Новое имя и новая судьба

Александр Азовский
“Побеждающий облечётся в белые одежды; и не изглажу его из книги жизни, и исповедаю имя его пред Отцом Моим и пред Ангелами Его” (Отк. 3:5).
“…и напишу на нём имя Бога Моего и имя града Бога Моего, Нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Моё новое” (Отк. 3:12).
“…и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает кроме того, кто получает” (Отк. 2:17).

В связи с наступившим новым годом хочется поделиться размышлениями о новом имени и связанной с ним новой судьбой.
Господь, творящий всё новое, обещает дать паспорт гражданина Нового Иерусалима всякому побеждающему христианину. Притом, как известно из Библии, он будет белого цвета, весьма прочной консистенции. И на белом камне будет запечатлено имя христианина – победителя, получившего гражданство в Новом Иерусалиме.
Во времена первохристианства всякий уважаемый правитель отправлял своего уполномоченного и чрезвычайного посла с дипломатической миссией в другую страну с белым отполированным камнем, на котором было высечено его имя. Это была своего рода верительная грамота.
Психологи заметили, что самое дорогое для человека – это его имя, которое ему приятно слышать из уст окружающих.  “Доброе имя лучше дорогой масти” (Еккл. 7:1) – заметил Соломон. Имя человека стало олицетворением его личности, это его второе “я”.
Многие люди стремились обессмертить своё имя – кто в пирамидах или монументальных памятниках, а кто – надписями на надгробных плитах. Причём, попытка стереть имя покойника с гробницы расценивалась как страшное преступление. Имена людей, высеченные на камне, на тысячелетия переживали их посетителей.  А вот Господь обещает дать новое имя, высеченное на белом камне.
Поскольку личность человека прочно связана с его именем, то принять новое имя можно только в исключительных случаях. Кстати, подобным образом монахи расстаются со старыми своими именами.
Жители некоторых племён имеют обычай менять имена детей, если они заболеют. Так они пытаются обмануть болезнь. Болезнь цепляется, скажем, к Тому, а он становится Биллом, и, таким образом, болезнь лишается объекта своего присутствия и жертва ускользает из её объятий.
Эскимосы даже пытаются обмануть смерть и, ощущая её приближение, обретают новые имена. Женщина, вступая в брак, меняет свою фамилию на фамилию мужа, исходя из древних традиций и желая начать новую жизнь. В Эфиопии родители скрывают настоящие имена своих детей.
В древнем Египте у людей было по два имени: одно для общего употребления, а другое – секретное, хранящееся в тайне. Из соображений безопасности его не разглашали. Некоторые люди, особенно творческие личности, имеют другие имена – псевдонимы.
Когда-то Господь спросил у борющегося с Ним Иакова: “Как имя твоё?” Он ответил: “Иаков”. Господь заменил имя Иаков на Израиль (богоборец). Многие имена библейских персонажей со временем устаревали, переставали соответствовать сущности их носителей и обстоятельствам, и тогда эти люди получали новые имена.
Ноеминь (приятная), попав на чужбину, обрела имя “Марра” то есть “горькая. Даниил стал Валтасаром, три юноши, попавшие в вавилонский плен, Анания, Азария и Мисаил, стали именоваться Седрахом, Мисахом и Авденаго (Дан. 1:7). В Новом Завете Симона Господь назвал Петром, то есть “камнем”, на котором стало строиться здание первохристианской церкви; Савл (тяжкий труд) стал Павлом  (маленьким).
Новое имя отражало изменение в судьбе, крутой поворот в жизни. Новое имя – новая судьба!
Безусловно, имя человека имеет какой-то смысл и значение в переводе с еврейского, греческого или латинского языков и накладывает отпечаток даже на его поведение.
Кстати, на Руси одно время практиковалась система уменьшительных имён: скажем, барина звали Василием, а его конюха – Васькой. Пётр I отменил это, но зато были введены отчества, которые жаловались вроде титулов знатным особам.  Простые люди назывались только по имени, а господа пользовались отчествами и даже фамилиями – прозвищами: Донской, Невский или, как я, Азовский.
На Западе это выглядело так: Ричард Львиное Сердце (как у индейцев) или Карл Великий, Филипп Красивый. Впрочем, сегодня многие мафиози с удовольствием носят клички.
Когда-то в Греции родился философ Аристоклес (не путать с Аристотелем). Так его звали родители, а мы знаем его по прозвищу “Широкий”. По-гречески оно звучит так: Платон.
Оговорки при произнесении имён, или описки в документах на Руси сурово карались. Так, например, в 1790 году дьяка Семёна Сорокина жестоко высекли кнутом за то, что, переписывая донесение сенату, он допустил описку и вместо фразы “достойный памяти царь Пётр”, перепутав буквы, написал “Пёрт ”. За ошибку его избили шибко.
Иной раз память подводит нас, и мы не можем вспомнить имя или фамилию нужного нам человека. Так, в рассказе Чехова “Лошадиная фамилия” страдающий зубной болью больной никак не мог вспомнить фамилию доктора, ассоциирующую с лошадьми. В конце концов озарение пришло – Овсов!
Какой бы склероз ни терзал нас, одно имя дороже нам более всего и его забыть невозможно. Это имя – Иисус, что значит: “Спаситель”. “И нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” (Деян. 4:12).
“Это имя святое Иисус всех дороже на свете имён”, – поём мы. Будем помнить его не только в дни причащений, а всегда. Вечно!
Даже если собственное имя забудем, как говорится, забудем как нас зовут, будем благословлять Иисуса.

А на небе, одолев все беды,
Мы получим новый паспорт – белый.
Белый камень, где сверкает имя
Гражданина Иерусалима.
Достигая во Христе победы,
Обретём мы скоро паспорт белый.

Слава за это Иисусу Христу!