Часть 1. Секрет воспитания

Виктор Мирошкин
 
- Дед, а дед, а ты из ружья старого, которое в кладовке лежит, стрелял?

  Дед Матвей отвлёкся от мыслей, которые текли сами по себе, пока он не спеша вырезал фигурку медведя, и посмотрел на внука. «Совсем еще малой». - Подумал дед.
 
  Пауза и взгляд деда не смутили внука. Он уже привык, что дед не сразу отвечает, а всегда, или почти всегда, немного размышляет и прищуривается, когда готов ответить.
Сейчас пауза показалась длиннее обычной. Бывало и так, что дед вообще не отвечал, а только хмыкал или даже начинал смеяться. Это ставило в тупик. Но сейчас дед просто пристально смотрел на внука и, наконец, сказал:
- Узнаю, что трогал, перестану тебе доверять и буду всё от тебя прятать.
- Не, я просто спросил. - Быстро ответил внук.
- Знаю я твои вопросики. Думаешь, что хитрее хитрого. - Улыбнулся дед.

  Пауза. Дед, вроде, продолжил своё занятие, но взглядом косил на внука. Тот не уходит и смотрит за работой, прикусывая изредка губу. Выждав некоторое время, внук снова спрашивает:
- А зачем оно лежит?
- Что?
- Ну, ружьё. Если оно не работает.
- Ладно. Скажу тебе одну мысль, как взрослые рассуждают.
- Зачем?
- Чтобы понял, не стоит хитрить с ними. А задавай прямо вопрос и тебе ответят прямо. Если, конечно, взрослый сам не дурак.
- Не понял.
- Ты меня спросил про ружьё?
- Да.
- А зачем спросил?
- Просто так. А что?
- Да, не просто так! Стрельнуть тебе захотелось, а сам знаешь, что не разрешу. Хотел всё выведать и потом втихую попробовать. Сначала про ружьё, потом про патроны и так далее. Или я не прав?
  Внук смутился и что-то промычал под нос. Он был честен по натуре, но сказать правду не решился, поэтому промолчал, а звук вырвался сам по себе.
- Чего мычишь?
- Дык ..., интересно же! Лежит, а трогать нельзя.
- Есть много чего такого, что трогать нельзя.
- Ну да, я знаю. А как ты догадался, что я хочу стрельнуть?
- Ты ж, почемучка, на полпути не остановишься, пока не получишь сполна. А опыта нет. Если что интересует, то трогаешь. Все дети такие. Хорошо, что хоть спрашиваешь. Так умные поступают. Молодец! А дураки сами получают шишки. Вот ты про ружьё спросил. И если бы я ответил, что не работает, и уже давно не стрелял из него никто, так ты это всё равно проверить попытаешься. А если скажу, что стрелял, то повторить за мной захочешь. Так ведь?
- А разве плохо уметь то, что ты умеешь?
- Не плохо, а даже хорошо. Хвалю тебя за это, если заметил. Но ты же отличиться с сюрпризом для меня тоже иногда хочешь? Так ведь?
- Как это?
- Сделать самостоятельно, а потом показать, какой ты самый-самый и без меня.
- Я уже не маленький, чтобы всё время спрашивать! Сам-то я на что?
- Ты не маленький, но не ведающий.
- Чего?
- Бродишь по дорожкам средь невиданных зверей.
- Нигде я не брожу ... - попытался обидеть себя внук. Но любопытство взяло верх, и он промолчал.
  Дед продолжил:
- Не стесняйся спрашивать и не стремись удивить находчивостью. Это выглядит некрасиво. Лучше, когда делаешь, как бы, само собой, а получается лучше всех. Мастерски, но спокойно. Хочешь познать дело, спроси мастера, того, кто знает. Например, с ружьём - правильно сделал, что спросил. Только надо было сразу сказать, что стрельнуть хочешь. Тогда бы я подумал, как тебе это показать без страха за тебя.
- Правда, покажешь!
- Я не обещал. Но со временем всё покажу, что смогу.
- И когда?
- Когда решу, что время.
- Не понял.
- Я же сказал, что когда страха за тебя не будет. Вот ведь, как трудно объяснить, когда мысль твоя только на "хочу" реагирует. - Дед засмеялся.

  Настаивать внук в этот раз не стал. Знал, что дед, рассердившись, может просто послать делать какую-то работу. И обязательно противную. Это была его система наказания, вернее так он своеобразно злился. Не выполнить его задание у внука и в мыслях не бывало. Это грозило потерять расположение деда на некоторое время. «Осмысли свое поведение». - Говорил обычно дед и начинал играть в молчанку, пока у «обвиненного» не находились слова в свое оправдание. А поговорить с дедом было у внука одним из любимых занятий, пока он отдыхал с родителями в деревне. Бабушка тоже была интересным рассказчиком, и ее истории из жизни было приятно слушать, но дед был неповторим и иногда просто ставил в тупик неожиданными поворотами своей хитрой речи. Еще внук обожал читать сказки и очень любил слушать их. Но сказки ему дед с бабушкой не рассказывали, а давали самостоятельно читать, вынимая из разных уголков избы старые книжки. "Думай сам" - говорили они. - "И спрашивай, если интересно наше мнение".

  Смотреть на неспешную работу деда с деревяшкой больше не хотелось. Уж лучше потом результат увидеть. "Про ружьё на время придётся забыть". - Подумал внук, а сам сказал:
- Пойду, искупаюсь.
- Це дило. Один не ходи.
- Не, я с Коляном.

  Дед доверял сыну соседа, Кольке, и отпускал с ним внука.
- Лады... Не спрашивай никого больше про ружьё. Это дело только для нас двоих. Понял меня?
- Ага.

  Внук уже мыслями был не здесь. Но просьбу деда уловил.


А дальше было вот, что - http://www.proza.ru/2013/01/04/1692