Прогулки по Воронежу

Владимир Невярович
Как театр начинается с вешалки, так город – с центрального въезда в него, каковым для Воронежа является северный, что пролегает по московскому проспекту от задонского шоссе с севера на юг. Именно он-то, въезд в город, и формирует у приезжих первое впечатление. В старые времена лики русских городов украшали гербы, триумфальные арки, заставы, укрепления с городскими стенами и тяжелыми вратами. Не был исключением и Воронеж: при въезде в город со стороны Москвы по Новомосковской улице (ныне ул. Плехановской) были установлены величественные пилоны с гербами города и Российской Империи. Ныне необходимость во всем этом отпала.  Но лет 10 назад кому-то из городского начальства пришла в голову идея осчастливить Воронеж строением, очень напоминающим собой египетскую пирамиду. Этот новый шедевр архитектуры, изготовленный из красного пластика и дополненный по бокам пятиконечными звездами, так и утвердился до сего дня в своём названии именно как «красная пирамида».
Символику нового строения горожане совершенно   не поняли, зато предприимчивые лица достаточно быстро сориентировались, открыв неподалёку кафе «Пирамида», оформив её интерьер изображениями фараонов и  причудливыми египетскими иероглифами…
История умалчивает авторов этого смелого исторического решения. Помнится, в местной прессе тогда что-то писали о великой пользе, которую принесет городу это удивительное сооружение, что она  очистит его ауру от всякой духовной скверны и грязи. Но на практике всё получилось, видимо, наоборот. Так что вскоре участились сообщения о множестве  несчастных случаев и транспортных происшествиях именно вблизи «красной пирамиды». По этому  поводу в газете «Комсомольская правда» даже была опубликована статья с броским названием: «Почему в районе пирамиды в Воронеже много аварий и преступлений?».  Вот небольшая выдержка из неё:
«Скажу однозначно - такие конструкции категорически нельзя ставить на перекрестках, - утверждает Александр СУХОРУКОВ, руководитель Воронежского Центра энергоинформационных технологий. -  Мы провели исследование ее ауры и пришли к выводу, что  пирамида  усугубляет и без того отрицательную энергетику квартала… Кстати, этот факт подтверждается и официальными данными ГИБДД: на перекрестке вокруг памятника чаще других происходят автомобильные аварии». Пошатнувшийся престиж «красной пирамиды» постарались спасти после недавнего возведения Воронежа в ранг города воинской славы. Это новое достоинство умело отразили на «красной пирамиде» в виде соответствующей надписи (проект сей, по сообщениям в прессе, обошелся городу всего в 300 тысяч рублей). Только теперь пирамида, вероятно,   и приобрела свой законченный вид. В последнее время много было разговоров и споров в отношении нового герба Воронежа. Не знаю, к чему теперь эти дискуссии? Перенесите изображение «красной пирамиды» со звездами на бумаги, холсты и полотна – вот вам и готовый герб Воронежа! И выдумывать ничего не надо…
Воронеж – город древний. История его богата и увлекательна (как и всей нашей святой старины). Однако от древнего и славного с каждым годом остаётся всё меньше и тоньше. И чем больше работали над топономикой града Воронежа – колыбели русского флота, созданного гением Петра I - всевозможные работники топономического ножа и топора, они же «романтики с большой дороги»,- тем меньше оставалось в городе названий той любезной сердцу старины. Из огромного числа улиц, переулков и площадей Воронежа ныне едва ли можно отыскать десяток, сохранивших своё имя после 1917 года. Окончательную же ревизию старинных наименований завершили в основном после окончания ВОВ…
Но вернемся на несколько десятков лет назад.Уже через несколько лет после захвата власти, большевики, по сути, почти полностью поменяли лик города, переименовав большую часть его Центральных улиц и площадей. В первую очередь, естественно, выбирали названия, несущие православную символику. Так, вместо Петропавловской появилась улица Каляева; вместо Большой Предтеченской - Веры Фигнер, Вознесенский переулок стал улицами Баумана и Войкова, Никольский переулок – улицей Герцена, ул.Успенский съезд стала ул. Декабристов, Покровская превратилась в ул.  Дзержинского; Большая Троицкая  - в ул. Ленина;  Введенская – в Освобождение труда; Ново-Троицкая – в ул. Пролетарской культуры, Большая Успенская – в ул. Софьи Перовской, Вознесенская – в ул. Таранченко, Богословская – в ул. Чернышевского, Большая Богоявленская – в ул.25-го Октября и т.д. Не допустили новые хозяева, естественно, и всякое упоминание о дворянстве, купечестве и даже мещанстве, переименовав центральные улицы города: Большую Дворянскую, Малую(Вторую) Дворянскую и Третью Дворянскую, соответственно, в: Проспект Революции, Никитинскую улицу и  улицу Станкевича. Так навсегда исчезли важнейшие четыре улицы старого Воронежа: Большая Дворянская, Старо – и Ново Московская и Большая Девическая.
Уяснить в чем смысл подобных наименований улиц весьма сложно. Если предположить, что многочисленные улицы и переулки больших городов должны косвенно отражать исторические вехи города и отечества, тогда на примере Воронежа можно убедиться, что это далеко не так. Следуя воронежской объёмной топономическуой работе, получается, что история города началась с восстания Кондратия Булавина, потом город принимал участие в Бунтах Степана Разина и Емельяна Пугачева(причем принимал участие одновременно с обеих сторон, ибо, с одной стороны, в названиях улиц Воронежа прославлен Емельян Пугачев, а с другой – Генералиссимус А.В.Суворов, конвоировавший бунтаря Емельку по пути в Москву). Далее горожане (или некоторые представители воронежцев) имели отношение к герою 1812 года Петру Ивановичу Багратиону, а после активно участвовали в бунте 1825 года декабристов. Справедливо увековечены имена земляков-поэтов И.С. Никитина , А.В.Кольцова,Д.В. Веневитинова, а также светочей русской литературы В.А.Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова. Но на этом история воронежской старины фактически и заканчивается. Врывается эра пламенных революционеров, причем не только большевиков, но и меньшевиков, анархистов, народников. Количество улиц, названных именами этих людей столь велико, что едва ли доступно быстрому перечислению. Остановлюсь на некоторых из них:
1. Жан Поль Марат – олицетворение мирового революционного террора. Жестокости его не было предела, а чувства  жалости и сострадания были совершенно неведомы ему.
2. Степан Халтурин – профессиональный террорист. Участвовал в убийстве прокурора Стрельникова в Одессе, покушался на русского Царя – Освободителя Александра II.Произвел взрыв в Зимнем дворце, в результате которого пострадало много невинных людей, в частности были убиты 11 русских солдат –героев русско-турецкой войны. Повешен 22 марта 1882 года.
3. Желябов Андрей Иванович – один из главных зачинщиков политического террора в России. Один из организаторов покушения на Александра II 1 марта 1881 года.
4. Перовская Софья Львовна – террористка, гражданская жена Желябова. Повешена за убийство Императора Александра II.
5. Каляев Иван Платонович – террорист. Участвовал в покушении на министра внутренних дел В.К.Плеве, 4 февраля 1905 года бомбой убил Московского Генерал-губернатора и командующего войсками Московского военного округа Великого Князя Сергея Александровича. Казнен 10 мая 1905 года
6. К  женщинам, олицетворяющим русских террористок  должно отнести и двух Вер:  Веры Фигнер и Веры Засулич, именами которых названы воронежские улицы.
7. Землячка.
Но последние две фигуры кажутся невинными ягнятами  по сравнению с увековеченным в Воронеже именем, которое-то и произносить страшно (несмотря на милое и благозвучное восприятие его на слух). Имею ввиду  Землячку(Розалия Залкинд), по кличке «демон», женщину-палача Вот как характеризует её Альфред Мирек в книге «Красный мираж»: « А в 1920 году Ленин назначает её секретарем Крымского обкома. Это был её звёздный час. Здесь ей удалось превзойти всех не только на подмостках крымской трагедии, но и на всех фронтах гражданской войны. «Расстрелять, расстрелять, расстрелять…»,- повторяла она беспрерывно, получая удовлетворение давно накопившейся страсти к убийствам, с болезненным блеском в глубине бесцветных глаз, размахивая маузером». На её совести убийства многих тысяч невинных русских людей, уничтожение оставшихся в живых инвалидов, участников 1 Мировой войны, добровольно сдавшихся в плен офицеров, просто неугодных новой власти.
8. Совершенно непонятен смысл увековечивания памяти теоретика анархизма князя Петра  Алексеевича Кропоткина и масона-анархиста Михаила Александровича Бакунина.
9.Все в России, наверное, привыкли к улицам и площадям, носящих имена  Ленина, Дзержинского, Урицкого, Володарского, Войкова? Но заслуживают ли они того, дабы быть увековеченными Россией?
Феликс Дзержинский, к примеру, по его же собственному признанию, в детстве страстно мечтал о шапке–невидимке, дабы перестрелять всех москалей. Какие чистые невинные мечты ребёнка, не правда ли?  Но как знать, если бы преждевременная смерть не вырвала его из коммунистического пантеона, сколько бед России мог бы натворить этот «железный» революционный фанатик-садист. И вот теперь вместо улицы Покрова Божьей Матери Воронеж прославляет имя одного из главных палачей русского народа. Вот что написала о Дзержинском одна из участниц  форума в интернете:  «Дискуссия о возможности восстановления памятника  Дзержинскому  – политическая провокация с негативными последствиями.  Дзержинский  – профессиональный  палач , создатель системы концентрационных лагерей (в том числе, детских) с 1918 г.: до революции 1917 – профессиональный террорист, член еврейской националистической организации «Бунд». Один из руководителей и идеологов красного террора вместе с Троцким, Лениным, Свердловым. ..  Дзержинский  и подручные  палача  уничтожили уже в первые годы террора миллионы людей по всей России вплоть до Дальнего Востока, спровоцировали не только бойню и кровопролитие, но голод.  Дзержинские  и его подручные создали карательные отряды, ввели расстрельные списки, создали те самые «тройки», которые без суда и следствия казнили людей. С изощренной жестокостью подавляли солдатские, рабочие и крестьянские восстания по всей России»(Марина Тимонина)
10.Володарский В. (настоящая фамилия Гольдштейн Моисей Маркович) – меньшевик, примкнувший в 1917 году к большевикам и ставший комиссаром по печати. Был убит эсером, бывшим рабочим Сергеевым. Убийство Володарского стало поводом для проведения массового красного террора. Компания по героизация Володарского начала происходить спустя несколько лет после его гибели. Но писать о нем было, собственно, нечего. Как попал 27 летний оратор в столь громкую компанию – осталось для истории загадкой.
11. Урицкий Моисей Соломонович – прибыл в Россию в 1917 году из-за границы делать вместе с Лениным и Троцким революцию.  Бывший меньшевик.  С 10 марта 1918 председатель  Петроградской ЧК.
Как гласит Википедия, «М. С. Урицкого обвиняют в начале массовых репрессий в отношении противников новой власти, а также в личной жестокости. По некоторым оценкам, количество жертв, убитых по его приказу, составляло не менее 5 тыс. человек»
Есть, правда, и другие сведения…
Был убит  30 августа 1918 года Леонидом Каннегисером.В ответ на убийство Урицкого и покушение на Ленина большевиками был осуществлен т.н. «красный террор», в результате которого только 20 щктября 1918 года было расстреляно 500 неповинных и непричастных к тем покушениям людей.
12. Войков  Петр Лазаревич – меньшевик-эмигрант, террорист, примкнувший в 1917 году к большевикам. Участвовал в покушении на ялтинского градоначальника и перевозке бомб. Один из организаторов расстрела Царской Семьи, занимался уничтожением тел убитых.  Один из руководителей операции советского правительства по продаже  за рубеж сокровищ императорской фамилии, Оружейной палаты и Алмазного фонда( в частности были проданы пасхальные яйца , изготовленные фирмой Фаберже) . 7 июня 1927 года был убит в Варшаве русским эмигрантом Б.С.Кавердой. В ответ на это большевистское правительство без суда и следствия казнило в Москве в ночь с 9 на 10 июня 1927 года 20 представителей знати бывшей Российской Империи, которые никакого отношения к убийству Войкова не имели. Воронеж предпочел Вознесенскому спуску и Мещанской улице имя этого человека.
 Объемы настоящей статьи не позволяют мне подробно установиться на именах Розы Люксембург, Клары Цеткин, Карла Либкнехта, Георгия Димитрова, Сакко и Ванцетти, Анри Барбюса,  так мало имеющих отношение к Воронежу(да и другим городам и весям России) дабы воздавать им подобные почести на века.
Удивляет другое. Мне с трудом верится, что так спонтанно возникают подобные судьбоносные решения, запечетлевающие те или иные имена в скрижалях нашего города.
С какой быстротой появилась, к примеру, на улице Театральной вот эта памятная доска, посвященная «выдающемуся политическому деятелю» Галине Старовойтовой, которая несколько дней соизволила пожить в Воронеже (Надо же, ничего подобного не находим мы в память о пребывании в Воронеже даже Царей Российских: Александра I, Николая I, Александра III и Николая II, или же Великого князя Константина Романова "отца всех русских кадет"!)
А почему бы вместо террористов, анархистов и палачей не увековечить  имена одного из основателей Воронежа, первого его воеводы С.Ф.Сабурова, выдающихся русских зодчих и архитекторов, стараниями которых воссоздавался город Воронеж – Старова И.Е., Иевского Н.Н. , Базганова А.М., Замятина М.Н. и других? А Воронежские благотворители! Кто из ныне живущих воронежцев помнит о создателе приюта для слепых девушек В.Г.Столле, меценате Александро-Мариининской глазной лечебницы купце Клочкове Н.А., создателе приюта для сирот купце Самофалове Г.Д., Вигеле Ф.Н., безвозмездно передавшем  свою усадьбу под родильный дом, и о многих-многих других жертвователях и благотворителях земли воронежской? А почему бы  не увековечить имя воронежского губернатора Дмитрия Никитовича Бегичева, сыгравшего большую роль в ликвидации эпидемии холеры в городе в 1830 году? Бегичев не только потратил много личных средств на борьбу с болезнью, но и организовал сбор средств среди населения, что позволило построит в короткий срок холерную больницу на 200 человек, и эпидемия вскоре, уже в 1831 году, прекратилась. С Воронежской землёй связана жизнь изобретателя лампочки накаливания А.Н.Лодыгина (учился в кадетском корпусе), выдающегося математика Киселева А.П., создателя трехлинейной винтовки С.И.Мосина, историков Костомарова Н.И., Воскресенского Н.В., крупнейшего русского статиста Щербины Ф.А. Первым олимпийским чемпионом в истории России был уроженец Воронежской губернии Н.А.Панин-Коломенкин, а чемпион мира по шахматам Александр Алёхин являлся сыном предводителя Воронежского дворянства и имел недвижимость в Землянском уезде. Их имена, насколько мне известно, не знакомы улицам Воронежа.
Этот список можно значительно продолжить, но остановлюсь на этом.
Когда-то, во времена татарского ига, на месте Воронежской губернии располагалось так называемое «Дикое поле». Боясь татар, никто не селился в этих местах, и были они преданы забвению. Ныне же дикое поле забвения распростерлось на память нашу, густой пеленой заслонив, как святую старину, так и самих истинных героев Отечества нашего.
И заслоняет их пантеон лжегероев, имя которых легион.
Но верим, что, как писал русский поэт-патриот Сергей Бехтеев о России:
Пусть ты оглохла и ослепла,
Пусть исказился образ твой,
Но ты восстанешь вновь из пепла
Не многогрешной, а святой!
И  окрыленные верой поэта  завершим нашу прогулку по Воронежу прекрасными словами из другого стихотворения поэта Сергея Бехтеева, род которого, кстати, был тесно связан с нашими воронежскими краями:
Не  должен, не может
Народ мой великий
Бесовское рабство влачить,
Он все одолеет, он все превозможет,
Сумеет себя воскресить.

Он встанет из праха,
Воспрянет из тленья
С очищенной скорбью душой,
Пожавшей обиды и ужас паденья
В пучине крамолы людской.

Ведомый ко благу Господней десницей
Сквозь дебри житейских невзгод,
Он встанет, как Лазарь,
Из смрадной гробницы
И к Божьим стопам припадет.
МОЯ ВЕРА
Г.Ницца
1 мая 1931 г.