посещали очень многие минчане.Сейчас её снесли, да и берега реки одели в гранит.
Район, конечно, за прошедшие годы изменился в лучшую сторону.
Не зря, я думаю, оттуда выселили коренных минчан, под видом сноса.
Дома сохранили. Теперь в этих старых домах, модернизированных и осовремененных внутри,  живут блатные и богатенькие люди.
Но это так,к слову. А когда-то....
В одном из этих старых домов по улице Старо-Виленской жила одна еврейская семья - Арон Залманович и Геня Элевна.
Жили давно, где-то с 1922 года.
Жили "дружно", имели четверых детей - одного сына и трёх дочерей.
Называли они друг друга ласковыми именами, он называл её БЕГЕЙМЕ ( в переводе с идиш КОРОВА) а она его БУЛАХ (дурак).
А в остальном они жили-поживали, как все местечковые Евреи.
Общались между собой на языке ИДИШ, поэтому по русски говорили с большим акцентом.

Как только началась война, сын Лёва был призван в Красную Армию и погиб в первые годы.
Арон по состоянию здоровья на фронт не попал,но будучи по профессии портным,  был эвакуирован с семьёй в ТАШКЕНТ, где всю войну шил шинели для Армии. 
Когда в 1945 году он с женой и тремя дочерьми возвратился в Минск, то обнаружил, что квартира его занята, а мебель и всё что было в квартире, растащено соседями.
 Много сил и здоровья стоило ему выселить из его квартиры не прошенных гостей и собрать оставшуюся мебель у алчных соседей.
"Квартирантов" удалось выселить только к началу 1952 года.

 Арон был хорошим портным и шил на заказ мужские костюмы и дамские платья. Этим долго злоупотребляли  родственники, которые на "халяву" использовали его труд.Он долго терпел, но однажды сшил одному родственнику пиджак, где один рукав был длиннее другого.
 Это было сделано специально, чтобы "халявщики" оставили его в покое. После этого случая они действительно отстали от него, но пустили слух, что он плохой мастер. Это немного подпортило его репутацию и он постепенно стал шить от случая к случаю.

 Выйдя на пенсию, Арон всё свободное время ходил по комиссионным магазинам и скупал разный хлам. Кое-что приводил в порядок и продавал, но большинством хлама он завалил свою маленькую квартирку.
Это "хобби" оставалось у него до конца его дней.

ТЕПЕРЬ О ДОЧЕРЯХ:

Мина - так звали старшую дочь.
 
Я не знаю училась она где-то и чему-то, но в то время когда я вошёл в их семью Мина Ароновна работала завмагом.
Выглядела респектабельно, с полным ртом золотых зубов (тогда это было модно).
Ходила с очень важным видом,высоко подняв голову - ну типичная бандерша.
 Её муж ИСААК работал водителем спецмашины по продаже керосина.
Не знаю как,но на продаже керосина он сумел разбогатеть. Построил однокомнатную кооперативную квартиру,шикарно приодел свою жену.
Мина тоже немножко приторговывала разными дефицитными товарами и семья жила довольно таки благополучно.Родился долгожданный сын МАРИК.
АШЕЙНЕ ЯТ (красавец), как говорила Геня Элевна. Нужно было видеть этого красавца с огромным,как у попугая носом, но для неё.....
Всё бы хорошо,но случайно-негаданно случилась беда.
 В один прекрасный день Мина познакомилась с каким-то заезжим красавцем грузином, да так влюбилась, что бросила семью и ребёнка и поехала с ним в Грузию.
Грузин оказался аферистом, довёз её до Москвы, обобрал как липку и сбежал.
 Бедная Мина вернулась домой,на коленях выпросила у ИСААКА прощение и всё вроде бы стало на свои места, но горечь у брошенного мужа осталась.
МАРИК рос,не шатко,не валко закончил школу и пошёл в армию.
ИСААК к тому времени заболел и вскоре ушёл в мир иной.
 МАРИК после армии женился на медсестре и уехал с ней в пригород СОЧИ(она работала там в каком-то санатории).
В Сочи у Марика дела пошли неважно и он,чтобы поправить материальное положение, решил использовать свою маму.
Уговорил её продать квартиру в Минске и переехать жить к нему.

Мина так и сделала, уж очень хотелось ей жить рядом с сыном.
Но отношения с невесткой у Мины не сложились. Та,растратив все Минины деньги полученные за продажу квартиры, выставила Мину на улицу и той ничего не оставалось делать,как вернуться в МИНСК.
В МИНСКЕ для неё тоже места не оказалось. Сёстры не очень-то хотели брать её к себе жить. Наконец, после нескольких попыток выйти замуж за старика с квартирой, сёстры устроили её в дом престарелых, где она и прожила до конца своих дней.

Эля - средняя дочь.

 Выйдя замуж по любви, родила дочь ИРИНУ, но вскоре тоже загуляла. После развода влюбилась в "суворовца" - Эля работала секретарь-машинисткой в суворовском училище. Несмотря на то, что между ними была большая разница в возрасте, "суворовец" так запал на взрослую женщину, что забросил учёбу и стал бегать в самоволки.
Вскоре его отчислили из училища и забрали в Армию ( ему к тому времени исполнилось 18).
 Служить отправили под БРЕСТ, но Эля "подняла на ноги" нескольких генералов и её возлюбленного перевели служить в штаб Белорусского военного округа в Минск, что дало ему возможность почти ежедневно встречаться со своей любимой.
После службы БОРИС (так звали суворовца) женился на Эле.
У них родился сын ВОВА,родился дефективным и умер в возрасте 5 лет.
Жизнь у Бориса и Эли не заладилась,жили как кошка с собакой, но под одной крышей, они ещё долго жили "по течению" до самой смерти Эли.

Неля - младшая дочь.

 По сравнению с сёстрами оказалась самой сообразительной и находчивой.
Обладала неплохим голосом, пела в художественной самодеятельности.
Забеременела от баяниста, который занимался с ней не только постановкой голоса, нотной грамотой и  аккомпанированием на концертах,но заодно обучал её занятиям секса.
Забеременев, аборт делать побоялась, а у баяниста таких, как она было немало. Он был из тех ловеласов,который испортил судьбу не одной молодой девице.

 Вот тогда она вспомнила, что накануне летом родственники познакомили её с молодым моряком, который приезжал в МИНСК, в отпуск. Но взаимной симпатии между ними не произошло.Встретились несколько раз и разошлись. ( ЭТО И БЫЛ МОЙ СОБЕСЕДНИК )
 Служил моряк недалеко от Мурманска, но не смотря на то, что находился он далековато, находчивая Неля решила его использовать, ведь будущему ребёнку нужен был отец, а баянист на должность оного не претендовал.
Не долго думая Неля двинулась в путь.
 Благополучно добравшись до Мурманска, Неля начала поиск воинской части.
Но надо было так случиться,что именно в это время её моряк находился на учениях, а в зону учений попасть было невозможно.
Но нужно знать Нелю, она подкупила какого-то сверхсрочника и он через все кардоны доставил её на территорию военно-морской базы.
 Придумав историю об изнасиловании,которое произошло с ней, пока она добиралась до военно-морской базы, Неля добилась главного,переспала с моряком, чтобы скрыть беременность и чтобы в дальнейшем он не сомневался в своём отцовстве.
И действительно,через некоторое время после отъезда Нели, моряк получил письмо от неё, где она сообщала ему о беременности,  писала, что любит только его и ждёт после демобилизации.
 
ОТ  ПЕРВОГО ЛИЦА.

Пора познакомить читателя с моим собеседником.
Он представился мне как  Яков Семёнович Шкалов.
 
- И чем закончилась ваша история?  - полюбопытствовал Я.
- Честно говоря, продолжал Яков, я когда ложился в постель с Нелей, не строил никаких дальнейших планов.
Я и в Минск то ехать не собирался.
Думал, ну приехала женщина,почему не использовать момент, тем более я служил в такой дыре,где мы женщин в глаза не видели.
 Через два дня она уехала и я уже почти позабыл этот эпизод. Но не тут -то было.
Неля вернувшись в Минск развернула бурную деятельность по обработке моих родителей. Покупала им подарки, приглашала в гости, короче, вдруг ни с того,ни с сего получаю я слёзное письмо от отца, что он уже постарел, неважно себя чувствует и очень нуждается в моей поддержке.
При том,что отец, который никогда не писал писем и годами не поддерживал со мной никакой связи, вдруг воспылал ко мне любовью.
Я, как молодой и наивный, принял всё за чистую монету.
Демобилизовался я под самый Новый год, где-то в пятнадцатых числах Декабря.
На вокзале никто меня не встречал, так как я никому не сообщал о своём приезде.
  Я взял такси и поехал к родителям.Но их дом оказался на замке.
Не знаю, специально ли, или случайно, но чтобы не мёрзнуть на улице вынужден был поехать к Неле.
Там меня встретили,как самого дорогого гостя.
Особенно радовалась Неля,ещё бы,её план сработал.
На следующий день началась "обработка" меня со всех сторон,особенно старалась меня "пристроить"
моя так называемая мачеха (последняя жена отца). Уж очень ей не хотелось,чтобы я жил в их квартире, так как я должен был прописаться к отцу.
У меня не оставалось другого выхода,как поселиться в квартире родителей Нели.
Через несколько недель сыграли свадьбу.
Опускаю подробности об отношениях с её родителями,которые оставляли желать лучшего, но через три месяца после моего приезда Неля родила девочку.
По моим подсчётам, после приезда Нели ко мне на службу, прошло около восьми месяцев.
Я поинтересовался у медсестры, которая приходила к Неле из женской консультации, рождаются ли восьмимесячные дети?
- А с чего вы взяли ,что ребёнок восьмимесячный? Ребёнок нормальный, как положено родился через девять месяцев.
Я конечно догадывался, что что-то здесь не в чисто и даже собирался уйти, но вся родня облепила меня со всех сторон с плачем и уговорами, что мой уход убьёт Нелю и ребёнка, и я в конце концов, не без помощи моего отца, сдался.
Записал девочку на свою фамилию и до шести лет растил,как свою дочь.
Неля, после родов, немного придя в себя, взялась за старое.
В самодеятельности, в которой она продолжала участвовать, после каждого концерта были "банкеты" и заканчивались они, как бывает в подвыпившем состоянии, траханьем  с кем попало, и где попало.
У неё появился новый любовник, который бросил семью с двумя детьми и погуливал с Нелей.

 У меня не было особенно времени следить за ней,( я учился и работал одновременно) тем более, что особой любви между нами не было.   
Всё шло к разводу.
Нелли дошла до того,что под видом поездки на концерт, снимала квартиру в городе и жила там с любовником. ( я делал вид,что ничего не замечаю)
Развод,конечно не входил в её планы,её устраивал такой ход событий, но я наконец решился.

Мы оговорили с Нелей все детали развода: Я ничего не беру из дома,(всё что совместно было приобретено за шесть лет жизни) а она не подаёт на меня на алименты.
К этому времени я уже точно знал, что девочка была от баяниста.
 Неля со всем согласилась,но как только я отказался от раздела имущества, она подала на меня иск о взыскании алиментов. И представляете,за свою доброту, я двенадцать лет платил алименты чужому ребёнку.
Тогда же ещё не делали анализы ДНК.
 
Ну а что с Нелей дальше? - спросил Я.
-Ну она вскоре вышла замуж за своего последнего любовника.
Продолжала в отместку делать мне мелкие гадости. ( Я же был прописан у них в ТРОИЦКОМ).
Когда из всех домов Троицкого предместья, людей стали выселять,якобы для проведения реконструкции,всем жителям этого района предоставляли новые квартиры, и Неля,прекрасно зная, что у меня нет своего жилья, собрала подписи соседей, которые подтвердили, что я не проживаю с ней  в её квартире более шести месяцев. На этом основании меня повесткой вызвали в милицию и поставили в паспорте штамп - ВЫПИСАН ВНУТРИ ГОРОДА МИНСКА.
Это она сделала для того, чтобы лишить меня возможности получить какое либо жильё.

 
А что с девочкой?
-Ну, девочка почти повторила мамину судьбу.. Учиться не хотела, хотя была очень музыкальная. Пела в ресторане, потом после неудачного замужества родила дочь и перешла работать в салон красоты. Конечно, жаль её, всё-таки волей неволей я был связан с ней (хотя бы алиментами) до её совершеннолетия.
Мы с ней в хороших отношениях.Иногда перезваниваемся, встречаемся очень редко.Пусть она будет счастлива.
 
Неля ещё некоторое время пыталась меня вернуть,не могла она жить с одним мужем,хотела меня перевести в статус любовника, но в конце концов вроде бы успокоилась.

Прошло много лет, но она до сих пор очень сожалеет о разрыве со мной.

 У меня давно другая семья,взрослые дети, а этот эпизод моей жизни нет-нет да вспомнится.
Обидно, когда тебя использовали, как дурака, ну ладно бы были люди, которые умнее тебя, а то......

Вот смотри, в семье были ТРИ СЕСТРЫ и каждая из них умудрилась кому-то испортить жизнь.


 (На снимке Еврейская семья, КУКЛЫ изготовленные ВАЛЕРИЕЙ ГАЙШУН)



P.S. Недавно, после случайного прочтения моего рассказа, мне позвонил Главный литературный герой - и прочитал мне письмо, которое
прислала ему уже взрослая дочь той девочки, которую он удочерил 50 лет тому.
Оказывается "девочка" которой уже 51 год, прочитав рассказ вместе со своей дочерью, очень на него обиделись за то, что он "вынес сор из избы". И не смотря на то, что в рассказе изменены имена героев, они узнали всех участников этих событий.

С разрешения Главного Героя привожу текст письма:

Добрый вечер!!!!
Не знакома с Вами лично... Но всегда слышала о Вас лишь хорошее, всегда знала, что Вы мне никто, но с гордостью носила Вашу фамилию, видимо зря!!! Моя настоящая фамилия Бениаменсон, это фамилия моего папы ( мама поменяла фамилию на свою , когда поняла, что с такой фамилией могут быть проблемы ) , кстати в Вашем " прекрасном" рассказе есть масса неточностей, я родилась в браке и пять лет мои родители жили вместе, после развелись. Они до сих пор прекрасно общаются и вместе помогают воспитывать нам нашего сына, то есть своего внука.  Но я не об этом...
       Вполне вероятно, что у Вас своя правда, но после прочитанного очень противно, скорее всего в Вас говорит обида , которая сидит в Вас годами, жаль Вас!!! Меня поражает другое...  Как можно писать все эти гадости, но при этом Вы, когда приезжаете в Минск, звоните моей бабуле, предлагаете встретится, зачем???
   Неужели Вы не подумали о чувствах людей , которые могут это прочитать , я имею ввиду себя и свою маму! Мне обидно за то , что моя мама называет Вас папой, Вы этого не достойны, уж простите!!!
  Я желаю Вам здоровья и не имею права Вас осуждать, отношусь к Вам с уважением потому , что Вы старше меня , хотя меня воспитали люди , которые , как Вы говорите, не умнее Вас...
  Вы очень жестокий человек, это огорчает...
  Я знаю, что умнее и мудрее было бы оставить Ваш рассказ без комментариев, но простите не сдержалась, очень не приятно , знаете ли, читать всю эту грязь...
   Простите за беспокойство
    С Уважением,
     Ярмошевич Анна

P.s. Бабуле этого никогда не покажу, боюсь не выдержит...
Маме настоятельно порекомендую сменить фамилию...
Алименты готова полностью компенсировать ( реальную сумму с учетом инфляции)
   
Попрошу Вас больше никогда не беспокоить мою семью!!!