Дети из зоны

Бьёрн Сандмарк
- Была какая-то недосказанность и мне захотелось дополнить её. Описать ГДР какой она была - без морали и политики, - говорит Яна Хенсель (1), когда мы встретились светлым майским вечером после её выступления в Южной аудитории Хфидфельдского лицея(2). Родившейся в 1976 году, ей было всего тринадцать лет, когда рухнула Германская стена, и поэтому она написала книгу «Дети из зоны», основанную на детской политической неосведомлённости.

- Я хотела написать без «Остальгии»(3) и все время оттачивала стиль. Тем не менее, некоторые критики уперекали меня именно в этом. Это была болезненная, всё отрицающая критика. Потому что я писала с коллективного «мы»-субъекта, который направлял наши мысли к социалистическому фальшивому сообществу, потому что я написала книгу-противопоставление к популярной Generation Golf(4), описывающей беззаботную жизнь молодёжи 80-90 годов в Западной Германии. Так что теперь это даже невероятно приехать в Швецию и услышать столько положительных комментариев и дружелюбных вопросов. Это настоящий праздник!

- В начале 90-х был большой спрос на «величайшую книгу» о  воссоединении и о сильной ГДР, который перерос в разочарование, потому что не вышло того, что изменило бы ход событий. Я подумала, что для этого должно пройти не менее десяти лет, и это показалось так много, что я решилась написать что-то значительное.

Понадобилось 13 лет, прежде чем Яна Зенсель почувствовала необходимость вернуться к детским воспоминаниям, чтобы не только вспомнить, но и попытаться воссоздать чувства, детали, имена и слова, который быстро сменились западногерманскими и  американизированными понятиями. Чтение напоминает мастерское «Детство в Берлине» Вальтера Беньямина(5), но у Хенсель свой голос и своё совершенно другое восприятие мира, не менее интересное. Стиль книги - литературно окрашенная документальная проза, так что даже в этом есть определенное сходство с Беньямином. Сама она хотела бы видеть свою книгу скорее как эссе, но её литературная заявка в первом предложении отчётлива:  «В последний день детства мне было тринадцать лет и три месяца, когда я ранним вечером ушла из дома вместе с мамой». Эта фраза перекликается с  автобиографией Ингеборг Бахман(6), в которой она описывает своё детство, которое она потеряла в тот день, когда нацисты ворвались в Клагенфурт(7) в 1938 году.

Восемь глав эссе Яны Зенсель посвящены детству, родным краям, родителям, семейному воспитанию и т.д. Особое значение она придаёт отношениям родителей, поэтому эта книга и о пубертатных открытиях. Всё это идёт рука об руку с мирными демонстрациями против коммунизма, и оба эти несоответствия разрыва требуют своего рода  связки, или, по крайней мере, осмысления, чтобы можно было читать  дальше. Повествование замыкается в последней сцене, когда рассказчик забирает мать, садится в Volkswagen Golf, опускает боковое стекло и едет на запад, и отсылает к началу, когда мать взяла её с собой в понедельник на демонстрацию(8) в церковь святого Николая в Лейциге.

- Поколение моих родителей, родившееся в 50-е годы, знало только ГДР и не жило в другом государстве, поэтому им было труднее примириться с гибелью их страны. Родившиеся в шестидесятых вроде начали быть самостоятельными, но даже для них это было немыслимо. Им ещё не удаётся определиться чётко и ясно. Возможно, это произойдет позже. На рубеже веков мы вошли в какую-то новую фазу «переработки». Начало девяностых отмечалось эйфорией всей ГДР. Большинство было вне себя от радости, оставляя прошлое позади, хотело иметь D-mark(9) и быть частью ФРГ и ЕС. В середине 90-х началось разочарование из-за безработицы и несбывшихся радужных надежд. Но сейчас многие примирились с прошлым,  в том числе и с тем, что мне сложно, более того, практически невозможно понять. Например,  возникновение Stasi(10),  предательство,  сотрудничество с тайной полицией. Что должно случиться  в жизни каждого человека, что может оправдать его поступки. Это отголоски  денацификации(11), которая началась в 1945 году, но я не думаю, что её нужно было выражать таким образом. Я не знаю, как именно. Понять, когда приспешник переходит границу и становится преступником. Сложно.

Потом в ЕС вступил ряд стран бывшего восточного блока, и мне интересно, какую она видит разницу между ситуацией в этих странах сейчас и в ГДР тогда? Коммунизм пал во всех странах, но только ГДР сразу же стала частью запада.  Хенсель считает, что разница очень большая:

- Люди в ГДР и тогда, и сейчас живут с чувством потери идентичности. Они были образцом восточного блока, и почти в одночасье стали частью Запада. Во многих странах Восточной Европы не так воспринимали коммунизм, как в ГДР, и жили со здоровой долей скетицизма. Но прошло уже почти пятнадцать лет медленной адаптации к новой политической и экономической ситуации в Европе, и самовосприятие постепенно меняется. За это время люди успели измениться, а в некоторых странах, таких, как Польша, очевидно, что они хотят войти в ЕС. Поэтому их адоптация в Евросоюзе, вероятно, будет легче, чем у ГДР в Федеративной республике.

Время бежит, и мы выходим из ресторана. Когда мы расстались там, где у музея трамвай со скрипом завернул за угол, я внезапно почувствовал себя на Prenzlauer All;(11) весенней ночью. Но это было всего лишь секундное чувство, и когда я обернулся, Яна уже ушла.


Гётеборг, 2005




1. Яна Хенсель - немецкая писательница и журналистка. Родилась в Лейпциге. В 2002 году она опубликовала книгу мемуаров «Дети из зоны» о культурной адаптации молодежи ГДР на Западе и о немецком обществе после воссоединения.

2. Высшая школа с социально-экононичсеким уклоном в Гетеборге. Основанна в 1647 г. королевой Кристиной.

3. Игра слов от «ностальгия» и «ост» - восток. Подразумевается ностальгия по Восточному блоку.

4. Generation Golf – название известной книги немецкого журналиста и писателя Флориана Иллиеса. Фраза из книги: «Мы пусты, но хорошо одеты».

5. Вальтер Беньямин  — немецкий философ еврейского происхождения, литературный критик, писатель и переводчик.

6. Ингеборг Бахман — австрийская писательница.

7. Клагенфурт — город на юге Австрии, центр федеральной земли Каринтия

8. Осенью 1989 года пастор Фюрер своими молебнами за мир привлек в церковь св. Николая массы людей. В результате сотни тысяч человек каждый понедельник собирались в центре города и устраивали демонстрации против правления Социалистической Единой партии Германии (СЕПГ). В то время эти протесты питались надеждами на «свободу и демократию» Запада — в том числе и США.

9. D-Mark (разг.) — Deutsche Mark, денежная единица ФРГ

10. Stasi — сокращённая форма слова Staatssicherheit, госбезопасность ГДР.

11. Денацификация — комплекс мероприятий, направленных на очищение послевоенного немецкого и австрийского общества, культуры, прессы, экономики, образования, юриспруденции и политики от влияния нацистской идеологии.

12. Prenzlauer All; (нем.) — прокспект Берлина



Авторизованный перевод со шведского и пояснения Шахризы Богатырёвой


фото из интернета