Из альбома памяти моей

Яков Шафран
О сборнике «Стихи разных лет» Никандра Rassvetova


Рассказ о сборнике «Стихи разных лет» Никандра Rassvetova хочется начать словами самого же автора: «Немножко моих стихов, немножко моей души, немножко моей жизни… Книга издана в Израиле… Живу здесь, но говорю, пишу, думаю и чувствую по-русски. Что делать – я весь оттуда»… Этим многое сказано. Об этом и стихи.

Стихотворения автора –  это и любовная, и пейзажная, и философская лирика. Звучат и христианские мотивы. Но самая сильная мелодия поэта в его симфонии любви к жизни – все же ностальгия, тоска по России, по родным астраханским местам, по детству и молодости, по друзьям – по всему тому, что осталось там и тогда.

Желтый лист, как ранняя сединка,
На листве июльских тополей.
Сердцу милая, поблекшая картинка
Из альбома памяти моей...

(«Желтый лист, как ранняя сединка…», с. 32)

...И как летний день кристально ясен,
Как шуршит осенняя листва,
Как заснежен, тих и как прекрасен
Вечер накануне Рождества...

(Голубь, с. 11)

А мне милей провинциальная Россия,
Далеких улиц, палисадников привет.
Швыряет полдень листья золотые…
Ах, как мне хочется, как жаль минувших лет!..

(«А мне милей провинциальная Россия…», с. 109)

И где-то даже звучит убеждение, что все в жизни  уже давно и безвозвратно позади.

...Отцвело, отбегалось, отпелось...
И не будет больше ничего.
Золотая, яблочная  спелость –
Ароматы детства твоего...

(«Рухнули последние надежды…», с. 29)

Но сердце поэта наполнено неравнодушием ко злу, которое было и остается таковым и в России, и везде в мире.

...Ну а двести мильонов цепей
Держит потный, мохнатый кулак...

(«У ста тысяч красивых людей…», с. 38)

...Тяжел у Земли ее крест,
И горы свернув в океан,
Свой вой вознося до небес,
Ревет торжествующий хам...

(«Идет по планете Земля…», с. 17)

Такая позиция не случайна, ибо в основе лежит привитая в детстве мораль и любовь к людям.

...Сумей уберечься от грязных дорог,
Успей запастись терпением впрок...

(«Спасайся, кто может…», с. 28)

Мы не знаем, к какой религиозной конфессии принадлежит Никандр Rassvetov (а если без псевдонимов, Евгений Коперник), но то, что он  в глубине души христианин, видно из следующих строк:

...Ты прости ее, Господи,
Как простил Магдалину,
Ты пусти ее, Господи,
В эту малую дверь,
Только Ты можешь, Господи,
Судить Мадалину,
Неоплаканный образ
Невозвратных потерь.

(«Мадалина Маноли…», с. 51)

В целом сборник производит благоприятное впечатление, читается с интересом и легко. Надеемся, что поэт станет постоянным автором журнала «Приокские зори».

Ярослав Брагин (Яков Шафран)

© Яков Шафран