Меня убить хотели эти суки...

Рафаэль Соколовский
     Эти слова  из лагерного стихотворения Юрия Домбровского оказалась провидческими.  Его трижды арестовывали, но он выжил за колючей проволокой. Там его не сумели ни сломить, ни добить. А когда он оказывался на свободе, с ним происходили поразительные вещи – то его выбрасывали из автобуса, то железным прутом дробили руку, то увечили  по выходу из  ресторана  дома литераторов. Кто они? Почему, например, хулиганское избиение было приурочено именно к тому времени, когда из Парижа ему прислали экземпляр его книги  «Факультет ненужных вещей» и он пришел поделиться радостью с приятелями?  Откуда они взялись и откуда знали, когда Домбровский окажется в доме литераторов?  Вряд ли лиходеи читали его и знали  его в лицо. Кто их науськивал? Тут гадать не приходится… С теми, кто осмеливался печататься за рубежом, расправлялись неминуемо – изгоняли из Союза писателей, судили или высылали из страны. Домбровскому мстили иначе…
     Книги "Хранитель древностей и "Факцльтет ненужных вещей" Юрия Домбровского у меня на полке  не залеживаются – и сам перечитываю их, и читатели  всегда находятся.  А вот познакомиться с Юрием Осиповичем  так и не довелось. Дважды  видел его и всегда  в необычном ракурсе. Первый раз в республиканской библиотеке имени Пушкина в Алма-Ате, теперь Национальной, в году сорок девятом, наверное. Высокий, носатый, худой мужчина, чуб падал на лоб, но что больше впечатляло - авоська, в которой лежала рукопись.        Возможно,  именно  рукопись романа «Обезьяна приходит за своим черепом».  О том, как он снова ее обрел после выхода из лагеря, рассказал в своих непридуманных анекдотах        Александр Лазаревич Жовтис. Однажды к Домбровскому заявился незнакомый человек и вручил ему рукопись, изъятую при очередном аресте.  Юрий Осипович был ошарашен и обрадован и растерянно  спросил: откуда она у него. Таинственный  посетитель представился: «Я бывший работник Госужаса. Сохранил рукопись и теперь решил вам ее вернуть». Госужасом по аналогии с Госстрахом Домбровский называл наши карательные органы.
     Другой раз увидел  в толпе перед входом в театр, в котором шли спектакли  «Современника»,  гастролировавшего в Алма-Ате.  Я снова увидел знакомую  фигуру.   На боку у него болталась подзорная труба. Люди ходят в театр с биноклями, а чтобы с подзорной трубой – должен это быть какой-то чудак. Мне вспомнился этот чудак с рукописью в  авоське.  Журналист Людмила Енисеева (Варшавская), подруга жены Домбровского подтвердила мне, что я не ошибся – это был Домбровский.
     Его странноватый облик был отсветом внутреннего мира, отраженного в его книгах. Когда-то таких людей на Руси называли  блаженными, юродивыми и  почитали  за божьих людей, потому что они не боялись говорить правду в лицо властелинам. В советские времена тех, кто говорил и писал правду,  называли антисоветчиками и жестоко карали.
     О Юрии Домбровском к его юбилею в Алматы вышла самиздатовская книжка «Письма вскладчину», адресованные  Юрием Осиповичем и его женой Кларой Файзулаевной такому же неприкаянному человеку, как и сам писатель,  Тамаре Мадзигон – филологу и поэту, в бытность свою преподавателем Казахского госуниверситета. Ю. Домбровского и Т. Мадзигон связывало не только то обстоятельство, что его жена Клара и Тамара были подругами, вместе кончали филфак. А, прежде всего, их связывала духовная близость и общность литературных интересов и взглядов. И добавлю – немало общего было у Тамары Мадзигон с Юрием Домбровским  такой железный штырь в душе, который не позволял изгибаться.  Для Тамар слова «Правда» и «Справедливость»  были основополагающими, в ней не было ни капли конформизма, и  была человеком прямым и откровенным,  всегда говорила, что думает. Ее непримиримый характер не раз доставлял ей серьезные неприятности. Как-то на кафедре предстояла защита совершенно беспомощной и безграмотной работы. Понимая, что Тамара не выдержит и устроит разгром диссертации и наживет себе лишних врагов, я посоветовал под каким-нибудь предлогом увильнуть от этого мероприятия, потому что работу  все равно   протащат. Тем  более никто не спросит причину отсутствия, а наоборот обрадуются этому обстоятельству.  Тамара сказала, что подумает, но не удержалась. Она разделала диссертацию под орех, не оставив камня на камне. И что же? Покровители придумали иезуитский способ избавления от критики – они горячо благодарили Мадзигон… за ценные указания, а диссертант пообещал учесть ее замечания в будущей своей деятельности. «Ну что? – спросил Тамару. – Нажила еще одного врага?». Но  поступить иначе Мадзигон не могла.   
     И вот  однажды на филфаке  решили от нее избавиться – взяли и  не избрали на новый срок. Боже, как взбеленились студенты и стеной встали на ее защиту – администрация университета не ожидала такого отпора. Мстили ей по всякому – как-то рассыпали набор уже готовой к изданию сборника стихов, найдя в нем якобы какие-то идейные огрехи, распускали о ней порочащие слухи – как только не старались ей досадить.
Как-то в передаче «Снимается кино» о Юрии Домбровском вспомнил Эдвард Радзинский в телепередаче «Снимается кино».Ждали  Юрия Осиповича  на празднование  Нового года, а он не идет и не идет…. Причина оказалась, как и все в его жизни, невообразимой –  ему показалось, что вместе с ним в вагоне метро едет его  следователь и он чуть не задушил его своими огромными лапами. В милиции выяснилось, что Юрий Осипович обознался. Вдова писателя Клара Файзулаевна Турумова-Домбровская не подтвердила этот случай, зотя он был в духе, в характере Домбровского.  Не исключено, что его в  свое оправдание придумал  сам Домбровский, иначе откуда бы взяться этой байке. Да и какое это имеет значение! Он уже при жизни был овеян легендами и  мифами.