Сказ о том, как учителешонок учителем стал

Виктор Тарапата
Как-то раз к большому профессору пришел один маленький учителешонок. Он еще не был таким опытным и умелым, как профессор, и у него был один вопрос, который мучал его еще с университетской скамьи: «Что такое педагогика?». Что же это такое, он не мог понять тогда, во времена обучения в университете, потому что голова его была занята то теорией чисел, то физикой, то элементарной математикой, то еще невесть какими познаниями. Так он и не добился ответа на свой вопрос… Тогда.
Но учителешонок был очень любознательный, даже дотошный, о чем, с Вашего позволения, и будет рассказано.

 – Здравствуйте, профессор, многоуважаемый мой хранитель знаний!
– Приветствую тебя, учителешонок, что привело тебя ко мне?
– Не велите казнить, господин профессор, велите слово молвить! Позор мне, о, позор! Не усвоил я, что же такое педагогика и не могу ответить на этот вопрос, так как ответа не знаю и сам добиться его не могу! Помогите же мне, профессор, помогите! – молвил малыш.
– Конечно, дорогой мой учителешонок! Понимаю я, что учился ты на факультете, где мозг выносить математикой любили! Открою я тебе тайну, которую ты не постиг! – Профессор встал и поманил учителешонка за собой к книжному шкафу.
И был тот шкаф не простой – лишь взял профессор с полки учебник самый увесистый, как шкаф раскрылся, и внутри его учителешонок увидел разразившийся вихрь.
– Не бойся! Иди за мной! – сказал профессор и вошел в него. Учителешонок последовал за ним.
Через несколько секунд они очутились в небольшой келье, где они увидели старца, который склонился над колыбелью и что-то шептал, покачивая ее ногой.
– Кто это? – спросил учителешонок.
И профессор ответствовал ему:
– Это Ян Амос Коменский! И у него только что произошло прибавление, у него родилась педагогика – новая наука. Видишь, как он лелеет ее. Она еще совсем маленькая, но у нее большое будущее! Хочешь ли ты посмотреть, что станется с нею?
– Да, конечно! Конечно хочу!
В мгновение ока они очутились в роскошном паровозе. Учителешонок выглянул из окна, и увидел, что паровая машина мчится довольно быстро, все больше набирая обороты. А на бортике ее красуется все еще тайное для учителешонка слово «Педагогика».
– Неужели педагогика так преобразилась? – недоумевая спросил он.
– Как видишь, – ответил ему профессор. – Сейчас на дворе индустриальный век, и наука педагогика уже является достоянием многих людей!
– А почему вы ее называете наукой? – спросил учителешонок.
– Я тебе объясню… Хотя нет, давай мы поймем это вместе с тобой. Есть ли у педагогики предмет изучения, как думаешь?
– Ну, – задумался учителешонок, – скорее всего, иначе какой в ней смысл?
– Молодец! Предметом педагогики является изучение преобразований человека в процессе воспитания. Теперь второй вопрос: существуют ли объектные методы исследования?
– А вот этого я не знаю…
– Тогда поясню: исследование того, на что направлена познавательная деятельность в данной области? – Только малыш потянулся ответить, как профессор заговорил сам. – Вижу, ты догадался. Конечно же, существуют. Идем далее: могут ли быть открыты законы?
– Учитывая второе – конечно, на мой взгляд.
– Верно! Ну и последний вопрос: можно ли с помощью законов прогнозировать явления?
– Конечно можно, иначе это и законом-то не назовешь!
– Молодец! Теперь ты уже знаешь, по крайней мере, что такое педагогика. Давай перенесемся дальше и рассмотрим другие грани этого бриллианта!
Учителешонок был уже исполнен энтузиазмом в тот момент, когда перед ним возник рисунок, на котором ребенок убегает от женщины.
– А что это? – спросил учителешонок.
– Это иллюстрация одного ученика, которого попросили нарисовать слово «воспитание».
Лицо учителешенка приняло серьезный задумчивый вид.
– А правильно ли это нарисовано? – спросил он, казалось, в недоумении.
– Мы не можем сказать, правильно или нет в данном случае. Мы должны лишь констатировать, что у ребенка сложено неверное представление о воспитании. И сложено оно только лишь потому, что к самому ребенку неправильно применяли методы воспитания. А применяли неправильно, потому что не знали педагогики.
– Неужто педагогика настолько важна? – удивился учителешонок.
– Еще как! И мы в этом убедимся. Теперь подними глазки.
Учителешонок поднял глаза и увидел красивейшее здание с названием «Школа».
– Это, – начал профессор, – как ты знаешь, храм знаний. Можно сказать, первая ступень на пути к взрослой жизни. Здесь наша педагогика больше всего и пригождается, тебе же здесь и предстоит работать. Желаешь войти?
– Конечно!
И школа распахнула пред ними свои двери. Они прошлись по двум этажам, после чего профессор предложил заглянуть в один из кабинетов. В нем они увидели двух учеников, сидящих за партой. Один из них был доволен и весь будто светился, второй же был угрюм.
– Полюбуйся, учителешонок, это процесс обучения. Очень сложный, надо сказать. Видишь, одному ученику нравится, а другому вот нет. И не знаешь, твоя ли это ошибка, или же у него дома какие-то проблемы. Может, его с днем рождения никто не поздравил, а может, ему не достался в столовой последний пирожок… Не угадаешь.
– Но что же получается, учитель экстрасенсом должен быть?
– Учитель должен быть всем и вся – запомни это. А теперь давай мы с тобой посмотрим, какие же основные проблемы мы должны ставить перед собой.
И пространство вокруг переменилось. Учителешонок и профессор оказались в хвойном лесу, где пел дрозд, а кукушка отсчитывала кому сколько осталось жить.
– Вот, – обратил внимание профессор, – посмотри. Видишь, гнездышко?
– Да, вижу.
– А видишь, там маленький птенчик, только что вылупился?
– Да, – учителешонок заулыбался умиляясь маленькой птичке. Она была так же мала в этом мире, как он в педагогике.
– Этот птенчик – тот же наш ученик, которого нам предстоит взрастить и вскормить знаниями. Как мама-птица для него пережевывает пищу, так и мы должны для ученика пережевать все знания и буквально впихнуть в него, чтобы он принял их, проглотил и усвоил. А через несколько лет мы увидим результат. Мы его почувствуем. Ученик подрастет и станет умным. Он скажет нам спасибо. И опять же – подобно этому птенчику, который окрепнет и полетит.
С этими словами практически перед носом учителешонка пронеслась красивейшая птица, задев его носик нежными перешками.
– И как же назвать этот процесс? Эту проблему? – поинтересовался учителешонок.
– Его принято называть «развитие». Пойдем дальше.
Снова пространство вокруг них преобразовалось. На этот раз новым местом стал современный салон сотовой связи.
– Посмотри сюда, учителешонок. – Профессор подошел к витрине. – Видишь, какой тут замечательный гаджет?
– Да-а, первоклассная модель, новье! А функции…
– Погоди, – прервал его профессор, – я не про эту модель.
– А, ну так сразу бы и сказали! Эта? Ну, она хоть и вышла полгода назад, но уже можно считать устаревшей. В Angry Birds к тому же не поиграешь.
– И снова ты не увидел нужного. Посмотри между ними.
– Между? Так это ж вообще старье. Еще и антенка эта до фига не аутентичная…
– Вот ровно как ты не заметил устаревшую модель телефона, ты можешь и не заметить ученика, который не прошел социализацию в твоем классе. А ведь твоя задача – найти его, выявить и помочь, подтолкнуть, продвинуть его.
– Ох, профессор, прости меня пожалуйста, горе мне, горе!
– Не паникуй, ты же усвоил этот урок?
– Да, учитель!
– Тогда ты готов двигаться дальше.
Двое человек, которые все больше и больше походили на Вергилия и Данте, путешествующих в Инфернуме, перенеслись из магазина к металлическому столу, на коем лежали: очки, планшет с листочком, чай «Беседа» и колба с дымящимся раствором.
– Как ты думаешь, что это? – спросил профессор.
– Знаете… даже и трудно сопоставить. Вряд ли эти предметы как-то связаны.
– Вот ты уже не прав. Тогда подсказываю, их можно объединить аббревиатурой НПИ.
Учителешонок подумал немного и выдал:
– Николай… пукает… искрами?..
– Молодец! – воскликнул профессор. – Чувство юмора у тебя имеется, а вместе с ним и уже небольшой багаж знаний по педагогике. Теперь же пришла пора узнать тебе о методах Научно-Педагогического Исследования.
– Ах вот оно что! Простите меня, профессор, за глупость и несерьезность мою.
– Ты прощен, дитя. Попробуй расшифровать методы, которые я загадал с помощью этих предметов.
Учителешонок сразу схватил коробку с чаем.
– Вот это легче всего! Беседа.
– Верно. Беседа – метод исследования, предполагающий непосредственное общение с учащимся.
– Теперь вот это… – он взял планшет, – рискну предположить, что это какая-то форма опроса или анкеты.
– И снова браво! Анкетирование. Идем далее.
– Очки… Может, это означает, какое-то пристальное наблюдение?
– Ну, насколько оно пристальное, это судит каждый, но вот наблюдение – это верно! Финишная прямая!
– О, профессор, но насчет колбы я не могу ничего предположить, к сожалению.
– Хорошо, раз уж ты разгадал три метода, то последний открываю я тебе. Это эксперимент. Да не простой, а педагогический.
– О! – воскликнул учителешонок. – Снова это слово содержится «педагогика»!
– Верно подмечено! Педагогика на каждом шагу подстерегает тебя в твоей профессии, кстати говоря, – тут профессор немного подался вперед, – педагога.
– Мда… Оказывается, я бы не смог без нее нормально работать, спасибо профессор!
– Пока еще рано говорить «спасибо». Пойдем обратно в школу.
И перенеслись наши путешественники снова в школу. Очутились они в классе начальной школы, где увидели мальчика.
– А кто это? – спросил учителешонок.
– Это – младший школьник. Погляди на него: он бодр и счастлив, он держит в руках иллюстрированную азбуку, ибо мышление его пока что наглядно-образное. Также рядом с ним стоит телескоп – это значит, что он тянется к новым знаниям и вершинам.
– А вот эта тучка? Она что значит?..
– Она олицетворяет стихийность его восприятия. Но вот тут же мы видим и радугу – это значит, что мальчик этот эмоционален, для него окружающий мир – в эмоциях.
– То есть, он еще не знает, что это дисперсия?..
– Нет, конечно же! Для него – это разноцветная небесная дорожка. Но идем дальше, учителешонок.
Они зашли в следующий кабинет, где увидели мальчика, но уже повзрослее.
– Это, учителешонок, средний школьник. Посмотри, какой у него кейс. Он придает ему важности, добавляет чувство взрослости и солидности ему, но у него нет там ноутбука, потому что он еще не готов нести такую ответственность. Этот ребенок сейчас находится в самом сложном для него периоде. Его рост бурен и неравномерен, он – взрослый, который еще ребенок. И в то же время ты видишь мольберт, а также кисть в его руке. Это значит, что у него есть какой-то сторонний интерес, хобби. У него развивается творческое мышление. Идем же дальше, скорей!
Далее их ожидал последний мальчик… Нет, скорее, молодой человек.
– Смотри, учителешонок. Это старший школьник. Уже скоро он окончит школу и взойдет на следующую ступень взрослой жизни. Сейчас он задумывается, кем ему стать – водителем автомобиля или пилотом воздушного лайнера. Он уже умен, он практически полностью самостоятелен. Он без пяти минут – образованный человек.
– Благодарю Вас, профессор за то, что показали мне возрастные особенности школьников!
– Ого! Учителешонок, да ты тоже растешь! Уже и сам термины правильные высказываешь!
Учителешонок зарделся от радости.
– Но медлить нельзя, теперь ты должен понять некоторые и свои функции как учителя!
– Ведите же меня!
– Обязательно! Но сначала: реши, пожалуйста, вот эту простенькую задачку.
– Нет проблем!
Пока учителешонок решал задачу, профессор удалился к своему другу, которого попросил потребовать от учителешонка объяснить ход решения задачи.
– Ну что, решил? – спросил профессор.
– Да! Идем теперь дальше?
В этот момент в кабинет зашел друг профессора, и, познакомившись с учителешонком, проявил поддельный интерес и попросил объяснить решение задачи. Причем вслух, чтобы слышал и профессор.
После этого «экскурсовод» учителешонка снова заговорил:
– Смотри, когда я попросил решить тебя задачку, то использовал прямое требование, не так ли?
– Ну… – учителешонок замешкался, – наверное…
– Не наверное, а так и есть. А теперь смотри, есть еще и косвенное требование. Ты видел, что мой друг и коллега поинтересовался у тебя насчет решения? Это я его попросил.
– Значит, это и есть то самое косвенное требование?
– Да. И ты можешь точно также предъявлять их к ученикам: прямо или косвенно, причем косвенно можно при участии посредника. Такого, как мой друг, например. А теперь идем дальше.
Профессор достал из ящика два предмета.
– Тебе знакомо это? – спросил он.
– Да, вот это кнут, а это пряник. Есть еще метод кнута и пряника. То бишь, поощрения и наказания.
– Ого! Ты только что сам сделал наш следующий шаг. Ну, раз уж ты такой умный, то держи пряничек и идем дальше!
– Спасибо, – учителешонок немедленно скушал лакомство.
Профессор предложил пройтись недалеко от школы до избушки на курьих ножках. То был музей сказки.
– Как ты думаешь, почему мы сюда пришли? – спросил профессор.
– Это очень трудный вопрос… Очевидно лишь только если мы пришли в музей…
– Не совсем. В музей пришли ученики третьего класса, видишь? Они вместе с учителем заходят туда. Это называется внеклассным мероприятием. А для учителя, то есть для тебя, милый учителешонок, внеклассная работа. А теперь посмотри в сторону школы.
Учителешонок обернулся и увидел ребят, которые подметали листву возле нее, работая вместе, сплотившись, распределив обязанности.
– Это тоже внеклассная работа?
– Да. Как видишь, она может быть разной, но главное, чтобы она была добровольной, отвечающей интересам учащихся и должна быть во внеучебное время. Благодаря внеклассной работе, мы можем активизировать мотивацию наших детей, выявить интересы и микрогруппы, развить умение их сотрудничества и развить индивидуальные положительные качества каждого школьника.
– Неужто рядовой поход в кино с детьми тоже столь важен?
– Да, учителешонок, очень важен. Особенно для учителя. Кстати, о самом учителе…
И они снова перенеслись в коридор школы, где довольно молодой, бодрый и перспективный учитель входил в свой кабинет с надписью «8А».
– А кто это?
– Это классный руководитель. Погляди, какой он молодец! Его дети примут уже только потому, что он соответствует их уровню. Он одет не строго, но в то же время и со вкусом.
– А чем же он отличается от обычного педагога?
– А тем, учителешонок, что он работает с определенным классным коллективом, координирует его, направляет. Взаимодействует не только с учениками, но и с их родителями. Но главной его задачей остается все же – непосредственное общение и взаимодействие с отдельной личностью. С каждым учеником. Он должен быть ощутимой опорой и надежным опекуном школьника. Фактически, вторым родителем.
– Ничего себе! А я думал, он только журнал вести должен…
– Давай-ка мы с тобой зайдем в класс вместе с ним. Он мне шепнул, что тебе будет интересно посмотреть.
Зайдя в класс, взору учителешонка представился круглый стол, за которым сидели ученики. Они что-то активно обсуждали, каждый высказывал свою точку зрения. Солнышко светило в окна, создавая еще более позитивную атмосферу, царившую здесь.
– Действительно интересно!
– Да, коллектив – это очень интересное явление. И надо признать, что классный руководитель тоже играет не малую роль в его создании.
– Правда? – спросил учителешонок.
– Я тебя еще ни разу не обманул, мы ведь здесь не за мифами. Смотри, ученики объединены общей целью, они вместе что-то обсуждают, каждый член коллектива подходит к делу со всей ответственностью, у них есть инициативные лидеры и контролеры.
– И правда, это видно невооруженным глазом. Коллектив… Хорошее слово. – Учителешонок подумал и решил спросить. – А что, если я сейчас вторгнусь к ним в обсуждение? Нарушу их единство и разобщу их?
– Тогда это и не коллектив вовсе, – твердо ответил профессор. – Потому что коллектив, во-первых, должен быть сплоченным, а во-вторых, каждый его член должен быть защищен. Будто бы вот этим непробиваемым щитом, что стоит на полу, – профессор указал на средневековый щит.
Экскурс учителешонка в мир педагогики уже подходил к концу, и профессор решил перейти к объяснению парадигм (то есть, примеров или моделей) воспитания.
– Давай мы сейчас с тобой посмотрим на три парадигмы воспитания, учителешонок. Заходи в эту дверку.
Учителешонок отворил дверь и увидел за ней учителя, который объяснял детям материал, стоя у доски.
– Видишь, это приверженец традиционной парадигмы. Он преподает так, как преподают уже много лет. Методика, которую он использует, выдержана временем, а значит, надежна. Учитель здесь занимает главенствующую позицию. Теперь давай заглянем в другую комнату.
За второй дверью учителешонок мог наблюдать учителя, который сидит за столом перед ноутбуком. Он дал задания ученикам, которые те выполняли на аналогичных девайсах, а сам преспокойно дожидался окончания урока, заполняя электронный журнал.
– Смотри, этот учитель придерживается парадигмы рационалистического технологизма. Он распределил между всеми задания, да и сам без дела не сидит. Плюс он использует доступные инновации, как ты видишь. Идем дальше.
За третью дверь лишь заглянул учителешонок, как сразу был поражен. Учитель подходил к каждому ученику и объяснял что-то, что не тот не мог понять. Каждый ребенок был увлечен делом, у каждого на лице была улыбка. Особенно у тех, что уже выполнили задание и дожидались следующего.
– Видишь, они выполняют все одно и то же задание. Но учитель контактирует с каждым из учеников. Кто успевает – того хвалит, быть может, одобрительно поглаживает по плечу; кто отстает – помогает, направляет. Этот учитель – гуманист.
– Как же много я не знал, профессор! Я просто в восторге от того, какова же наука педагогика!
– Нам остался последний шаг на пути восстановления твоих знаний.
Учителешонок и не заметил, как наступил вечер, а сам он переместился к гости к одному из школьников.
– Мы сейчас – в семье. В главнейшей обители из главных. В начале всех начал. Именно здесь все и зарождается. Все характеры учеников, их поведение, мотивации, центрации – здесь. Даже философ Френсис Бэкон говорил: «Любовь к Родине начинается с семьи». Воистину прекрасное высказывание, которое можно перефразировать по-всякому, и оно не утратит своей формы, своего смысла. Семья очень важна. Это непоколебимый институт общества, в который должен постараться войти и учитель. Даже если ребенок три раза расскажет о тебе, учитель, в позитивном ключе, то ты уже будешь на хорошем счету здесь, в этой обители начал воспитания. Ну, что ж, пора возвращаться.

Учителешонок вновь оказался в кабинете профессора. За этот день он повзрослел, многое осмыслил и переосмыслил.
– Спасибо вам, профессор! Я не знаю, как вас благодарить!
– А я знаю, учитель, я знаю, как ты меня отблагодаришь. Ты заметил, что я стал называть тебя учитель? И неспроста, погляди, ты стал намного выше, уже скоро сравняешься со мной!
И правда, учителешонок не заметил, как стал выше.
– Так вот, – продолжал профессор, – скажу следующее: там, где мы побывали, это ненастоящий мир. Это иллюзия. Идеализация. И я хочу, чтобы ты сделал наш, реальный мир, таким же. Если он будет хотя бы чуточку похож на тот, что мы видели вместе с тобой, то он будет и лучше. Во всех отношениях.
Профессор взял бумагу с ручкой и написал что-то, свернул.
– Храни это, – сказал профессор, протягивая записку.
– Спасибо, – искренне вымолвил учителешонок.

Он вышел из здания университета в хорошем расположении духа, глаза его просветлели, разум его очистился. Учителешонок многое выяснил для себя. Он восполнил этот непростительный пробел в памяти. Он почувствовал себя всемогущим.
– Я люблю педагогику! – в порыве радости закричал он. А затем вспомнил про записку в его руке. Развернул ее.
В ней было написано: «Ты рожден, чтобы сказку сделать былью».

18 декабря 2012 – 19 декабря 2012.

Огромную благодарность автор выражает Татьяне Зориной и Галине Барабановой, без которых этот сказ никогда бы не появился.