Фама и основы рынка

Евгений Садков
 Что может быть никчемнее опустевшего пакетика из-под семечек? Даже лузга весной перемешается с грязью, перегниет, да и будет толк. А эта яркая бумажка? Тьфу.

 Не спешите. Порой и такая никчемность приводит к странной связи американского империализма и затерянного в мордовских просторах татарского поселения. Но сначала о содержимом пустого фунтика. Ну любим мы в основной своей массе этот подарок ацтеков. Хоть и недолга история подсолнечника в России и начинается с нашего первого императора, но любим полузгать стаканчик семечек. И ухаживание гарных хлопцев за красными девицами начинается частенько со жмени этого вкусного и полезного продукта.

 При Советах наши предки, подтачивая основы социализма, баловались несанкционированной продажей семечек. Но цены держали. Граненая стопочка три копейки, стакан-пять. Дяди Степы не слишком гоняли базарных бабушек, проходя степенно мимо притоптанных мест. Так и сосуществовали мирно долгое время продукты развитого социализма и зачатки нашего дикого капитализма.

 Но грянуло лихое время братков и рыжих торговцев тюльпанами. Исчезли старушки с мешочками и мерными стаканчиками. Их место уверенно заняли новорусские бизнесмены и бизнесвумены. Они быстро освоили сложившийся рынок. Знаете ли вы, что наша страна занимает первое место в мире  по производству семечек? Фактически в любом захудалом уезде крепко стоит на ногах именно этот сегмент российского рынка. Это вам не мифическая нанотехнология. Это традиция.

 Вот и в Белозерье, что в республике Мордовия А.А. Сайфетдинова освоила выпуск жаренных семечек. Всё чин по чину. Это вам не граненые стаканчики наших прабабушек. Яркая упаковочка, штрихкод, описание продукта и его полезных свойств. Даже на английском. Есть вероятность, что прочитает, перед тем, как пощелкать, известный американский экономист Юджин Фама. А именно он не так давно разработал взаимосвязь  рыночной капитализации и отношение цены к балансовой стоимости.

 Можно предположить, что  американцу и посвятила выпуск своего продукта бизнеследи из Белозерья.  На это указывает название. Иначе бы здесь было имя Фомы. В русском языке с ним связан устойчивый фразеологизм. Он отсылает нас с библейским временам, когда апостол Фома стал пальпировать раны воскресшего Христа.

 Правда, возникла и ещё одна версия происхождения продукта из Белозерья. Была в античной древности богиня молвы. Греки и римляне звали её Фамой. Но паренек на пакетике явно не похож на богиню. Впрочем и на американского экономиста он не тянет. Лично мне он напоминает дауна. Но мнение это субъективное и чисто оценочное. Возможно, предки Юджина Фамы жили в России и сидели вот так на печи. На это указывает английская надпись на фунтике в руках Фамы.

 Не слишком понятны мне и некоторые детали рисунка упаковки семечек "Фама". Вот объясните мне, зачем Фама засунул дрова не в печь, а в подпечье? Нормальные хозяйки хранят там подсобную негабаритную утварь. Ухваты,  кочерги, метлы. А этот напихал полешек, да ещё поджег. И что он думает? Калачей натрескаться? Скорее в дыму задохнется.

 Вот такая она странная связь отечественного продукта и величины рыночной капитализации. Рассчитанная на перевес балансовой стоимости продукта в одну сторону. При этом производитель может не беспокоиться о названии продукта. Пипл или Фамы схавают. Традиция.