Новый год в Запорожье из циркового дневника

Людмила Ильиных
Много лет назад  работали мы в Запорожье с «Цирком на воде». Комплекс, созданный на два-три года как экспериментальный, давно пережил назначенный срок. Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Сборы были хорошие. И «Цирк на воде» продолжал свое существование.
 Представление называлось «Водная феерия». Во втором отделении манеж превращался в бассейн. Красочное зрелище с водопадом, фонтанами, подсветкой, да еще передвижное, по тем временам было новинкой. Вода завораживала. Во время работы  прекрасного дуэта коверных не замолкал смех.
Про запорожский цирк ходили слухи, что в нем  чаще, чем в других цирках, происходили с артистами травмы и несчастные случаи. И чем интереснее и смешнее были представления, тем тяжелее травмы. Построен он был на месте старого кладбища. Суеверие? Мистика? Не знаю, но в том, что слухи не беспочвенны, пришлось убедиться на собственном страшном опыте.
Работали мы в городе уже третий месяц. На новогодние каникулы этот раз график был особенно напряженный. Три недели  без выходных по три представления в день. Снято было только одно – утреннее 1 января. 
Некоторые неполадки начались уже через пару дней… Справа от центрального прохода в зал, то ли течь была между стыками секций бассейна, то ли еще по каким причинам, манеж начал немного проседать. Секции старались выровнять. В голову оператора закралось опасение, что при такой нагрузке дело добром не кончится. Оператор находился в зале, по его командам шло заполнение бассейна, управление подъемным «столом» в центре бассейна и фонтанами.  Словно  в подтверждение его опасений стало замыкать  кабель желтой подсветки иллюминаторов. Его пришлось отключить.
А первого января произошел трагикомический случай. Заполнение бассейна водой  было частью уже начавшегося действия. Когда воды набралось достаточно, после команды «Стоп насосы», дежурный электрик забыл закрыть задвижки, и вода начала медленно  самотеком уходить обратно в емкости. В это время за занавесом дед Мороз, роль которого исполнял инспектор манежа цирка, готовился в выезду и уже был в лодке. После сообщения оператора   о понижении уровня воды в бассейне, электрик решил исправить положение и включил без предупреждения  все  четыре  насоса. Удар воды о лодку был сильный. Дед Мороз потерял равновесие. Ноги его остались в лодке, а голова оказалась в воде. Деда вернули в вертикальное положение, он героически отработал свой выезд, зажег елку. Но что было потом! Его успокаивали все вместе, сушили в сушилке его костюм и срочно приводили  в порядок –следующий выход через три часа. С рук сошло только благодаря тому, что все благополучно закончилось и было это 1 января.
Дальше стало еще серьезнее. Над форгангом – проходом для выхода артистов – была наклонная рампада с подсветкой. По ней стекала вода, образуя красочный водопад. Над этим водопадом на страховочной лонже-веревке  плавно до манежа отпускалась трапеция с воздушной гимнасткой. Номер назывался «Жар-птица». В голове оператора только успела мелькнуть мысль: «Не дай бог еще лонжа оборвется» - она оборвалась. Гимнастка скатилась по рампаде и, попав под водопад, упала в бассейн. Насосы остановили. Зал замер. За занавесом готовился к выходу ее муж. Он вынес на руках жену из бассейна, передал ее медикам и вышел работать парный этюд на подъемном «столе» в фонтанах. Представление продолжалось. Цирк – жестокое искусство.  К счастью, травма оказалась несерьезной. Бассейн был уже почти полный, и вода, при опасности захлебнуться под водопадом, все-таки смягчила падение.
После этого случая оператор стал бояться своих мыслей. А ощущение тревоги не покидало, словно предчувствие беды.
И вот наступило 7 января.
Новогодний сценарий был составлен так, что пока бассейн заполнялся водой, внутри и снаружи него было человек 15 артистов. Все постоянно находились в движении. Трудно было следить за технической стороной и в то же время за всеми артистами. Первым привлек внимание жонглер с японской фамилией, исполнявший роль пирата. Он стоял на фанере, лежащей на барьере и прикрывавшей кабели и фонари подсветки, как раз в том месте, где бассейн постоянно проседал. Оператор заметил, что он взмахнул руками и свалился в проход. Причина не была понятна – может просто оступился. Глаз не успел зафиксировать, что перед этим напротив жонглера внутри бассейна стоял один из коверных.  И он упал в воду, перед тем (или одновременно?), как тот свалился в проход.
Дальше счет шел буквально на секунды. Вот из бокового прохода в бассейн метнулся артист, перемахнув через стекла. Сделав два-три шага по воде, которая едва доходила до колен, он упал. Поняв, что что-то неладно, оператор подал команду остановить насосы. И тут же в его сторону кто-то из артистов махнул рукой и что-то крикнул. Не раздумывая, в чем дело, оператор закричал в рацию: Вырубай все! Вырубай фургон! ( В фургоне электриков находилась вся аппаратура для управления комплексом).
В зрительном зале повисла тишина.
Взгляд выхватил два-три тела, находившиеся в странном положении - ни на воде, ни под водой, а в каком-то взвешенном полусогнутом состоянии. Их быстро вынесли из бассейна, начали оказывать первую помощь, вызвали скорую. Но то ли какая ошибка была допущена, то ли в легких уже была вода, и ничего нельзя было сделать, но артист, бросившийся на помощь из прохода, погиб.
Зрителям объявили, что представление не может быть продолжено, предложили разойтись. Но они, видимо, были в шоке, трудно воспринимая происходящее. Расходились медленно и в тишине.
А происходило следующее. Сам бассейн был из стеклопластика. И лишь когда вода дошла до нижнего края иллюминаторов, произошло замыкание. В воде появилось напряжение. Артисты, находившиеся на подъемном «столе» в центре бассейна, где воды было совсем мало, переговаривались, смеясь:
- Тебя трясет?
– Ага. А тебя?
– Тоже.   
И никто не подал сигнала тревоги.
Как напряжение попало на отключенный поврежденный кабель подсветки, для комиссии, разбиравшейся несколько дней с несчастным случаем, осталось загадкой.
«Цирк на воде» не работал после этого почти полтора года.
Да, не любят мертвые, чтобы тревожили их покой.