Катастрофа Сухой СуперДжет. Разгадка трагедии

Дмитрий Ятокин
  Вчера, 18 декабря, национальный авиационный комитет Индонезии объявил официальные причины авиакатастрофы самолёта СухойСуперДжет, которая произошла 9 мая 2012 года.
     Об этой авиакатастрофе автор подробно рассказал в четырёх статьях:

Комментарий специалиста:           http://www.proza.ru/2012/05/26/736
Главный свидетель:                http://www.proza.ru/2012/07/07/452
Расследование катастрофы:          http://www.proza.ru/2012/05/30/900
О чёрных ящиках:                http://www.proza.ru/2012/05/29/901

     Основываясь только на предварительной информации, автором была выдвинута версия, что причиной авиакатастрофы стал пресловутый «человеческий фактор». Точнее «комплексный человеческий фактор», безобидные на первый взгляд действия, приведшие в конечном итоге к трагедии. Увы, но все предварительные итоги оказались с точностью окончательными.

     Первая составляющая трагедии. Самолёт, выполняющий презентационные полёты в Индонезии, ломается, проблемы с двигателем. Устроители шоу в авральном режиме вызывают дублёра, работающего в Пакистане. Однако смену экипажа руководители концерна «Сухой» не проводят, лётчики закреплены за «своими» лайнерами.

     Опытный, но уставший после перегонки из Пакистана шеф-пилот Яблонцев не имеет достаточного времени для ознакомления со схемой полётов в горной местности. Первый полёт проходит в штатном режиме, в безоблачную погоду. Второй взлёт. Усталость накапливается. В кабине представители индонезийской стороны, которым нужно презентовать «уникальные» возможности «чудо-техники». Разговор ведётся на английском языке.

     В гористой местности погода меняется часто, как настроение у женщин. Бездонное небо в одно мгновение затягивается тучами. Командир принимает решение прервать полёт и зайти на посадку. Но визуальных ориентиров уже нет! В таких случаях стандартная схема - «поднырнуть» под грозовые тучи, снизиться до визуального контакта с землёй. Но такая схема безопасна лишь в равнинных местностях. В горной местности «слепое» снижение смерти подобно. Однако командир, с разрешения диспетчера, отдаёт ручку «от себя».

     Вторая составляющая трагедии – визуальный полёт. Скорее всего экипаж не знал магнитных курсов расположения взлётно-посадочной полосы индонезийского аэродрома. В дневное время, в простых метеоусловиях, для полёта по кругу такие знания не нужны. Пилот отлично видит землю, его интересует лишь скорость полёта и высота.
Оказавшись в облачной зоне, экипаж потерял пространственную ориентацию и вместо разворота на 180 градусов развернул лайнер на 90, точно в центр скалы!

     Третья составляющая. Система опасного сближения с землёй TAWS вывела бы самолёт из опасной зоны в автоматическом режиме, но… Полёт выполнялся без помощи «автопилота», в ручном режиме. Система лишь известила экипаж об опасности, дав на размышление 14 секунд. Командир лайнера, постоянно отвлекаясь на беседу с индонезийским пилотом-наблюдателем, оценивает сигнал предупреждения как ошибку компьютера и принимает роковое решение. Он нажимает на кнопку, отключает сирену, а также речевую и световую сигнализацию. Остаётся десять секунд жизни.

     Четвёртая составляющая. Индонезийский диспетчер, обязанный по обзорному локатору контролировать заход СуперДжет на посадку, путает метки на экране радара и переключается на сопровождение истребителя марки Су, тренировавшегося в смежном квадрате.
Диспетчер разговаривает с командиром нашего Сухого, отдаёт ему указания, а визуально отслеживает перемещение по экрану метки военного истребителя Су. Трагедию можно остановить, сместив взгляд на несколько сантиметров влево, но злой рок и здесь не на стороне российских лётчиков. Перед СуперДжетом вырастает скала. Секунды жизни закончились…

     К чести индонезийской стороны нужно сказать, что у них хватило достоинства не сваливать вину целиком на экипаж Сухого СуперДжет. Официальные индонезийские лица выразили соболезнования всем погибшим в авиакатастрофе, вероятно, выплатят материальную компенсацию родственникам погибших в части своей ответственности.

     Сможет ли реабилитировать проект «СуперДжет» такая «невиновность» самого самолёта в трагедии? С большой долей вероятности можно сказать, что нет. Дорогой, амбициозный проект изначально позиционировался российской стороной как экспортный вариант. Но иностранцы не будут покупать дорогого «кота в мешке».

     Российские товары до сих пор охотно покупаются за рубежом. Но лишь изделия, проверенные временем. Такие, как автомат Калашникова, военные самолёты Су и МиГ. Но прежде всего эти изделия получили народное одобрение внутри страны, они стали популярны на территории производства благодаря своему безупречному качеству. Подобная продукция идёт нарасхват без всякой рекламы, без всякого давления на покупателей. Но на такую саморекламу ушли десятки лет самоотверженного труда. Таким путём сейчас идёт Китай. Идёт уверенно, успешно, насыщая прежде всего внутренний рынок.

     В России пытаются возродить звание «героя труда». Можно возродить и «знак качества». Но без уважения к человеку труда, без возрождения самого качества - прорыва России в мировые лидеры не получится. Пока Сухой СуперДжет не пройдёт «обкатку» внутри страны, пока не получит «народный сертификат одобрения» - будущего у проекта не будет! А пока Аэрофлот отказывается дозакупать новейшие лайнеры, ссылаясь то на большую стоимость обслуживания, то на проблемы с поставкой запчастей.

    Какие выводы следует извлечь из трагедии? Профессиональные и общечеловеческие. Профессионалам стоит обратить внимание на множество невразумительных «если» и «авось».

    Если бы руководство российской делегации заменило экипаж «пакистанского» СуперДжета на «индонезийский», который уже выполнял полёты в данном регионе, знал курсы взлётов, посадки, особенности метеоусловий – возможно все остались бы живы. Возможно, потому что время отмотать назад уже не удастся. Отмотать и остановить назад можно лишь запись полёта. На ней все веселы, живы и полны планов на будущее.
    Если бы индонезийский диспетчер не «лопухнулся».
    Если бы пилотирование осуществлялось с помощью автопилота.
    Если бы система опасного сближения с землёй не была отключена…

    А общечеловеческие, нравственные составляющие? Не нужно гнаться за прибылью любой ценой. Не нужно забывать о людях, об их слабостях, о психологических проблемах. Не стоит «играть» на чувствах любви к Родине, к профессии. На патриотизме. Такие «игры» как раз и приводят к гибели не повинных людей.

    Не позволительно нам судить тех, кто погиб, исполняя свой долг. На всё есть Божий суд! Там разберутся, кто прав, кто виноват! Вечная память погибшим! Пусть земля и небо будут им пухом!