Пока все спали

Федор Быханов
Как о несбыточном прошлом вспоминают сибиряки время всеобщего доверия. Передают в виде предания истории о том, что уходя из дома, хозяева просто приставляли веник к дверям, дескать, никого в жилище нет, и могли быть уверены, что никто не потревожит в их отсутствие оставленное имущество. Теперь все иначе. Замки требуются особой надежности. Обычное дело – стальные решетки в оконных проемах. И даже нахождение домовладельцев по месту прописки, вместе с чадами и домочадцами, вовсе не гарантирует сохранности накопленного добра. Как это было не так давно на окраине Бийска.
В одной из квартир двухэтажного дома по улице Яминской привыкли собираться всей семьёй ближе к полуночи, когда заканчиваются дела и можно спокойно отдыхать. Даже была привычка не запирать за собой входную дверь в надежде на то, что следом появится еще кто-либо из близких людей.
Так было и в тот осенний вечер, когда последний обитатель - сын хозяйки появился на пороге, не зная, что уже некоторые спят и никого больше не ждут под гостеприимным кровом. Но привычка осталась прежней, и молодой человек не стал запирать двери. Просто прикрыл её как обычно и отправился из прихожей в комнату.
О том, какую он совершил ошибку, станет известно следующим утром. Тогда, собираясь идти на работу, первый из проснувшихся вдруг с удивлением не нашёл на вешалке свою куртку, которую оставлял вечером. И у других домочадцев обнаружились пропажи, причину которых несколько прояснила входная дверь, продолжавшая оставаться чуть прикрытой. Выглянув за неё, жертвы вора увидели на лестничной площадке некоторые из своих вещей, раскиданные вором, не пожелавшим пополнить свою добычу этим, не слишком ценным имуществом.
Преступник действительно попался разборчивый. Потому, что и без того, то выбросил и прямо в подъезде, и по дороге от этого дома, прямо в снег, у него набралось чужого добра на две полные сумки.
В своём заявлении в правоохранительные органы потерпевшие перечисли всё то, что унёс неизвестный и незваный гость. Вместе с ним пропали несколько курток, шапок, ботинки мужские и кроссовки женские, а также сотовый телефон, не считая уже мелочи, на общую сумму свыше восьми тысяч рублей.
Самой дорогой по стоимости пропажей был мобильник, но именно он дал надежду на поимку злоумышленника, когда по горячим следам того настигнуть так и не удалось.
Сообщение о телефоне и его номере, присвоенном еще на заводе-изготовителе, поступили в соответствующие службы, связанные с передовыми технологиями современной связи. И, как оказалось, надежда оправдалась полностью.
Спустя какое-то время похищенный телефон вышел на связь. Зафиксировав это, аппаратура одновременно отметила и владельца той Сим-карты, что теперь была в пропавшем мобильнике. И по адресу владельца тут же выехала оперативная группа.
При этом, полагаясь на опыт раскрытия подобных уголовных дел, милиционеры никого задерживать в тот самый день не рассчитывали. Потому, что пользоваться аппаратом мог его новый владелец, купивший недорогую вещь с рук по сходной цене у домушника, сбывшего свою добычу.
Так и получилось. Новый хозяин рассказал о том, кто ему продал телефон, а тот, в свою очередь, сообщил, что приобрёл «товар» у незнакомца. Но, сумел запомнить некоторые его приметы.
Следующим шагом борцов за наведение порядка в городе, ведущих розыск, стало знакомство единственного пока свидетеля с особыми материалами: папками фотографий и описанием примет, хранящихся в архиве на тех граждан, кто склонен к правонарушениям, кто появляется на свободе лишь время от времени. Причем, не очень надолго. Как правило – лишь после отбытия срока заключения за прежние грехи, и до нового, обычно скорого по времени, ареста за очередное преступление.
И тут удача на первых порах оставила тех, кто пытался найти вещи, похищенные из-за незапертой двери в двухэтажном доме по улице Яминской. Свидетель не показал ни на одну из фотографий, не узнав на них незнакомца, у которого приобрёл телефон, изъятый следствием.
И все же, в конце концов, приметы продавца телефона сыграли свою решающую роль. Именно по ним был найден тот, кто сбыл с рук краденый мобильный телефон. При задержании он назвался Игорем Лебёдкиным. Но свою личную причастность к краже отрицал полностью. Заявил, даже, что телефон, продавал по просьбе друга, вернувшегося из мест заключения. Личность того, на которого указал задержанный гражданин, тут же проверили.
Им оказался Иван Шмаков с улицы 8 Марта, незадолго до этого освободившийся из мест лишения свободы, где провёл несколько лет за угон чужого автомобиля. Но, к тому моменту, подозреваемым Иваном Шмаковым заинтересовались и по другому поводу. На дороге между городом Бийском и селом Первомайским в сугробе обнаружили похищенный легковой автомобиль. Судя по всему, угонщик не справился с управлением, съехал с проезжей части в снег, бросил машину и пешком ушел в город.
Так вот, следы, обнаруженные криминалистами в машине, принадлежали именно Шмакову.
И ещё одно обстоятельство сначала Насторожило, а потом придало уверенность сотрудникам, ведущим следствие в том, что оба преступления  – угон машины и кража из квартиры на улице Яминской, возможно, были связаны между собой. Потому, что от места оставления транспортного средства угонщик возвращаться обратно мог только мимо того самого двухэтажного строения, где обитатели одной из квартир привыкли не запирать на ночь двери.
На допросах Иван Шмаков вёл себя по-разному. По поводу угона машины ничего не отрицал. Да и что было отрицать очевидные факты, когда оставил столько следов, взявшись за прежний промысел. Оставалось только оформить уголовное дело так, как следует и передавать его на рассмотрение в суд.
По словам самого задержанного, он не собирался, сбывать похищенный автомобиль. Угнал машину, чтобы просто покататься вместе с приятелем Игорем Лебёдкиным. Когда же застряли в снегу, то бросили «тачку», и вернулись домой пешком.
Зато по поводу квартирной кражи, подозреваемый в этом гражданин, не спешил сознаваться. Попытался представить себя свидетелем. Всю ответственность, за совершённое преступление, свалил на другого участника этой запутанной истории. Того самого, кто и продал украденный телефон. По его словам, арестовывать следовало именно его приятеля Игоря Лебёдкина.
Из протокола допроса уголовника открылась такая картина. Мол, сильно озябнув на ветру и устав от долгого пути по зимней дороге, они зашли в первый попавшийся дом, чтобы отдохнуть и обогреться в тёплом подъезде.
И вот, когда Шмаков отдыхал себе, прильнув к стене на площадке первого этажа, приятель куда-то исчез. Снова появился, спускаясь со второго этажа с полными сумками. Да ещё и похвастался, что обчистил квартиру, где не была заперта входная дверь.
В тот момент, когда подозреваемого в краже Лебёдкина познакомили с показаниями Шмакова, тот, что называется, чуть дара речи не лишился, потому, что всё было наоборот. Это он, как было на самом деле, сидел и отдыхал от долгой дороги внизу, пока судимый ранее друг набивал на втором этаже чужие хозяйственные сумки.
Выяснилось, что Игорь помогал Ивану нести сумки к тому домой на улицу 8 Марта. А на другое утро тот явился к нему с просьбой продать телефон. Друг не смог отказать в такой просьбе и едва сам не угодил под суд.
Однако у Шмакова имелся довод против бывшего приятеля. Он начал утверждать, что Лебёдкин, будто бы, оговаривает его за то, что несколько лет назад давал показания против него. Вот тот и пытается отомстить.
В связи с такой разницей в показаниях расследование затянулось. За это время Шмакова успели осудить за угон машины к восьми месяцам лишения свободы. На суд за кражу из квартиры, он вышел из неволи.
Правда, вскоре снова оказался на скамье подсудимых. Пока Иван смотрел на небо сквозь решётки в окнах камеры, следствие установило истину в том, кто же на самом деле украл вещи в доме на Яминской. И все улики указывали на то, что именно Шмаков совершил кражу, распорядился похищенными вещами, да ещё и оболгал своего, ни в чём ни повинного бывшего приятеля.
Но и после этого Шмаков продолжал менять свои показания, не желая нести уголовную ответственность за кражу. Только избежать заслуженной кары  ему не удалось. Следствие собрало столько доказательств вины Ивана Шмакова, что на суде вынесли приговор, по которому осужденный получил наказание за квартирную кражу, совершенную им из квартиры  на улице Яминской.