К вопросу о принятии иудаизма берберами

Андрей Зелев
Известный арабский социолог и историк Ибн Халдун (1332-1406 годы) сообщает, что в доисламские времена, берберы, жители Северной Африки исповедовали иудаизм:

   "По-видимому, часть берберов следовала обычаям иудаизма, религии, воспринятой ими от сильных израильских соседей, живших в Сирии. Среди иудеев-берберов были члены племени Джерба/Джарава (Djeraou), обитавшего в районе горы Аурас. Это было племя Кахины, погибшей от рук арабов в ходе их первых завоеваний. Вот другие иудейские племена: Нафуса (Nefouca) из африканских берберов, а также Фенделава (Fendelaoua), Медиона (Medioun), Белула (Behloula), Гиата (Ghiatha) и Фазаз (Fazaz) из берберов дальнего (западного) Магриба. Идрис I, потомок Эль-Хасана, сына Эль-Хасана, завоевавшего Магриб, очистил страну от ранее господствовавших здесь религий, а также упразднил независимость племён" (1).

Итак, Ибн Халдун утверждает, что берберские племена Джарава (живут в горах Аурес на северо-востоке Алжира), Нафуса (живут в Триполитании, Ливия), Фенделава (Fendelaoua), Медиона (Medioun), Белула (Behloula), Гиата (Ghiatha) и Фазаз (живут в Алжире и в Марокко) исповедовали иудаизм.

И только правитель, имам Идрис I (788-791) подчинил их и обратил в ислам.

Возникает ряд вопросов, связанных с этим необычайным сообщением.

Первое - насколько достоверна данная информация. Здесь мы имеем несколько подтверждений.

Имя царицы племени Джарава, которая вела войну с арабами - Кахина. В этом имени можно видеть еврейское имя Коэн / Кохэн (2).

Другим косвенным доказательством иудества этих племён являются слова арабского географа Льва Африканского (1488-1554), который, правда, говорил не о берберах, а о африканцах, неграх, что те, до ислама и христианства исповедовали иудаизм (3).

Иудейство берберов также можно доказать связью Тарика, завоевателя Испании, с еврейской общиной. Тарик был бербером, и его войско состояло из берберов. Но в его войске были и евреи, и даже еврей-полководец Каула аль-Иахуди (4). Испанские евреи также активно помогали войску Тарика при завоевании Испании.

Возникает другой вопрос. Если действительно, берберы до ислама исповедовали иудаизм, то когда и как они в него обратились?

Понятно, что обратили в иудаизм берберов местные африканские евреи, которые поселились в Северной Африке во времена Соломона, а может быть ещё раньше, и может быть есть некая связь между "Леви" и "Ливия". Вполне возможно, что ещё живя в Египте до Моисея, евреи могли продвигаться в Магриб.

Но когда произошло принятие иудейства берберами?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нужно вспомнить перечисление племён, которое даёт Ибн Халдун.

Ибн Халдун начинает с племён Туниса, Триполитании и восточного Алжира и заканчивает племенами в Марокко.

Для тех кто знает античную географию, сразу возникает мысль, что данные племена в точности жили на территории бывшего Карфагена, который владел землями как раз от границы Триполитании и Киренаики, и до Марокко.

Между тем, в Карфагене жили евреи (5).

Следовательно, именно Карфаген является общей точкой отчёта и для сефардских евреев, и для евреев Северной Африки.

Принятие иудейства берберами было долгим, оно шло и во время власти Рима над Африкой, при этом иудаизму приходилось конкурировать с христианством, которое, через те же еврейские общины, очень быстро перешло в Африку.

Источники
1.  Ibn Khaldoun. Histoire des Berberes et des dynasties musulmanes de l’Afrique septentrionale. — Paris: Geuthner, 1968. — P. 208-209.
2. Слушч H. Дахияэль-Кахина- героическая глава из истории еврейской диаспоры в степях «черного континента». — Тель-Авив: Аманут, 1933 (иврит).
3.  ЛЕВ АФРИКАНСКИЙ. ОПИСАНИЕ АФРИКИ
4. Каула аль-Иахуди // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. 1906—1913
5. Израильские и американские генетики: евреи основали Карфаген