Когда дома не сидится

Андрей Абин
Осенние зарисовки.
  В этом году у меня значительно прибавилось домашних забот и на охоту вырваться получается ну очень редко. Хотя, положа руку на сердце, в августе – сентябре я никогда особенно не стремился в поле. Перепела у нас мало, а из-за летней жары в этом году он и вовсе мигрировал туда, где повлажнее. На утку нужно выезжать к близлежащим селам очень рано, а чуть припозднился – местные охотники уже всю дичь загнали на средину водоемов. Можно, правда вдоволь стрелять голубей, но это занятие со временем тоже приедается. Хотя и имеет один большой плюс: на голубя можно выезжать не с утра, а к обеду, когда он идет на кормежку. И стрелять его часов до пяти – шести вечера (справедливости ради замечу, что голубей стрелять с успехом можно в течение всего сезона).
   Другое дело – охота в октябре, когда открывается охота на куропатку, фазана. Вот, где интересно. Погода уже влажная, что облегчает работу собаки, вальдшнепы жирные по посадкам сидят. А какая природа вокруг становится! На смену выгоревшим краскам лета приходит свежая живопись осени. Загораются посадки желто-оранжево-красными огнями, которые перемежаются с зеленной листвой. Эдакое единство в борьбе: летнее еще не ушло, а  осеннее еще не набрало всей силы и все это собрано вместе, тщательно перемешано и перетекают цвета из одного в другой. Я не говорю уже о неповторимом запахе мокрой, чуть прелой жухлой травы.
   Так или иначе, а в августе-сентябре этого года я был на охоте один лишь раз, да и то на открытие. Вернее даже не на само открытие, а в следующую после него среду. Кстати, говоря, не смотря на то, что забот прибавилось, в некотором смысле выезжать на охоту стало для меня проще. Дело в том, я, как говорилось в кино: «по совету друзей», купил автомашину «Москвич». И пускай не новая модель, но четыре колеса всегда лучше, чем две ноги, правда? Не смотря на свой довольно почтенный возраст, «Мустанг» или ласково «Мусик», бегает вполне прилично и позволяет значительно сократить время на дрогу в угодия. И если в прошлом сезоне я мог выбираться на охоту преимущественно с утра, то теперь появилась возможность выскочить пострелять голубей на вечерней кормежке или вальдшнепа по посадкам поискать, или… да мало ли что можно еще успеть до заката?
  И вот настал тот день, когда сложились на небе в нужном положении звезды, и выдалось относительно свободное послеобеденное время. Жена поначалу возражала, но потом махнула рукой: иди, мол. Получив такое благословение, я быстренько оседлал мустанга и, взревев двигателем, рванулся за город, рассчитывая застать самый разгар кормежки голубя.
    По пути нужно было заехать еще на заправку. На ближайшей заправке шла пересменка. Я ждать не стал и поехал к следующей. На следующей заправке мне снова не повезло. Стоявший в очереди водитель грузовика сказал, что пересменка только началась и нужно подождать с полчаса. Но как можно ждать полчаса, когда где-то впереди на подсолнух уже слетались тысячи голубей, готовых грудью кидаться прямо на мои стволы?! в багажнике лежала канистра с парой-тройкой литров бензина и я, полагаясь на извечное «авось», рванул в поля.
   Перед стрельбой по голубям, я решил проверить пару посадочек на предмет вальдшнепа и свернул с трассы на грунтовку. До посадок я не доехал примерно метров шестьсот. По всем законам подлости случилось именно то, что и должно было случиться – в баке закончился бензин. Но ведь у меня был запас! Я быстренько вылил в бак все, что было в канистре, понадеявшись, что уж до заправки как ни будь дотяну. Двигатель завелся, однако почти сразу же потерял обороты и заглох на второй передаче. Так повторилось еще пару раз. А заветные посадочки, они вон – рукой подать! Я позвонил своему другу Роме – водителю с большим опытом вождения творений советского автопрома. Получив предварительный диагноз неисправностей (скорее всего, попало немного грязи из канистры в карбюратор) и необходимые инструкции, я сумел заставить Мусика ехать более-менее приемлемо.
   Посадки ожиданий не оправдали – вальдшнепов я не нашел. Нужно было ехать на голубя. Взревев мотором, Мусик рванул по грунтовой дороге, но рвал он не долго. Метров через триста двигатель чихнул и заглох. Заводиться он никак не хотел. Снова звонок Роме, выяснение, количества залитого бензина и вывод: двух литров оказалось как-то маловато для заправки при сухом баке. А что еще можно было выяснить по телефону? Пришлось мне вызывать эвакуатор в лице моего друга Андрея Шайкана. А точнее его младшего брата Игоря. И пока я ждал помощь, прогулялся еще немного по балочке, на склонах которой было устроенное несколько огородиков.
   Скорее всего, мы вышли друг на друга одновременно – я со своим псом и куропатки. Шумный взлет, два выстрела – и одна куропатка камнем упала в траву. Остальные ее сородичи быстро скрылись за посадкой и затерялись в некошеном подсолнухе.
    Если бы не мой курцхаар Аркан, я бы не нашел сбитую птицу. Не смотря на то, что падала она камнем, нашел он ее в камыше, что рос по дну балки. Метров за десять, от места падения.
Не буду описывать, как я добрался домой. Скажу только, что пришлось потом чистить карбюратор. Зато к следующему выезду заправился заранее.
   И вот настал тот день, когда у меня снова появилась немного поохотиться. Мусик без проблем доставил меня к месту охоты. Поставив машину в удобном месте за небольшим холмиком, я выпустил Аркана и огляделся. Ровная местность, вокруг – хорошая, «куропачья» трава метрах в ста впереди начинается балка. На краю балки, как и принято в нашей стране, свален разнообразный мусор, над которым кружит стая ворон.
  Аркан, отбежав от машины метров десять-пятнадцать, сделал стойку. Я подумал, что он просто увидел ворон и по молодости своей на них позарился. А потому не спеша  стал расчехлять и складывать ружье. Аркан, тем временем протянул немного и снова застыл в стойке. Я посвистел ему, чтобы подозвать, потом позвал голосом, но псинка не реагировал. И только я собрался крикнуть ему громче, как сорвались из-под него куропатки и умчались вдаль.
  Что мне оставалось делать, кроме как похвалить собаку и досадовать на себя самого? Правильно – закрыть машину и отправиться искать куропаток.
  Ходили-бродили, а ту самую стайку так и не нашли. Правда, Аркан сделал одну стойку на краю балки, однако без подъема. Видимо куропатки ушли на дно балки, в густой кустарник.
  Чуть позже мы перешли на поле скошенного и убранного подсолнуха. Псинка активно работал, показывая, что что-то тут бегало. Далеко впереди на поле периодически налетали стайки  горлиц. Подойти к ним ближе, чем на тридцать-сорок метров не удавалось. Пуганные они уже в этом году. Разве что на краю поля, на деревьях можно взять попробовать.
  По пути к деревьям сорвались справа от меня испуганные куропатки и понеслись быстрее ветра над самой землей. Два выстрела в угон результатов не дали. Первым поторопился, а вторым, видать, просто смазал. Бывает.
  Горлицы оказались настолько «учеными», что даже на деревьях их взять никак не удавалось! Не успевал я подойти на расстояние выстрела и поднять ружье, как они срывались и летели на средину поля. А то и вовсе куда-то в сторону дач. В конце концов, я плюнул на это занятие, решив вернуться сюда ближе к обеду. И вновь отправился на поиски куропаток.
  На границе поросшего бурьяном и остатками прошлогоднего подсолнуха поля и озимки Аркан вдруг застыл в стойке, почти распластавшись по земле. Я тихо стал подходить, держа ружье наготове. Серая пожухлая трава  перед носом собаки вдруг взорвалась красно-оранжевыми всполохами и квохтаньем – крупный петух рванул свечой верх! В этот раз я не промахнулся. Хорошая добыча, а главное – как приятно бить дичь из-под красивой стойки! Вот в чем прелесть охоты с легавой – красота работы.
  И вновь я вернулся к горлицам. Но в тот день они мне никак не давались - то на выстрел не подпустят, то мажу безбожно, словно в первые годы охоты, когда еще ружье толком в руках не держал. Плюнув в очередной раз, я решил пройтись еще по во-о-он той травке и ехать домой.
  На травке аркан вновь заволновался, забегал, уткнувшись носом в землю. Через несколько минут у меня из-под ног взлетела куропатка. Выстрел – осечка! И тут еще две куропатки помчались над землей, но в противоположную сторону от их соплеменницы. Далеко они не улетели, а сели метров за сто. Я приметил место и побрел туда, пустив вперед собаку. И вот Аркан уверенно свернул вправо и застыл, припав к земле. Куропатки взлетели почти одновременно и понеслись в разные стороны. Я выбрал ту, которая полетела вправо. Повел ружьем и через секунду оборвал стремительный шумный полет. Удача. Можно ехать домой.
  Ну, а под конец, мне все же удалось добыть и горлицу, подбив ее сидящей на дереве. И довольный удачной охотой я поехал домой.