История мировой культуры 9

Ковалева Марина 2
Ковалева М.В., Макаров Д.А. Культурология: История мировой культуры. - Орел: Изд. Госуниверситет - УНПК, 2011.

Учебное пособие для ТЕХНИЧЕСКИХ специальностей среднего профессионального образования

Предлагаемое учебное пособие не претендует на изложение исчерпывающих знаний о предмете. При отборе фактов истории мировой культуры авторами делался упор на те достижения, которым суждено было стать ступенью, приближающей человечество к современному уровню знаний, и которыми мы пользуемся до сих пор.

В данном месте будут помещены лишь части пособия, написанные Ковалевой М.В.

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX в.

1. Развитие промышленности, науки и техники в первой половине XIX в.


 В первой половине XIX в., в связи с падением значения ремесленного производства и мелкой торговли, начался процесс постепенного упадка небольших городков и рост новых крупных промышленных центров. Экономическая жизнь стала сосредоточиваться в больших городах, куда в поисках заработка отправлялось население, покидавшее сельскую местность и провинциальные городки. Просёлочные дороги уступали место железным.
Лидером промышленного развития стала Англия. Её рывок вперёд, как и других европейских стран, во многом сделался возможным за счёт колоний, бывших источником дешёвого сырья.
В конце XVIII в. был изобретён паровой двигатель, что положило начало машиностроению. В промышленности использовался паровой молот весом до 50 тонн. Широкое распространение стали получать различные виды станков: токарные, строгальные, сверлильные, фрезерные. В текстильной промышленности освоили набивание рисунка на ткань, изготовление тканей из разноцветных нитей.
Во много раз увеличилась скорость распространения и передачи информации. В 1816 г. механический печатный станок был способен выдать 1100 экземпляров газет в час, а к середине XIX в. – уже 10 тыс. экземпляров. Американский художник и изобретатель Сэмюэл Морзе (1791 – 1872) создал телеграфный аппарат. Первая телеграфная линия соединила Вашингтон и Балтимор. 27 мая 1844 г. по ней прошла пробная телеграмма: «Чудны дела твои, Господи!» В 1850 г. подводный кабель соединил Кале и Дувр, а затем Англию с Ирландией и Бельгией.
Появились новые средства транспорта, существенно сокращавшие время, проводимое в пути. В 1801 г. Оливер Эванс пустил по улицам Филадельфии паровой автомобиль. К 1830 г. в Англии было 100 автомобилей. Закон ограничивал их скорость 4 км / ч. В 1807 г. инженер американский изобретатель Роберт Фултон провёл испытание в Нью – Йорке первого в мире парохода «Клермон». В 1819 г. первый пароход пересёк Атлантический океан за 26 дней (экспедиция Колумба сделала это за 70 дней). В 1838 г. по Неве перевозила пассажиров лодка с первым в мире электродвигателем, изобретённым Борисом  Семёновичем  Якоби (1801 – 1874). В 1825 г. между Стоктоном и Дарлингтоном Джорджем Стефенсоном (1781 – 1848) была проложена первая железная дорога. Изготовленный им паровоз шёл так тихо, что перед ним спокойно ехал на лошади сигнальщик. Распространение железнодорожного транспорта, не смотря на его явную выгоду, встретило сильное сопротивление.
Русская экспедиция 1819 – 1821 гг. под руководством Михаила Петровича Лазарева (1788 – 1851) и Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1779 – 1852)  открыла Антарктиду. Помимо нее, было открыто 29 островов и один коралловый риф.
Колониальные захваты и континентальные войны, которые вели европей-ские страны,  требовали усовершенствования оружия. Новые виды огне-стрельного оружия стали заряжаться со стороны затвора. Пуля приобрела цилиндрическую форму. В середине 1830-х гг. появились револьверы. Слава их создателя  американскому конструктору принадлежит Сэмюэлу Кольту.               
               
В 1839  г. Луи Дагерр  (1787 – 1851), французский художник и изобретатель, научился получать изображение на посеребрённой поверхности медной пластины, дополнительно покрывая её йодом. Так родилась фотография.
Были сделаны важные открытия в науке. В 1824 г. вышла работа Николая Ивановича Лобачевского (1793 – 1856), посвящённая новой, «неевклидовой» геометрии, включавшей в себя прежнюю как частный случай.

Английский физик Майкл Фарадей (1791– 1867) в 1831 г. открыл электромагнитную индукцию. Он стал основателем науки об электричестве, подаривший жизнь генераторам и динамо - машинам. За всю свою жизнь он провёл 1641 опыт.  Английский химик и физик Джон Дальтон (1766 – 1844) открыл атомное строение веществ, а Немецкий биолог Теодор Шванн (1810 – 1882) – клеточное строение организмов. Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809 – 1882) доказал, что природа – результат длительного развития. Он выдвинул теорию происхождения человека от обезьяноподобного предка (1871).

    
 2. Изменения в материальной жизни

Процессы урбанизации требовали существенных реформ в градостроительстве. Новые улицы делались широкими с учетом возросшего количества транспорта. Рост цен на землю обусловил  возникновение многоэтажного строительства. В первой половине XIX в. высота домов не превышала семи этажей. Под крышей находились жилые неотапливаемые  мансарды. Строилось много административных зданий. Фасады оформлялись в стиле рококо и классицизм.
Обширное строительство было характерно и для России этого периода. Предпочтение отдавалось стилю классицизм.

Зданиям придавался строгий дорический ордер. Суровую монументальность подчёркивало двухцветное оформление фасадов. Обычно это белый и жёлтый цвета.
Завершилось формирование крупнейших площадей Санкт-Петербурга.  Андрей Воронихин построил в 1801 – 1811 гг. Казанский собор, который после погребения в нём М.И. Кутузова стал памятником славы русских воинов – героев войны 1812 года. Андреян Захаров  возвёл величественное здание Адмиралтейства. В то время как городские ансамбли Петербурга производили впечатление геометрической упорядоченности, московские архитектурные ансамбли стремились к уюту и живописному сочетанию с окружающей средой.
В архитектуре США царила эклектика – механическое соединение различных стилей. Оттуда пришла мода на оштукатуренные фасады, стены комнат и потолки.
Отопление домов в первой половине XIX  в. производилось каминами, железными и кирпичными изразцовыми печами, освещение - свечами, масляными лампами, с 1850 – х гг. – керосиновыми лампами.
Богатые люди в начале XIX в. предпочитали мебель в стиле ампир, для которой были свойственны строгие прямоугольные формы, ножки в виде колонн или львиных лап, украшение боковых досок столов и бюро медными пластинами с римской символикой. После 1830 - х гг. в моду вошёл стиль бидермейер, создающий атмосферу интимности и домашнего уюта. Для него характерно появление различных видов диванов, обитых репсом и ситцем. В середине XIX в. возвращается стиль рококо. Мебель становится изящно изогнутой, обивается бархатом, часто с золотой бахромой.
   
В начале XIX в. женщины носили платья наподобие греческой туники с декольте и короткими рукавами. Первоначально только белые, позднее платья становятся разноцветными и дополняются шалью. В 1850 - е гг. в моду входят кринолины. Появляются новые переливчатые ткани, в том числе из разноцветных нитей – тафта, парча, шёлк.
Изменяется мужская одежда. Она изготавливается из шерстяных тканей спокойных тонов и тяготеет к простоте покроя. Мужчины начинают носить брюки, сюртуки, пальто, шляпу-цилиндр.

3. Ведущие течения в искусстве

В первой половине XIX в. ведущими течениями в искусстве были романтизм и реализм. При этом в официальных художественных учебных заведениях пропагандировался академизм (классицизм), который требовал идеализации натуры и сосредоточения внимания художников на античных сюжетах.
Романтизм возник как протест против эксплуатации рабочих, торжества нуворишей и власти денег. Романтики противопоставляли уродливой действительности мир мечты, поэтизировали прошлое, мысленно улетали в экзотические восточные страны. В центре их произведений – личность с её самоценностью и уникальностью. Романтики полагали, что человек должен жить сердцем, бороться с несправедливостью и посвящать свою жизнь высоким целям.  В рамках романтизма возник исторический роман. Его основоположником стал шотландский писатель Вальтер Скотт (1771 – 1732). У Скотта появилось много последователей в разных странах, стремившихся пе-ренести творческий метод шотландского коллеги на родную почву. Кумирами читателей того времени были писатели-романтики  Джордж Байрон (1788 – 1824) (рис.75), Виктор Гюго (1802 – 1885), Генрих Гейне (1797 – 1856), Василий Иванович Жуковский (1783 – 1852), Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837), Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 – 1841) .
В живописи романтизм проявлялся интересом к сюжетам, связанным с драматическими событиями прошлого и настоящего, столкновением сильных страстей, проявлением благородства в условиях невиданного бедствия.  Теодор Жерико (1791 – 1824) в картине «Плот «Медузы» соединяет реальное событие – страдания пассажиров потерпевшего крушение судна, с аллегорией, уподобляющей родную Францию, сотрясаемую социальными катаклизмами, плоту, отданному на волю волн безжалостного океана. Романтической революционной символикой наполнено полотно главы французского романтизма  Эжена Делакруа (1798 – 1863) «Свобода, ведущая народ на баррикады».
   
               
Нравственное совершенство человека в момент природной катастрофы прославляет Карл Брюллов (1799 – 1852) в картине «Последний день Помпеи»/

Пейзаж с элементами символизма получил развитие в творчестве немецкого живописца Каспара Фридриха (1774 – 1840). В пейзаже «Гибель «Надежды» во льдах»  затёртый льдами корабль уподобляется человеку, гибнущему под влиянием враждебных обстоятельств, но не сдающемуся. На картине «Монах на берегу моря» одинокая маленькая  фигура, символизирующая человеческую душу, стоит перед огромным холодным морем, символом вечности.
Алексей Гаврилович Венецианов (1780 – 1847) ввёл в искусство нового героя – крестьянина, создал  романтически - поэтичные картины сельского труда на фоне родной природы. В своём имении он создал школу, где обучал живописи юношей из низших сословий, в том числе крепостных.

 В 1830 - е гг. романтизм сменил реализм. Его цель состояла в выяснении причин уродства мира, показе действительности во всей её неприглядности для того, чтобы привлечь внимание к существующим проблемам, реальному положению вещей. В Европе крупнейшими реалистами  в литературе были Оноре де Бальзак (1799 – 1850), Чарльз Диккенс (1812 – 1870), Уильям Теккерей (1811 – 1864),  Стендаль (1783 – 1842). В России реализм приобрёл черты критицизма. Отечественные писатели стремились привлечь внимание читателей к страданиям крепостных крестьян («Муму» И. С.Тургенев), вызвать сочувствие к тяжёлой жизни «маленьких людей» (Ф. М. Достоевский «Бедные люди»), показать картину морального разложения дворянства (Н. В. Гоголь «Мёртвые души»). В отличие от западных писателей, в русской литературе критического направления почти не встречается счастливый финал.
Реалистическая живопись в России также приобрела критический характер благодаря творчеству, в первую очередь, Павла Андреевича Федотова (1815 – 1852).  В картине «Завтрак аристократа» он высмеивает потуги молодого человека с ограниченными средствами соответствовать уровню жизни богатой знати: окружённый  внешней роскошью, он прячет под модным романом кусок чёрного хлеба – единственную еду в доме. Героиня картины  «Вдовушка»  – молодая женщина, стоящая посреди описанных за долги вещей.
Остросоциальным звучанием проникнуто творчество французского художника Оноре Домье (1808 – 1879). Художник живо откликается на события, связанные с жизнью простого народа, сочувственно изображает тяжёлую долю людей труда. Одна из наиболее известных его работ, «Улица Транснонен», показывает одну из нескольких погибших семей  рабочих, уничтоженных за то, что во время восстания 15 апреля 1834 г. кто-то выстрелил из их дома в полицейского. Спешащая на работу женщина, несущая в одной руке корзину с бельём, а другой тянущая за руку своего маленького ребёнка на фоне окутанного утренним туманом Парижа с большой симпатией изображена на картине «Прачка».
Французский живописец Гюстав Курбе (1819 – 1877) полагал, что ис-кусство живо лишь тогда, когда оно в состоянии передать внешний вид, нравы и идеи эпохи. Современников поразили его картины, с беспощадной правдивостью  показавшие существование простых людей:  «Дробильщики камней» (рис.81), «Похороны в Орнане», «Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки».

Жан Франсуа Милле (1814 – 1875), французский художник и график, изображал патриархальную жизнь крестьян на фоне родного ландшафта. Художник  полагал, что истинную человечность можно передать только через образы людей труда. Хотя сам он хотел лишь запе-чатлеть и сохранить черты старого традиционного уклада жизни, критики, увидев его картину «Человек с мотыгой» (рис.82), на которой показан приостановивший на минуту тяжёлый труд крестьянин, заявили, что Милле – человек более опасный, чем Курбе.
В западноевропейском реализме важную роль сыграли французские художники, которые обратились к изображению родной природы, в то время как ранее считалось, что идеальной для пейзажа является лишь итальянская. Основоположником французской школы пейзажа является Камиль Коро (1796 – 1875), который стремился в своих работах к передаче игры света и прозрачности воздуха, тонкой цветовой градации оттенков.


Вопросы для самопроверки
1. Заполните таблицу, вписав имена деятелей культуры и названия их произведений.
Виды искус-ства Классицизм Романтизм Реализм
Архитектура
Скульптура
Живопись
Литература
Театр

2. Подготовьте сообщения на темы: 
- Черты классицизма в европейской (российской) культуре первой четверти XIX в.;
- Романтизм в европейской (российской) литературе и живописи первой половины XIX в.;
- Российская дворянская культура первой половины XIX в.;
- Отражение в культуре первой половины XIX в. социальных проблем;
- Географические открытия первой половины XIX в.;
- Развитие техники и технологий в первой половине XIX в.