Морские истории

Никита Заглядов 2
После моего отчисления из Московского университета не хотелось встречаться с одноклассниками в городе и я устроился матросом на один из небольших судов, которые занимались доставкой малых грузов на острова в Белом море. Свой первый шторм всего 4 – 5 баллов я запомнил очень хорошо. Была килевая качка и меня вывернуло наизнанку. При каждом подъёме я напрягался, а затем падение и реакция организма. Когда мы уже причалили в Беломорске я выполз из кубрика на свежий воздух и сам был цвета морской волны. Однако переболев один раз морской болезнью, я больше никогда не испытывал ничего подобного, даже когда мы попали в 9ти бальный шторм в Баренцевом море.

Была поздняя весна, или раннее лето и в редкие дни отдыха на море мы с боцманом высадились на небольшом необитаемом острове в Белом море. У боцмана было в руках ведро, куда он собирал яйца птиц, населявших остров, это, в основном, были чайки и нырки, у которых были мелкие яйца. Но вот мы поднялись почти на самый верх острова и увидели гагу, которая сидела на кладке яиц. Гага – это большая северная утка увидев нас, соскочила с гнезда и стала разбегаться, чтобы взлететь, однако боцман, аккуратно высыпав из ведра яйца на мох, кинул ведром в разбегающуюся гагу, да так удачно, что голова гаги отлетела в сторону, а сама гага оказалась в ведре. Она ещё какое-то время трепыхалась, а потом затихла. Боцман с моей помощью собрал рассыпанные яйца и к ним добавилась кладка гаги – штук 8 больших утиных яиц. С макушки острова были видны почти все его берега и я заметил сверху огромного моржа, который грелся на солнышке на большом плоском камне. Мне очень захотелось рассмотреть это чудо природы поближе и я, прячась за большие валуны, лежащие на берегу подобрался незаметно к лежбищу моржа. Когда я выглянул из-за очередного валуна морж оказался передо мной на расстоянии двух метров. Он лежал, закрыв глаза, и блаженствовал на весеннем солнышке, изо рта у него торчали два клыка, причем один был сломан и усы торчали во все стороны. Так я некоторое время спокойно рассматривал моржа, пока он не открыл глаза и увидев меня запыхтел, а потом резко плюхнулся в воду и меня накрыла небольшая волна.

Из гаги, которую сшиб боцман, наш повар сварил суп, а из яиц, которые собрали мы с боцманом – сам боцман сделал кровавый омлет – некоторые яйца уже были наполовину высижены и боцман всё перемешал и зажарил. Я не мог это есть, поэтому попробовал яйцо гаги – их отварили и они лежали горкой на тарелке – я выбрал яйцо, разбил и очистил – оно было нормальным. Старпом попросил меня выбрать яйцо для него – я выбрал – он очистил – на него смотрел глаз – он заругался на меня, мол себе хорошие выбираешь, а мне нет, на что я возразил, что я не рентген и насквозь не вижу, после чего снова взял одно себе и одно старпому и опять всё повторилось.

Со старпомом у меня были особые отношения. Во-первых моя вахта – в народе называемая «собака» была со старпомом – с 4х до 8ми утра. Каждый нормальный человек в это время спит, а мне приходилось работать: управлять штурвалом корабля, опускать за борт оборудование и т. д. Как-то раз мы шли в открытом море, был полный штиль и старпом решил определиться по звёздам на верхней палубе, а я был в рубке и пока его не было присел, а штурвал заклинил шпинделем, ну и уснул. Слышу топот – это старпом спускается с верхней палубы – я вскочил – вижу мы плывем перпендикулярно курсу – я вынимаю шпиндель и кручу штурвал до упора налево и стою спокойно. Подходит старпом и спрашивает: «Спишь?» - я мотаю головой: «Никак нет.» А компас в это время отрабатывает поворот – старпом смотрит на компас, потом на меня и говорит: «А я то думаю чего это звёзды не в той стороне, где должны быть.» Он думал мы плывём на юго-восток, а оказалось на юго-запад.

Как-то раз мы высадились на острове в Белом море. Основную растительность острова составлял зеленый мох и в этом мху по всей поверхности стояли грибы – красноголовики, или подосиновики. Грибы были разных размеров – от маленьких – с ноготь – до больших – размером с ведро, причем все были хорошего качества. Тогда старпом вернулся в лодке на корабль – набрал мешков и собирал грибы в мешки, как снегоуборочная машина двумя руками.
Потом он заставил меня чистить эти грибы – он конечно и сам тоже чистил, но пришлось этим заниматься несколько часов. Конечно я был очень зол на него и во время ночной вахты, когда уже сваренные в маринаде грибы в баках остывали на полубаке – я развлекался тем, что запускал в бак руку, ловил маленький грибок и съедал его. Старпом нашел где-то бочку на 200 литров для грибов и по приходе в порт краном выгрузил бочку на бортовую машину, однако перед этим он взял большое эмалированное ведро, зачерпнул из бочки полное ведро маринованных грибов и отдал мне. Мы с мамой всю зиму ели эти грибы и я вспоминал старпома.